VII. Рефлексия Работа по учебнику

Упр.6 (с. 6).

(Самостоятельное выполнение. Самопроверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что такое имя прилагательное?

— Какую роль играют имена прилагательные в речи?

— С помощью каких суффиксов могут образовываться имена прилагательные?

Домашнее задание

Упр. 5 (с. 6), 7 (с. 7) — по выбору.

___________________________

Тема: Значение и употребление имён прилагательных в речи. Словообразование имён прилагательных. Число имён прилагательных.

Цель:актуализировать знания о взаимосвязи имён прилага­тельных и имён существительных, об изменении имён прилага­тельных по родам и числам.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; анализ объектов с целью выделения их признаков; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком­муникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание ка­чества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее лич­ностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Какое упражнение вы выбрали? Обоснуйте свой выбор.

Упр. 5 (с. 6).

— Прочитайте отрывок из стихотворения.

— Чем интересно последнее предложение? (В нём использован приём олицетворения.)

— Назовите имена прилагательные, которые встретились в стихотворении.

(Два ученика выполняют на доске грамматические разборы.)

Упр. 7 (с. 7).

— Что такое синонимы? (Слова, близкие по значению.)

— Прочитайте пары слов-синонимов. (Сообразительный — смекалистый, грустный — печальный, апельсиновый — оран­жевый, маленький — крошечный, ароматный — душистый, быстрый — скорый.)

— Что такое антонимы? (Слова, противоположные по значению.)

— Прочитайте пары слов-антонимов. (Грустный — радостный, маленький — большой, радостный — печальный, узкий — ши­рокий, медленный — быстрый, крошечный — большой.)

— Какие слова вы разобрали по составу?

— Назовите слова с суффиксом -ист-. (Смекалистый, души­стый.)

— Какие ещё суффиксы вы выделили в слове смекалистый? (Суффиксы -а- и -л-.)

— Какой суффикс в слове маленький? Назовите ещё слова с та­ким суффиксом.

III. Актуализация знаний

— Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

Все меня топчут, а я всё лучше. (Тропинка.)

Невзрачен, кругл и невелик,

У дверей он жить привык.

Чуть нажмёшь — подымет крик.

Все поймут его язык. (Звонок.) .

Межи деревянные,

А поля стеклянные. (Окно.)

- Какая орфограмма объединяет эти слова? (Безударный глас­ный в корне, проверяемый ударением.)

- Какие буквы вы написали на месте безударных гласных? Назовите проверочные слова.

IV. Самоопределение к деятельности

- Подберите к каждому слову-отгадке по два имени прилага­тельных. Запишите словосочетания, поставив вопрос от су­ществительного к прилагательному. Выделите окончания имён прилагательных.

- Какие окончания имеют имена прилагательные, отвечаю­щие на вопросы какая ? какой ? какое ?

- Какого они рода? Как вы это определили?

- Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, как связаны су­ществительное и прилагательное, поупражняться в опреде­лении рода и числа имён прилагательных, отработать умения выделять окончания имён прилагательных, соотносить род, число имён прилагательных и их окончания.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 8 (с. 7).

(Коллективная работа по вопросам и заданиям упражнения.)

- Можно ли определить род имён прилагательных во множе­ственном числе? (Нет, род имён прилагательных определя­ется только в единственном числе.)

Маленький страус из стран очень жарких

Сбежал, чтоб пожить в небольшом зоопарке.

Но его не обидели, честное слово,

ДобрЫЕ дяденьки рода мужского.

Гулять выводили в любую погоду

ДобрЫЕ тётеньки женского рода.

Страус письмо своей маме послал.

«ДобрЫЕ очень!..» — он в нём написал.

Дивится мама страуса, в письмо такое глядя,

Не знает, кто же добрЫЕ: тёти или дяди.

Как же мог бедный страус забыть:

У прилагательных во множественном числе

Род нельзя определить!

Упр.9 (с. 7).

— Прочитайте текст.

— Какова тема текста? (На кормушке зимой можно увидеть разных птиц.)

— Определите главную мысль текста. (Зимующие птицы очень красивы. Сделай кормушку для зимующих птиц и сможешь любоваться их красотой.)

— Назовите имена прилагательные, которые встретились в тексте, определите их число.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Один ученик читает словосочетания и называет

окончания имён прилагательных, остальные проверяют с помо­щью ленты «Светофор»: правильно — зелёный сигнал, ошибка — красный. Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова грудки.)

— Запишите в словарик слово семена, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

— Найдите значение этого слова в толковом словаре.

— Составьте предложение со словом семена.

(На данном этапе урока можно использовать школьный ор­фографический словарик.)

Упр.10 (с. 8).

— Прочитайте задание.

— Определите род и число прилагательных. (Все прилага­тельные в единственном числе. Вопрос какая?и оконча­ния -ая, -яя— показатели женского рода. Вопрос какой?и окончания -ой, -ый, -ий — показатели мужского рода. Во­прос какое?и окончания -ое, -ее— показатели среднего рода.)

— Приведите примеры таких прилагательных. Составьте с ними словосочетания, запишите.

(Взаимопроверка, взаимооценка.)

VI. Физкультминутка

Наши рекомендации