Тема: Урок развития речи. Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»

Цель:развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отно­шение к картине.

Формируемые УУД: п. — осознанное и произвольное по­строение речевого высказывания в устной и письменной форме; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; сличение способа действия и его результата с задан­ным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; л. - нравственно-этическое оцени­вание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценно­стей.

Оборудование: фотопрезентация: портрет А.А. Пластова, ре­продукции его картин.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Выборочный диктант

— Выпишите: вариант 1 - слова с проверяемыми безударными гласными в корне, вариант 2 — слова с буквосочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу, вариант 3-е орфограммами-согласными в корне. (Три ученика работают у доски.)

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, —

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой.

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой —

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Ф. Тютчев

(Самопроверка.)

III. Самоопределение к деятельности

— Послушайте стихотворение и попытайтесь представить себе картину, которую рисует поэт.

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

С. Есенин

— Какую картину вы нарисовали в своём воображении?

— Какой тип речи вы использовали, когда отвечали на во­прос? (Описание.)

— Какие картины о первом снеге вам известны?

— Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? (Описывать картину, на которой изображён первый снег.)

IV. Работа по теме урока

Рассказ учителя об А.А. Пластове

(Сопровождается фотопрезентацией.)

Аркадий Александровичвич Пластов — выдающийся отечест­венный живописец, широко известен в нашей стране и за рубе­жом как певец русской природы и деревни.

(Слайд — портрет А.А. Пластова.)

Он родился в деревне Прислонихе Симбирской губернии. Был сыном деревенского книгочея и внуком местного иконописца. Закончил духовное училище и семинарию. С юности мечтал стать живописцем и сумел воплотить мечту — поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

А.А. Пластов — природный реалист. Он жил в реальном мире и любовался его красотой. Он считал, что надо писать правду. Главные герои его картин - русские крестьяне. Любил Пластов писать деревенских ребятишек. Они присутствуют почти на каж­дом его полотне, например на картинах «Витя-подпасок», «Пер­вый снег», «Летом», «В деревне» и др.

(Слайды - репродукции картин.)

Его полотна раскрывают красоту и силу родной земли, выра­жают восхищение человеком-тружеником.

Беседа по картине

- Рассмотрите репродукцию картины «Первый снег» в «Кар­тинной галерее» учебника.

- Какое впечатление производит картина?

(Далее беседа по вопросам и заданиям упр. 161 (с. 92).)

- Что в картине подтверждает, что А.А. Пластов — ценитель русской природы, певец русской деревни, жизни сельчан?

- Почему картина названа «Первый снег»?

- Каким увидел автор падающий снег, какими красками пи­шет художник картины природы?

- Как художник показывает, что снегопад обильный?

- Какой вы видите берёзу рядом с домом?

- Как А.А. Пластов показал, что дует ветер?

- Кто радуется первому снегу?

- Что делают дети на заднем плане?

- А на переднем плане? (Девочка стоит на крыльце и смотрит на снег. Рядом в тёплой куртке и шапке-ушанке стоит её братишка и тоже любуется первым снегом.)

- Что за птица важно разгуливает по двору? (Это ворона.)

- Опишите её. (Ворона крупная, серая с чёрными крыльями.)

- Как вы думаете, с какой целью художник нарисовал оди­нокую ворону на свежем, только что выпавшем снегу? (А.А. Пластов хотел показать чистоту белого снега: от тём­ного пятна чистый белый снег кажется ещё белее.)

- Как называется этот приём в искусстве? (Контраст.)

- Какие цвета выбрал художник для картины: яркие, сочные или спокойные, сдержанные? (Спокойные, неяркие.)

- Почему? (Он хотел показать настоящую природу, без при­крас.)

- Понравилась ли вам картина? Какое настроение она создаёт?

3. Составление плана сочинения

- Из каких частей будет состоять ваше сочинение? (Из вводной части, основной части и заключения.)

— О чём вы будете писать в каждой части?

Примерный план

1. Художник А.А. Пластов и его картина.

2. Первый снег.

3. Берёза и снег.

4. Радость детей.

5. Ворона на белом снегу.

6. Моё отношение к картине.

V. Физкультминутка

Наши рекомендации