IV. Самоопределение к деятельности.
— Прочитайте словосочетания
фруктов. сад глубок. озеро горяч. чай скрипуч. дерево
— По какому принципу они распределены по группам? (Породу имён существительных и имён прилагательных.)
— Назовите падеж имён прилагательных. (Именительный.)
— Назовите окончания имён прилагательных. Объясните их написание.
— Поставьте словосочетания в форму родительного падежа.
— Кто может записать словосочетания в родительном падеже? Что для этого нужно знать? (Какие окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже.)
— Сформулируйте задачи урока. (Узнать, какие окончания могут иметь имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже, научиться правильно их писать.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр.33 (с. 19).
(Устная работа по вопросам и заданиям упражнения.)
Упр.34 (с. 19).
— Прочитайте стихи.
— Сформулируйте их основную мысль.
— Какие предложения по интонации здесь записаны? Как их нужно читать? Почему?
— Прочитайте стихотворные строки выразительно.
— Определите падеж выделенных имён прилагательных, назовите их окончания.
(Письмо по памяти. Самопроверка по учебнику, самооценка.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр.35 (с. 19).
— Прочитайте текст.
— Какова его основная мысль?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
— Объясните написание слов с пропущенными буквами.
— Назовите падеж имён прилагательных с пропущенными окончаниями. Какие окончания вы дописали?
(Два ученика выполняют на доске разбор слов как частей речи. Самооценка.)
Упр.36 (с. 20).
— Прочитайте.
— Что означают эти фразы? Когда мы так говорим?
— Назовите орфограммы в словах, объясните их написание.
— Назовите имена прилагательные.
— В каком падеже они употреблены? Докажите.
(Работа в парах — составление диалогов. Проверка. Две-три пары выступают у доски.)
— Запишите в словарик слово аппетит, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
— Что означает это слово? Найдите его значение в толковом словаре.
— Образуйте от этого имени существительного имя прилагательное женского рода. (Аппетитная.)
— Выделите суффикс, с помощью которого образовано имя прилагательное. (Суффикс -и-.)
(На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, словарик трудностей русского языка.)
VIII. Рефлексия
Выборочный диктант
— Выпишите словосочетания «прил. + сущ.» в родительном падеже. Выделите окончания имён прилагательных.
1) На башнях древнего Кремля всё ярче звёзды светят. 2) На солнечном берегу Чёрного моря раскинулся оздоровительный лагерь. 3) Природа сонно нежится в лучах весеннего солнышка. 4) Вокруг нового ученика собрались шумные дети. 5) У маленьких детей щёки раскраснелись от сильного мороза.
(Самопроверка по образцу.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Что мы повторили?
— За что вы можете себя похвалить?
Домашнее задание
Упр. 37 (с. 20).
_____________________________
Тема: Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж.
Цель:учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимойинформации; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Учащиеся по цепочке читают словосочетания, называют окончания имён прилагательных.)
— Какие слова вы разбирали по составу?
— С помощью каких суффиксов они образованы?
— Назовите другие имена прилагательные с таким же суффиксом.
III. Актуализация знаний
Предупредительный диктант
Кто как зиму встретил
Летучие мыши забрались в дупла старых деревьев и на чердаки домов. Ёжик прикрылся сухими листьями. Лягушки зарылись в мягкий мох. Медведь отъелся за лето и осень и сладко спит в берлоге. Белка сменила на зиму шубку, утеплила гнездо. Только бездомному волку холодно и голодно.