VII. Рефлексия Работа по учебнику
Упр.6 (с. 6).
(Самостоятельное выполнение. Самопроверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что такое имя прилагательное?
— Какую роль играют имена прилагательные в речи?
— С помощью каких суффиксов могут образовываться имена прилагательные?
Домашнее задание
Упр. 5 (с. 6), 7 (с. 7) — по выбору.
___________________________
Тема: Значение и употребление имён прилагательных в речи. Словообразование имён прилагательных. Число имён прилагательных.
Цель:актуализировать знания о взаимосвязи имён прилагательных и имён существительных, об изменении имён прилагательных по родам и числам.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; анализ объектов с целью выделения их признаков; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Какое упражнение вы выбрали? Обоснуйте свой выбор.
Упр. 5 (с. 6).
— Прочитайте отрывок из стихотворения.
— Чем интересно последнее предложение? (В нём использован приём олицетворения.)
— Назовите имена прилагательные, которые встретились в стихотворении.
(Два ученика выполняют на доске грамматические разборы.)
Упр. 7 (с. 7).
— Что такое синонимы? (Слова, близкие по значению.)
— Прочитайте пары слов-синонимов. (Сообразительный — смекалистый, грустный — печальный, апельсиновый — оранжевый, маленький — крошечный, ароматный — душистый, быстрый — скорый.)
— Что такое антонимы? (Слова, противоположные по значению.)
— Прочитайте пары слов-антонимов. (Грустный — радостный, маленький — большой, радостный — печальный, узкий — широкий, медленный — быстрый, крошечный — большой.)
— Какие слова вы разобрали по составу?
— Назовите слова с суффиксом -ист-. (Смекалистый, душистый.)
— Какие ещё суффиксы вы выделили в слове смекалистый? (Суффиксы -а- и -л-.)
— Какой суффикс в слове маленький? Назовите ещё слова с таким суффиксом.
III. Актуализация знаний
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки.
Все меня топчут, а я всё лучше. (Тропинка.)
Невзрачен, кругл и невелик,
У дверей он жить привык.
Чуть нажмёшь — подымет крик.
Все поймут его язык. (Звонок.) .
Межи деревянные,
А поля стеклянные. (Окно.)
- Какая орфограмма объединяет эти слова? (Безударный гласный в корне, проверяемый ударением.)
- Какие буквы вы написали на месте безударных гласных? Назовите проверочные слова.
IV. Самоопределение к деятельности
- Подберите к каждому слову-отгадке по два имени прилагательных. Запишите словосочетания, поставив вопрос от существительного к прилагательному. Выделите окончания имён прилагательных.
- Какие окончания имеют имена прилагательные, отвечающие на вопросы какая ? какой ? какое ?
- Какого они рода? Как вы это определили?
- Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, как связаны существительное и прилагательное, поупражняться в определении рода и числа имён прилагательных, отработать умения выделять окончания имён прилагательных, соотносить род, число имён прилагательных и их окончания.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 8 (с. 7).
(Коллективная работа по вопросам и заданиям упражнения.)
- Можно ли определить род имён прилагательных во множественном числе? (Нет, род имён прилагательных определяется только в единственном числе.)
Маленький страус из стран очень жарких
Сбежал, чтоб пожить в небольшом зоопарке.
Но его не обидели, честное слово,
ДобрЫЕ дяденьки рода мужского.
Гулять выводили в любую погоду
ДобрЫЕ тётеньки женского рода.
Страус письмо своей маме послал.
«ДобрЫЕ очень!..» — он в нём написал.
Дивится мама страуса, в письмо такое глядя,
Не знает, кто же добрЫЕ: тёти или дяди.
Как же мог бедный страус забыть:
У прилагательных во множественном числе
Род нельзя определить!
Упр.9 (с. 7).
— Прочитайте текст.
— Какова тема текста? (На кормушке зимой можно увидеть разных птиц.)
— Определите главную мысль текста. (Зимующие птицы очень красивы. Сделай кормушку для зимующих птиц и сможешь любоваться их красотой.)
— Назовите имена прилагательные, которые встретились в тексте, определите их число.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Один ученик читает словосочетания и называет
окончания имён прилагательных, остальные проверяют с помощью ленты «Светофор»: правильно — зелёный сигнал, ошибка — красный. Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова грудки.)
— Запишите в словарик слово семена, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
— Найдите значение этого слова в толковом словаре.
— Составьте предложение со словом семена.
(На данном этапе урока можно использовать школьный орфографический словарик.)
Упр.10 (с. 8).
— Прочитайте задание.
— Определите род и число прилагательных. (Все прилагательные в единственном числе. Вопрос какая?и окончания -ая, -яя— показатели женского рода. Вопрос какой?и окончания -ой, -ый, -ий — показатели мужского рода. Вопрос какое?и окончания -ое, -ее— показатели среднего рода.)
— Приведите примеры таких прилагательных. Составьте с ними словосочетания, запишите.
(Взаимопроверка, взаимооценка.)
VI. Физкультминутка