Рассказ учителя об И.И. Левитане

(Сопровождается фотопрезентацией.)

Будущий живописец Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 г. в небольшом литовском городке Кибарты.

(Слайд 1 — портрет художника.)

Отец его был мелким служащим, семья была большой и жила небогато.

Отец художника не только всеми силами стремился обеспе­чить семье относительный достаток, но и старался дать детям до­стойное образование. Поэтому в конце 1860-х гг. перевёз семью в Москву. После переезда семья Левитанов жила очень бедно, перебиваясь грошовой платой за уроки французского языка, ко­торые давал отец.

Тем не менее родители с пониманием отнеслись к увлечению своих сыновей искусством, проявившемуся уже в ранние годы, и не возражали, когда 12-летний Исаак выразил желание стать художником и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

(Слайд 2 - здание Московского училища.)

Исаак был талантлив и начал получать награды. В 17 лет мо­лодой студент остался сиротой, стал терпеть нужду и лишения, был исключён из училища за неуплату. Но товарищи-студенты собрали и внесли за него деньги, и Исаак продолжил обучение.

В сентябре 1876 г. Левитан обучается в пейзажной мастер­ской А.К. Саврасова, а позже его учителем становится В.Д. По­ленов.

(Слайды 3,4 — портреты А.К. Саврасова и В.Д. Поленова.)

Благодаря своему таланту и трудолюбию Левитан отлично за­кончил училище. После этого он принимал участие в выставках, его картины пользовались большим успехом.

Уже в 1880 г. произведение начинающего художника «Осен­ний день. Сокольники» было высоко оценено русским меце­натом, коллекционером, основателем художественной галереи П.М. Третьяковым.

(Слайды 5,6 — репродукция картины «Осенний день. Соколь­ники», портрет П.М. Третьякова, здание Московской Третьяков­ской галереи.)

В 1880—1884 гг. И.И. Левитан пишет с натуры в Останкине. В это время написаны такие его известные полотна, как «Сосны», «Дубовая роща. Осень», «Дуб».

(Слайды 7—9 - репродукции картин.)

В 1887 г. И.И. Левитан отправляется на Волгу. Волжская природа дала вдохновение на создание полотен «Вечер. Золотой Плёс», «После дождя. Плёс», «Вечер на Волге».

(Слайды 10-12 - репродукции картин.)

Весной 1894 г. художник приезжает в Тверскую губернию. Здесь им были написаны картины «Весна. Последний снег», «Март», «Золотая осень». В 1898 г. Исаак Левитан удостаивается звания академика пейзажной живописи.

(Слайды 13-17 - репродукции картин.)

Левитан меньше чем за четверть века написал около тысячи картин, этюдов, рисунков, эскизов.

Беседа по картине

— Сегодня вам предстоит написать сочинение по картине «Зо­лотая осень». Рассмотрите репродукцию картины в «Кар­тинной галерее» учебника.

— Какие чувства вызывает у вас пейзаж?

— Как вы думаете, о чём хотел рассказать нам автор картины, какие мысли хотел нам передать?

— Почему она так называется?

(Далее беседа по вопросам и заданиям упр. 48 (с. 34).)

Обсуждение структуры сочинения

— Вспомните, из каких основных частей состоит текст. (Вступление, основная часть, заключение.)

— Как это построение текста соотносится с планом, дан­ным в учебнике? (Вступление — пункт 1, основная часть — пункты 2—4, заключение — пункт 5.)

— Какими предложениями можно начать вводную часть? (Я рассматриваю картину И.И. Левитана «Золотая осень». Художник описал пору золотой осени... И.И. Левитан на­писал замечательную картину о той поре осени, которую поэты назвали золотой. Он её так и назвал — «Золотая осень»...)

— Как можно начать заключение? (Рассматривая картину «Зо­лотая осень», я вспоминал строчки стихотворения... Карти­на «Золотая осень» вызвала у меня воспоминания о...)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока (Написание сочинения на черновике.)

VII. Рефлексия (Чтение и анализ нескольких сочинений.) — Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Чем интересен был для вас сегодняшний урок?

— Какие знания и умения вам пригодились?

— О чём бы вам хотелось рассказать дома?

Домашнее задание

Переписать сочинение на чистовик. Познакомиться с другими картинами И. И. Левитана.

Наши проекты

Цели:подготовить к выполнению проектной работы; обоб­щить знания о знаках препинания в русском языке.

Формируемые УУД: п. - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой информации; при­менение методов информационного поиска, в том числе с помо­щью компьютерных средств; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; конт­роль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержа­ния, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: на доске плакат с правилами работы в группах, учебники по литературному чтению, толковые словари.

Предварительная подготовка: учащиеся под руководством учителя готовят сценку по стихотворению С.Я. Маршака «Знаки препинания».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания (Чтение и анализ сочинений.)

— С какими картинами И.И. Левитана вы познакомились дома?

— Какие из них произвели на вас наибольшее впечатление?

III. Актуализация знаний

— Вспомните, какие проекты мы выполняли в 3 классе.

— Чем вам нравятся такие уроки?

— Чем они интересны?

Наши рекомендации