Эксперименты социальной психологии: Милгрэма, Зимбардо, Аша
Эксперимент Милгрэма
Участникам этот эксперимент был представлен как исследование влияния боли на память. В опыте участвовали экспериментатор, испытуемый и актёр, игравший роль другого испытуемого. Заявлялось, что один из участников («ученик») должен заучивать пары слов из длинного списка, пока не запомнит каждую пару, а другой («учитель») — проверять память первого и наказывать его за каждую ошибку всё более сильным электрическим разрядом.
В начале эксперимента роли учителя и ученика распределялись между испытуемым и актёром «по жребию» с помощью сложенных листов бумаги со словами «учитель» и «ученик», причём испытуемому всегда доставалась роль учителя. После этого «ученика» привязывали к креслу с электродами. Как «ученик», так и «учитель» получали «демонстрационный» удар напряжением 45 В. «Учитель» уходил в другую комнату, начинал давать «ученику» простые задачи на запоминание и при каждой ошибке «ученика» нажимал на кнопку, якобы наказывающую «ученика» ударом тока. Начав с 45 В, «учитель» с каждой новой ошибкой должен был увеличивать напряжение на 15 В вплоть до 450 В. В действительности «ученик» не получал ударов, а лишь делал вид. На «150 вольтах» актёр-«ученик» начинал требовать прекратить эксперимент, однако экспериментатор говорил «учителю»: «Эксперимент необходимо продолжать. Продолжайте, пожалуйста». По мере увеличения напряжения актёр разыгрывал всё более сильный дискомфорт, затем сильную боль, и, наконец, орал, чтобы эксперимент прекратили. Если испытуемый проявлял колебания, экспериментатор заверял его, что берёт на себя полную ответственность как за эксперимент, так и за безопасность «ученика» и что эксперимент должен быть продолжен. При этом, однако, экспериментатор никак не угрожал сомневающимся «учителям» и не обещал никакой награды за участие в этом эксперименте.
Стэндфордский тюремный эксперимент Филиппа Зимбардо
Из числа обычных граждан выбрали определённое количество добровольцев, которые должны были играть роли охранников и узников, находясь в условной тюрьме, под которую было оборудовано помещение подвала факультета психологии Стэндфордского университета. «Актёры» на удивление быстро вжились в свои роли, а ситуации, возникавшие в ходе эксперимента, был далеко не наигранными. В каждом третьем тюремщике были обнаружены склонности к садизму, а узники получили множество моральных травм. В итоге эксперимент прекратили раньше намеченного срока. Эксперимент Зимбардо довольно часто сравнивают с экспериментом Милгрэма, который был проведён в Йельском университете в 1963 году.
Эксперимент Аша
Участников эксперимента Аша убедили, будто они принимают участие не в психологическом, а в зрительном эксперименте. Их разделили на группы по 2-7 человек. Один человек в группе был испытуемым, а остальные — помощниками Аша. Сначала помощники отвечали на все вопросы правильно, так же как и испытуемый, но потом стали единогласно утверждать неверные ответы.
Результаты эксперимента
Практически 75% испытуемых согласились со мнением большинства, по крайней мере, единожды.
Количество участников в группе также существенно влияло на результаты: так, если присутствовал всего один «подставной» участник, то это фактически никак не действовало на ответы «реального». Присутствие двух союзников экспериментатора тоже имело не особый эффект. А вот группы по три и более союзника, оказывали значительное влияние.
Аш также нашел, что если один из его союзников в группе намеренно давал правильный ответ, процент настаивающих на своем верном ответе испытуемых резко возрастал. Из этого следует вывод, что наличие социальной поддержки очень важно для человека в деле противостояния.
Понятия:
Психика- совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой
Мотив (психология) — динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.
Потребность (в психологии) — состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности
Нужда - это ощущение человеком нехватки чего-либо (бывают физиологические, социальные, личные нужды). Если нужда не удовлетворена, человек чувствует себя обездоленным и несчастным. И чем больше значит для него та или иная нужда, тем глубже он переживает.
Цель (психология) — субъективный образ конечного результата, регулирующий ход деятельности. Цель может существовать в форме знания, представления или даже восприятия (при копировании картины, например).
Зада́ча — проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь; в более узком смысле задачей также называют саму эту цель, данную в рамках проблемной ситуации, то есть то, что требуется сделать
Действие (в психологии) - произвольный акт, акция, процесс, подчиненный представлению о результате, образу будущего, т. е. процесс, подчиненный осознаваемой (сознательной) цели
Операция-одна из составляющих деятельности человека, соотносимая с объективно-предметными условиямидостижения целей, т. е. с задачей.
Интеллект — качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой.
Конформность— податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.
Личность в самом широком понимании - это то, что внутренне отличает одного человека от другого, перечень всех ее психологических свойств, это индивидуальность
Характер — это совокупность устойчивых проявлений психики человека, воспроизводимые в общении и деятельности и обусловливают типичные способы поведения в той или иной ситуации
Темперамент — устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности
Акцентуация – признак дисгармонии и разбалансировки внутреннего мира человека.
Гендер — спектр характеристик, относящихся к маскулинности и фемининности(Маскулинность — комплекс телесных, психических и поведенческих особенностей (вторичных половых признаков), рассматриваемых как мужские; фемининность — совокупность качеств, традиционно приписываемых женщинам или ожидаемых от женщин, таких как чувствительность, нежность, мягкость, жертвенность, сострадательность, покорность)
Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус. Человек должен выполнять те или иные материальные ценности в социальной системе.
Агрессия- мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт
Инстинкт– совокупность врожденных компонентов психики, определяющая поведение животных и человека.
Рефлекс — стереотипная реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием центральной нервной системы
Деятельность - динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно воздействует на объект, за счет чего он удовлетворяет свои потребности
Активность — в психологии деятельность, активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.