Соотношение понятий «личность», «индивид», «индивидуальность».
Наряду с понятием "личность" употребляются термины "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой.
Личность —это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным, динамичным соотношением пространственно-временных ориентации, потреб-ностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия перед природой.
Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.
Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.
Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.
Основные функции личности.
v Интегрирующая.
v Направляющая.
v Регулирующая.
v Компенсаторная.
Индивидуальность как психологический феномен.
При изучении индивидуальности личности в центре оказываются вопросы о том, ради чего живет человек, какова мотивация его развития, каким закономерностям подчиняется его жизненный путь. При исследовании индивидуальности личности представители общей и дифференциальной возрастной, социальной, исторической, клинической и инженерной психологии поднимают проблемы личностного выбора, самоопределения, саморегуляции личности, механизмов, обеспечивающих продуктивность деятельности личности, общих и специальных способностей как характеристик успешности выполнения деятельности. Они также ставят вопросы об изучении индивидуального стиля деятельности и характера как форм выражения личности в процессе ее жизненного пути.
Индивидуальность, по Б.Г. Ананьеву, не сводится к отдельным свойствам персоны или к их совокупности, а относится к человеку в целом. Соответственно и понятие индивидуальности фиксирует не просто факт единичности человека, а целостное единство многообразных признаков конкретного субъекта: свойств индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупность общественных и др. отношений) и субъекта деятельности (совокупность видов деятельности и меры их продуктивности). В каждой из этих подструктур существуют индивидуальные различия, которые отражают неповторимость, уникальность человека, однако они не могут рассматриваться в качестве критериев индивидуальности как целостного феномена. Индивидуальность человека – сложное многоуровневое и многоструктурное образование, все элементы и свойства которого образуют единое целое.
Я-концепция как ядро личности.
Ядро личности: я-концепция.
Я-концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или, как еще говорят психологи, Я-концепция – это «теория самого себя».
Ø Я-концепция (самосознание).
Вильям Джеймс – личностное я, которое соединяет в себе я сознающее и я, как объект (свои мысли, переживания, представления о себе, всё, что мы относим к своему).
Ø Карл Роджерс – представление о наших характеристиках и способностях; представление о возможности взаимодействия с другими людьми и с миром, ценностные представления (базовые ориентиры), представления о целях и идеях, которые могут иметь положительные или отрицательные направленности.
Я-концепция может делиться относительно времени:
Ø Я в прошлом
Ø Я в настоящем
Ø Яв будущем
Я-концепция формируется при накоплении опыта, решении жизненных задач и при оценивании результатов.
Источники Я-концепции:
Ø Сравнивание себя с другими.
Ø Свидетельство восприятия с другими.
Ø Оценка результатов деятельности
Ø Переживания внутренних состояний.
Функции Я-концепции:
Ø Обрабатывает и структурирует поступающую информацию о нас
Ø Регуляторная (Я-концепция регулирует наше поведение, отношение с людьми и деятельность).
Ø Защитная (защищае свою независимость, стабильность)
Ø Компенсаторная.
Ø Направляющая
Отношение других к нам формирует отношение к себе, а отношение к себе формирует наше отношение к другим людям.
«Я-концепция» включает в себя три компонента:
1. когнитивный – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости (самосознание);
2. эмоциональный – самоуважение, самолюбие, самоуничижение и т. п.;
3. оценочно-волевой – стремление завоевать уважение, повысить самооценку.
Составляющими «Я-концепции» являются:
· реальное «Я» – представление о себе в настоящем времени, то, каким человек видит себя в настоящий момент;
· идеальное «Я» – то, каким субъект должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы;
· динамическое «Я» – то, каким субъект намерен стать;
· фантастическое «Я» – то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось возможным;
· представляемое «Я» – маска, скрывающая «подлинные переживания» человека.
Самооценка – это ядро Я-концепции.
В.Джеймс: самооценка зависит от того, кем мы хотели бы быть и кем мы являемся.
СО = уровень достижений/уровень притязаний (должен быть адекватный)
Самооценка бывает:
Ø Адекватная (критическое отношение к себе, соотношение своих возможностей с задачами разной трудности и с требованиями окружающих).
Ø Неадекватная (завышенная/заниженная).
Самооценка личности.
Самооценка — это ценность, которая приписывается индивидом самому себе или отдельным своим качествам и эмоционально переживается им. Основные критерии оценивания задаются системой личностных смыслов. Главные функции, выполняемые самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих людей и достижения индивида. Самооценка личности включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она составляет основу уровня тех задач, к решению которых человек считает себя способным. Присутствуя в каждом акте поведения, самооценка является важным компонентом в управлении этим поведением.
В зависимости от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение к себе, либо неадекватное, неправильное. Характер самооценки определяет формирование тех или иных качеств личности.
Гибкость в оценке самого себя, умение корректировать свое поведение под влиянием опыта являются условиями безболезненной адаптации к жизни. Решающее значение для нормального психического состояния человека имеет согласие с самим собой.
Психологи отмечают значение потребности в положительной оценке для развития личности: индивид нуждается в одобрении и уважении других людей. На основе этого уважения возникает самоуважение, которое становится важнейшей потребностью индивида.
Важным фактором развития личности ребенка являются оценки его окружающими. С возрастом самооценка как мотив поведения и деятельности становится достаточно устойчивым образованием, и более значимым, чем потребность в оценке окружающих.
Надо отметить, что требования, предъявляемые к ребенку или подростку извне, если они расходятся с требованиями его к себе, не способны оказать на него должное воздействие. Возможность поступать независимо или вопреки оценкам окружающих связана с устойчивостью личности. Если расхождение между оценкой или самооценкой носит длительный характер (особенно в тех случаях, когда оценка является адекватной), последняя либо перестраивается вслед за оценкой, либо возникает острый конфликт, приводящий к серьезному кризису.