Билет 3. Средневековая философия.

Этапы. Средневековья – медленная эпоха, изменения не так быстры.

1) этап – апологетика. Апология – защита. Представитель: Юстин-Философ.(с большой буквы) христианство возникло в год рождения христа. В первые годы – христианство существовало в языческом окружении, в Риме били гонения. Римские люди были толерантными, им было без разницы на кого молиться, но надо было провести ритуал договора с императором, а христиане отказались от этого. И поэтому на них были гонения. И физические и интеллектуальные. Для язычества это было очень странно, бог распятый на кресте, как так?!, будто раб! Надо было защитится от этих напастей язычников. Постепенно христианство становится легитимной религией, а потом и официальной римской, при императоре Константине. И тут следующий период – пик 4 век:

2) патристика. (Патр – отец) Это учение Отцов в Церкви. Это учение тех богословов, которые разъяснили основную суть христианских докладов. Патристика делится на восточную и западную. К восточной относились – «каподокийский кружок»: Василий Великий, Григорий Багослов. Западная патристика: Аврелий Августин. Затем германские племена покорили Рим и наступил период темных времен с упадком культуры:

3) Схоластика. (Схола – школа) Это философия, которая практиковалась не в монастырях (как раньше), а в университетах. 11в. - 14-15в.. Представители: Фома Аквинский, Уильям Оккам, Дунс Скотт. Общие философские проблемы: в христианстве бог одновременно и един(имеет 1 сущность) и 3 ипостаси(3 лица: бог отец, сын, бог дух).

1) Проблема: как же соотносятся меж собой едино сущее и троеличие?! И тут уже греческая философия помочь не могла, да и вообще авторитеты Платона и Аристотеля стали ниже, ибо они принадлежали к язычеству.

2) Проблема: Бог сотворил Адама и Еву, но сделалось не поправимое, господь отвернулся от них, и пролегла от людей и бога бездна, и люди замкнулись в модусе смерти, они стали умирать. Но Бог послал сына своего, он милостив, чтобы снять не все грехи, а снять первородный грех. Христос совей жертвой снимает его, и теперь возможен путь к Богу, но это зависит от воли чела, ибо чел со свободной волей, может идти по пути греха и умереть, а может пойти по другому и спастись. Бог стал человеком, чтоб человек потом к нему смог прийти.

3) Проблема: как же Бог и Бог и человек. Обе эти сущности существуют в Христе нераздельно и неслиянно. Они и не смешиваются, и разделить их нельзя.

4) Проблема: проблема истории. В античности время – сансарный круг, а тут история вытягивается в линию, от сотворения до конца времен.

Патристика: Аврелий Августин.

Родился в 50ые годы 4го века, умер в 430 году.

Основные произведения: их очень много. Знать: « О граде Божьем», «исповедь», «о троице».

Конечно он верил в бога, но есть несколько специфичных вещей:

Первое – учение о двух градах: град земной, град божий. Град божий НЕ тождественен небесам. Град божий – сообщество всех людей, которые бога любят больше, чем себя. Символом является Иерусалим, но люди могут жить и в других городах, но если бога так любят составляют этот незримый град.

Град земной – сообщество всех тех, кто себя любит больше чем бога. Они могут жить где угодно, но символ – Вавилон (традиционный еврейский символ греха там и более).

И он очень много рассуждал об истории, история спасения, эту драма. Это борьба между этими городами.

Церковь и государство: это смешанные города. Мол государство – шайка разбойников, но нельзя исключать, что может быть какой-то чиновник может оказаться приличным, поэтому нельзя однозначно отождествлять государство дьявольскому миру. И тоже самое церковь, там могут быть разные люди, и праведники, и грешники, нельзя ее отождествлять с градом божьем.

Второй момент: Августин спорил с человеком по имени Пелагий (богослов). Спор - может ли человек спастись своими силами? Пелагий считал что может, мол если следуешь Божьим заповедям, помогаешь бедным и прочее. А Августин говорил – что человек настолько грешен, что как бы не пытался, эта масса греха только нарастает. Даже лучшие из людей не достоин царствия божьего. Но тут делает ход: родители любят же своих детей, пусть даже они могут быть козлами, так же и Бог, он понимает что люди не достойны, он любит их, и если искренне стремятся – то спасается.

Теория предопределения развита уже позднее, там уже говорили что Бог уже все знает, что бы не делал человек судьба предопределена. Как узнать кто ты: если ты успешен, то бог любит тебя, а если ты неудачник – в аду гореть будешь.

Третий момент: Августин автор одной из первых автобиографий, до этого никаких автобиографий не было. Исповедь – попытка описать свою жизнь, анализ своих переживаний, помыслов. И там он вспоминает, уже пожилым, он в детстве украл грушу у соседа, и он вспоминает, мол уже тогда в 7 лет, червь греха заполз в меня, господи простишь ли ты меня за это?

Схоластика: Фома Аквинский. Родился в 20е годы 13в. Умер в 70х годах 13в.

2 основных произведения: «сумма теологии», «сумма против язычников», последнее наиболее большое философское значение.

Фома – христианский Аристотель. Суть его проекта – адаптировать Аристотеля к нуждам христианской религии, что ему в общем то удалось. И все понятия Аристотеля сохраняют свое значения в фил. Фомы.

Важный спор схоластов: спор статусов универсалий (общих понятий). Философы делились на 2 направления:

1)номиналисты (нона – имя)

2)реалисты

Что такое общее понятия: есть конкретные столы, а есть общее понятие – стол вообще.

Номиналисты считали что существуют только реальные столы. А реалисты думали что эти общие понятия реально существуют.

Фома – умеренный реалист. Он считал общие понятия существуют трояким образом:

1) До вещей, в уме бога.

2) В самих вещах, в качестве их формы.

3) После вещей, как имен в языке.

Второй важный спор схоластов: соотношение разума и веры. Проблема же, как и ислам, иудаизм, христианство – религия книги, есть книга откровения, в которой бог все отрыл, зачем еще что-то думать. Если бог не написал – не надо нам это для спасения. Фома занимал тут серединную позицию, он говорил, что рациональное знание обладает относительной автономией, т.е. науками заниматься надо, разум не просто так дан, но если данная наука противоречит данным откровениям, надо предпочесть откровению, но это в случае конфликта.

Все христианские догматы Фома разделил на 2 группы: те которые не доказуемы и не достижимы (воскрешение во плоти, доказать нельзя, можно только верить, сие тайна). Или например единство и троичность бога, логике не подвластно, а вот есть ли бог или нет – можно доказать. Фома дал 5 доказательств бытия божьего: все они построены на невозможности построить бесконечный ряд. Например: доказательство причины: есть причина, которая причина для следствия, а это следствие – причина для нового следствия и т.д. И есть конечная точка – это бог. Так же о движении, необходимости и случайностях, теологическом (все вещи в мире стремятся к наилучшему для себя и разумные и не разумные). А как животные ставят цель, они же не могут, значит кто-то для них цели ставит – это бог. Мы сами цель ставим.

Наши рекомендации