Предмет философии — всеобщее.
Предмет философии — всеобщее.
Философия
1. Форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и место в нем человека.
2. Учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру.
3. Наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
Человек-человек
Человек-общество
Человек-природа
Человек-мир
Человек-природа-окружающий мир
Философия — это стремление к познанию.
Философия и мировоззрение.
Философия —это особая форма мировоззрения.
Мировоззрение — это сложное интегральное духовное образование, компонентом которое является знание, убеждения, верование, нормы, ценности, чувства, переживания...
Исторические формы:
· Мифология — образы, чувства, эмоции, иллюзорное сознание, фантастическое ,искаженное и оно осуществляется первобытным человеком.
· Религия — фантастическое отражение окружающего мира, но с включением разума.
Предмет философии.
(Кант)
1. Что я могу знать? Какие возможности, пределы моего познания?
2. Что я должен делать? Как я должен вести себя ? Как я должен поступать?
3. На ,что я могу надеяться, рассчитывать?
4. Что такое человек?
4. Основной вопрос философии:
Тождество мышления и бытия
Вопрос о познаваемости мира
Мир познаваем | Мир непознаваем | ||
Материализм | Идеализм | Агностицизм(субъективный идеализм) | |
Материализм - Сознание отражает объективный мир | Объективный идеализм - Сознание человека есть постижение духовного основания мира, самопознание духа. | Человек имеет дело только с ощущениями, мы не знаем, то за ними каков мир, и существует ли он вне нас. Д.Юм (1711-1776) | Мир «вещей в себе» непознаваем. И.Кант (1724-1804) |
Основной вопрос философии
(его решение материализмом)
Соотношение сознания и материального мира.
Первичность материального мира и вторичность сознания | Тождество мышления и бытия (познаваемость мира) | |
Материя | Процесс познания. Истина. | |
Сознание |
Основные функции философии.
Мировоззрения | Рационально-теоретический способ ориентации в мире как следствие обобщения, интеграции всех видов человеческой практики и культуры. |
Гносеологическая | Оценка принципиальных возможностей познания ,разработка учения о характере и закономерностях познавательного процесса. |
Методологическая | Разработка теории поисковой деятельности, ее принципов , способов, норм. |
Социальная | Гармоничная общественных отношений на гуманитарных основаниях. |
Аксиологическая | Утверждение социально-удостоверенных ценностей, стандартов, идеалов, регламентирующих многообразие общественных и личных отношений. |
Гуманистическая | Сверхзадача философии — показать «каким» надо быть, чтобы быть человеком. И.Кант |
Структура научного познания.
Научное мировоззрения:
· Политические взгляды, идеи и теории
· Правовые взгляды, идеи и теории
· Философские взгляды, идеи и теории
· Идеи, теории естественных, общественных и других наук.
· Этические взгляды и этические оценки
· Эстетические взгляды и эстетические оценки
Картины мира:
· Механистическая картина мира - 17 век
Классификация философских учений: (6)
· Онтология (сущее) — учение о бытие.
· Гносиология — учение о познании.
· Методология — учение о методах.
· Социальная философия — учении о социологии политологии ,экономики и тд.
· Сама история философии — философия различных эпох.
Философия -наактуальное знание
Философия и наука
Лекция№2
Тема: «Философия древнего мира»
План семинара:
1.Философия древнего востока: Индия и Китай
2.Общая характеристика античной философии
3.Натурфилософия милетской школы
4.Философия элеатов
5.Гераклит,демокрит,эмпедокл
6.Софисты и Сократ
7.Философия Платона
8.Философия Аристотеля
9.Эпикур,стоики,скептики,киники
10.Неоплатонизм
Древнеиндийская философия
Древняя Индия — имела кастовую структуру
Источники литературы: Веды и упонищады- сбрники высказываний и суждений на релизгиозно-филосовкиеразмышнения.
Брахма (духовное ядро) -источник порождающее все в мире. Основа бытия.
Философские школы:
· Брахнонизм
· Йога
· Джайнизм- праповедует суровый аспетизм
· Чайвака Лаковака,Мачешика
· Будизм(важное) Будда- просветленный
Буддизм
1.истина-Вся жизнь страдание
2.истина Причина-жажда наслаждения-погода за удовольствием
3.истина-Чтобы избежать страданий-необходимо избегать это
4.истина-Уйти из внешнего мира и достичь состояние Нирваны- покоя
Античная философия(25)
2 периода:
· До Сократа
· После Сократа
Ранний период:
Мыслители этого времени занимались изучением космоса, хаоса.
Философские школы:
Ранний (десократический )период | ||
Школы | Представители | Доводы |
Милетская школа | Фалес (624-547гг. До н.э) Анаксимандр (610-547гг. До н.э) Анаксимен (588-525гг. До н.э) | Основы мирового начала. Поиск начала начал.(АРХЕ) |
Эфсесская школа | Гераклит (540-480гг. До н.э) | Учения Гераклита |
Пифагоревский союз | Пифагор (584-500гг. до. н.э) Гиппас Алкмеон | Учения Пифагора |
Элейская школа | Ксенофан (565-470 гг.до.н.э) Парменид (540-470 до.н.э) Зенон (490-430 гг.до н.э) | Учения Ксенофана |
Атомистический материализм | Левкип (500-440 гг.до.н.э) Демокрит (460-370 гг.до н.э) | Демокрит считал, что все окружающее состоит из атомов. |
Классический период 5-6 вв.до н.э | ||||
Школы: | Софистика | Этический рационализм | Объективный идеализм | Аристотель |
Представители: | Протагор (481-411гг. До н.э) Горгий (483-373 гг.до н.э) | Сократ (469-399 гг. до н.э) Сократические школы: 1.Мегарская (Евклид) 2.Элидо-эретриская(Федон) 3.Киническая Киренская(Аристипп) | Платон (460-370гг. До н.э) | (384-322гг. До н.э) |
Доводы: | Считали, что истины нет. Истина то что полезно, то ,что выгодно человеку | Сократ-нечего изучать космос все равно он от нас не зависит, надо заниматься самим собой. Познай самого себя. Главная проблема философии -человек с его достоинствами и недостатками. | Ученик Сократа. Следует сократовской традиции. Предметом философии должен быть разум. | Из понятий строятся суждения. Из суждений-умозаключения. Сформулировал методы дедукции и индукции. |
Эллинистический период 4 вв. до н.э — 5 в.. н.э | |||||||
Школы: | Скептицизм | Стоицизм | Эпикуреизм | Кинизм | Пифагореизм | Платонизм | Аристотелизм |
Представители: | Пиррон Секст Эмпирик | Сенека Марк Аврелий | Эпикур Секст Эмпирик | Антисфен Диоген Синопский | Филофай Ликон | Плутарх АфинскийПлотин Прокл | Теофраст |
Доводы: | Нельзя-принцип сомнения доводить до абсурда | Человек свободный | Наслаждение от жизни. | Философия-смысл жизни. | Последователи Пифарога | Последователи Платона |
Лекция № 3
Тема: «Философия средних веков и возрождения»
План семинара:
1. Общая характеристика философии средних веков
2. Философская апологетика
Патристика и Схоластика.
3. Борьба реализма и номинализма
4. Характерные черты и этапы философии возрождения
5. Философия итальянского гуманизма и политическая философия Макиавелли
6. Ренесансный платонизм
7. Натурфилософия и скептинизм возрождения.
8. Идеи реформации
9. Социально-политические утопии возрождения
Основные черты философии средних веков:
1.Апологетика-защита оправдание или доказательство этого учения(ранний этап)
2.Патристика-совокупность учений разработанных отцами церкви.
3.Сколастика-
ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ
Проблема знания и веры: знание и вера, разум и Откровение находятся в состоянии гармонии, дополняют друг друга и не противоречат друг друга; не поддаются рациональному познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога,а следовательно, они могут быть познаны через Божественное откровение.
Проблема универсалий: идея троякого их существования (в уме Бога, т.е. до конкретных вещей; в конкретных вещах и после конкретных вещей, т.е. в уме человека)
Онтология: материя, природа есть результат творения Богом «из ничего»;сотворенный мир – это воплощение божественного проекта; поскольку Бог благ, то и все сущее является благом.
Антропология:человек есть соединение материального тела и нематериальной души; благодаря этому соединению может в полной мере действовать разум (интеллект) – «могущественнейшая природа человека».
Доказательства бытия Бога:(1) космологическое (Бог - перводвигатель); (2) каузальное или причинностное (причина всех причин – Бог); (3) онтологическое (должно существовать нечто не случайное, а необходимое. Именно это и называется Богом); (4) догматическое, т.е по степени совершенства (должна быть причина совершенства, доброты, благородства.
Именно таковым является Бог); (5) телеологическое, т.е целесообразное (должна быть сила, направляющая природные существа к цели. Таковой причиной выступает Бог).
Основные положения
История философии:различал ионийскую и италийскую философию; критиковал относительный скептицизм, который утвердился в Академии Платона
Онтология:источником Бытия и Блага выступает Бог – всесовершенная истина, добро и красота; Божественную Троицу (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой) отождествлял с платонической триадой (Единое, Логос или Мировой Ум и Мировая душа)
Космология и космогония:Бог создал мир из ничего, который ограничен в пространстве и во времени.
Гносеология: примат веры над знанием («верить, чтобы понимать»); неоплатоновское учение об экстазе как высшем способе познания перерастает в христианское учение об озарении.
Учение о душе и сотериология: душа нематериальна, бессмертна; до своего грехопадения
Адам и Ева были свободны в выборе: грешить или не грешить; концепция Божественного предопределения и благодати (одних людей преопдопределил к добру, спасению и блаженству, а других – к злу, погибели и мучениям)
Учение об обществе и государстве: различал два вида любви и, соответственно, два вида человеческой общности: Град Земной и Град Божий; церковь на земле – прообраз Града Божьего, а государство – «большая разбойничья шайка».
Философия истории: в истории человечества выделял 6 эпох: (1) от Адама до Ноя, т.е. до Потопа; (2) от Ноя до Авраама; (3) От Авраама до Давида; (4) от Давида до Вавилонского пленения; (5) от Вавилонского пленения до первого прихода Христа; (6) от первого до второго прихода Христа, т.е. до Страшного Суда – конца света.
теоцентризм- (в центре мировозздания Бог-высшее начало,предмет философских исследований)
креационизм -(Бог причина всего сущего,человек -высшее творение Бога)
Провиденционизм -
теодицея —(Бог- высшее благо, спасение души, воскрешения человека из мертвых в будущем при богоугодном поведении)
идея эскатологии
Философы разделились
· реалисты
· номиналисты (В.Окам- нельзя умножать сущность сущности, создавать множество ненужных понятий универсалей)
Лекция № 4
Тема: «Философия нового времени и эпохи просвещения»
План семинара:
1. Общая характеристика философии нового времени
2. Эмпиризм и рационализм в фтлософии нового времени
3. Философия Ф.Бэкона , Т.Гоббса , ДЖ.Локка
4. Философия Р. Декарта
5. Философия Б. Спинозы
6. Философия Г. Лейбница
7. Философия эпохи просвещения
Философия Нового времени.
Основные направления и идеи | ||
Деизм Ф.Вольтер, Ш.Монтескье, Ж.Руссо, Э.Кондильяк | Атеистическо- материалистическое Ж.Мелье, Ж.Ламетри, Д.Дидро, К.Гельвеций, П.Гольбах | Утопическо-социалистическое (коммунистическое) Г.Мабли, Морелли, Ф.Бабеф, Р.Оуэн, К.Сен-Симон, Ф.Фурье |
· Видели в Боге первопричину всего сущего, но не более · Отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей · Сторонники чувственного эмпирического познания · Идея «просветленного абсолютизма» (Вольтер) · Идеи: создания государства на основе «общественного договора», «разделения властей», «верховенства закона» (Монтескье) · За равные права, свободы, справедливое распределение частной собственности (Руссо) | · Освободили философию от религиозных предрассудков · Дали более реалистическое определение субстанции - материя · Выдвинули идею о сознании как свойстве материи отражать саму себя · Обосновали теорию материалистического сенсуализма · Выдвинули идею: все единичные вещи являются различными комбинациями микрочастиц · Обратили внимание на движение как на свойство материи · Выдвинули идею создания · «Энциклопедии наук, искусств и ремесел» (Дидро) | · Причина гибели первобытного коммунизма, «золотого века человечества» видели в частной собственности (Мабли) · Заложили основы теории ОЭФ (Сен-Симон) · Обосновали идею социальной справедливости, построения бесклассового общества (Бабеф),«промышленного общества» (Сен-Симон), «общества гармонии»(Франсуа Фурье) · Выдвинули идею замены существующей религии «новой религией», где «человек · человеку – брат» (Сен-Симон) · |
Основные направления и идеи:
1.Материализм
· Эмпиризм — опыт(познавательная философская позиция)
Источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.
· Сенсуализм
· Рационализм -(разум) Главным источником познания является разум.
· Французский материализм
2.Дуализм-материя и дух в человеке.
Декарт предлагает ввод предмета(математика)
Декарт - «Я мыслю. Значит я существую»
3.Идеализм
· Субъективный идеализм
· Агностицизм
· Объективный идеализм
4.Просвещение
· Франция
· Германия
Лекция №5
Тема: «Классическая немецкая психология»
План семинара:
1. Общая характеристика классической немецкой философии
2. Кант-родоначальник классической немецкой философии
3. Априоризм и агностицизм Канта
4. Этика Канта
5. Философская система и метод Гегеля
6. Диалектическая логика Гегеля
7. Антропологический материализм Фейербаха
1. Общая характеристика. Все представители последователи реалистической позиции. Из этого вытекает течение идеалисты. Верят в наличие разума- как мирового духа.
Принципы философии:Принцип деятельности — рассматривает развитие мирового духа через деятельность, его активность и влияет на процесс и результат данного познания. Разум не только проявляется в теории ,но и в практике.
2.Родоначальником классической немецкой философии считается Кант.
Выдвинул проблемы которые решал сам и оставил последователям.
Был материалистом.
Докритический период — натурфилософии ,изучение природных и космических явлений.(Происхождение ветра, отливы и приливы, выдвинул предположение о происхождении вселенной )
Критичекий период — относился критически к процессу познания и его результатам. Стал подвергать сомнениям собственные теории.
3.Агностицизм Канта заключается в в том чтоб каждому учению возможно подобрать противоречие. Истина то ,что не полезно. Один из выводов философии Канта.
Три ступени познания Канта:
· Чувственное познание
· Рассудок
· Разумное мышление
Априоризм- размышление ,понятия ,категория имеют доопытное происхождение.
Кант материалист. Много занимали проблемами натурфилософии. Признает мир как вещь . Но позиция агностицизма и априоризма говорят об обратном.
4.Этика — это принципы нормы морали, которыми человек руководствуется в течение своей жизни. Кант считал: Моральные принципы нормы не даются нам извне. Принципы нормы морали вырабатывает разум .
5.Гегель построил свою систему объективного рационализма. Начинает с проблемы субстанции. Что есть начало всего? Считал ,что мировой дух, мировой разум ,которой сконструирован в основной идеи. Сама идея переходит в логику.
Логика- система логических категорий. Логика- воплощает в природу, т.е учения о природе( философия природы)
6.Диалектическая логика Гегеля
· Бытие -небытие
· Количество -качество
· Сущность-явление
· Причинность - законность
· Необходимость -случайность
· Содержание- форма
Учение о развитие. Развитие исходит из трех законов.
Общество-история-исторический процесс
Народы:
· исторические - внесли вклад в развитие цивилизации
· неисторические — мелкие по масштабам
7.Антропологический материализм Фейербаха
Был материалистом. считает ,что мир материален ,есть природа и высшее произведение природы -человек разумное существо, которое познает мир. Раскритиковал идеализм предшественников,в том числе Гегеля.
Лекция №6
Тема : «Философия Марксизма»
План семинара:
1. Исторические и идейно теоретические предпосылки возникновения марксизма.
2. Учение диалектического материализма.
3. Учение исторического материализма.
4. Категория практики философии марксизма.
5. Категория отчуждения философии марксизма.
6. Философское учение о человеке философии марксизма.
Начало:
· Возникновение в середине 19 века 40-х годах.
· Идейные учения Маркса и Энгельса. Имели идейные представления происхождения, создали множество научных работ.
· Общая работа: «Немецкая идеология.»
Общество:
· Развитие капитализма
· Обострение классовой борьбы
Предмет философии — всеобщее.
Философия
1. Форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и место в нем человека.
2. Учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру.
3. Наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
Человек-человек
Человек-общество
Человек-природа
Человек-мир
Человек-природа-окружающий мир
Философия — это стремление к познанию.
Философия и мировоззрение.
Философия —это особая форма мировоззрения.
Мировоззрение — это сложное интегральное духовное образование, компонентом которое является знание, убеждения, верование, нормы, ценности, чувства, переживания...
Исторические формы:
· Мифология — образы, чувства, эмоции, иллюзорное сознание, фантастическое ,искаженное и оно осуществляется первобытным человеком.
· Религия — фантастическое отражение окружающего мира, но с включением разума.
Предмет философии.
(Кант)
1. Что я могу знать? Какие возможности, пределы моего познания?
2. Что я должен делать? Как я должен вести себя ? Как я должен поступать?
3. На ,что я могу надеяться, рассчитывать?
4. Что такое человек?
4. Основной вопрос философии:
Тождество мышления и бытия
Вопрос о познаваемости мира
Мир познаваем | Мир непознаваем | ||
Материализм | Идеализм | Агностицизм(субъективный идеализм) | |
Материализм - Сознание отражает объективный мир | Объективный идеализм - Сознание человека есть постижение духовного основания мира, самопознание духа. | Человек имеет дело только с ощущениями, мы не знаем, то за ними каков мир, и существует ли он вне нас. Д.Юм (1711-1776) | Мир «вещей в себе» непознаваем. И.Кант (1724-1804) |
Основной вопрос философии
(его решение материализмом)
Соотношение сознания и материального мира.
Первичность материального мира и вторичность сознания | Тождество мышления и бытия (познаваемость мира) | |
Материя | Процесс познания. Истина. | |
Сознание |
Основные функции философии.
Мировоззрения | Рационально-теоретический способ ориентации в мире как следствие обобщения, интеграции всех видов человеческой практики и культуры. |
Гносеологическая | Оценка принципиальных возможностей познания ,разработка учения о характере и закономерностях познавательного процесса. |
Методологическая | Разработка теории поисковой деятельности, ее принципов , способов, норм. |
Социальная | Гармоничная общественных отношений на гуманитарных основаниях. |
Аксиологическая | Утверждение социально-удостоверенных ценностей, стандартов, идеалов, регламентирующих многообразие общественных и личных отношений. |
Гуманистическая | Сверхзадача философии — показать «каким» надо быть, чтобы быть человеком. И.Кант |