Социальная стратификация и социальная мобильность п. сорокина.
Теория стратификации П. Сорокина была впервые изложена в его работе «Социальная мобильность» (1927), которая считается классическим трудом в этой области.
Социальная стратификация, по определению Сорокина, — это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.
Все многообразие социальной стратификации может быть сведено к трем основным формам — экономической, политической и профессиональной, которые тесно переплетены. Это означает, что те, кто принадлежит к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другому параметру; и наоборот. Так происходит в большинстве случаев, но не всегда. По мнению Сорокина, взаимозависимость трех форм социальной стратификации далека от полной, ибо различные слои каждой формы не совсем совпадают друг с другом, вернее, совпадают лишь частично. Это явление Сорокин впервые назвал статусным несовпадением. Оно заключается в том, что человек может занимать высокое положение в одной стратификации и низкое положение в другой. Такое несовпадение болезненно переживается людьми и может служить для некоторых стимулом изменить свое социальное положение, привести к социальной мобильности индивида.
Рассматривая профессиональную стратификацию, Сорокин выделял межпрофессиональную и внутрипрофессиональную стратификацию.
В межпрофессиональной стратификации выделяются два универсальных основания:
важность занятия (профессии) для выживания и функционирования группы в целом;
уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей.
Сорокин делает вывод, что в любом данном обществе более профессиональная работа заключается в осуществлении функций организации и контроля и требует более высокого уровня интеллекта для своего выполнения и соответственно предполагает привилегированность группы и ее более высокий ранг, который она занимает в межпрофессиональной иерархии.
Внутрипрофессиональную стратификацию Сорокин представлял следующим образом:
предприниматели;
служащие высшей категории (директора, менеджеры и т.д.);
наемные рабочие.
Для характеристики профессиональной иерархии он ввел такие индикаторы:
высота;
этажность (число рангов в иерархии);
профиль профессиональной стратификации (соотношение числа людей в каждой профессиональной подгруппе ко всем членам профессиональной группы).
Социальную мобильность Сорокин определял как любой переход индивида или социального объекта (ценности, т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью) из одной социальной позиции в другую (рис. 1).
Рис. 1. Виды социальной мобильности
Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.
Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения выделяют вертикальную мобильность восходящую и нисходящую, т.е. социальный подъем и социальный спуск.
Восходящие течения существуют в двух основных формах:
проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт;
создание новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта.
Нисходящие течения также имеют две формы:
падение индивида с более высокой социальной позиции на более низкую без разрушения исходной группы, к которой индивид ранее принадлежал;
деградация социальной группы в целом, понижении ее ранга на фоне других групп или разрушение се социального единства.
Причинами вертикальной групповой мобильности Сорокин называл войны, революции, иностранные завоевания, которые способствуют изменению критериев стратификации в обществе и изменяют групповой статус. Важной причиной может быть также изменение значимости того или иного вида труда, отрасли промышленности.
Важнейшими каналами, обеспечивающими социальную циркуляцию индивидов в обществе, являются такие социальные институты, как армия, школа, политические, экономические и профессиональные организации.
19. Концепция социально исторической обусловленности мышления К. Мангейма (природа идеологического и утопического сознания).
Карл Маннге́йм 27 марта 1893 — 9 января 1947 родившийся в Венгрии немецкий и британский философ и социолог еврейского происхождения, один из создателей социологии знания.
Утопическое сознание свойственно человечеству на протяжении почти всей истории его существования. Оно присутствует даже тогда, когда, кажется, что его нет. Один исследователь-утополог точно подметил, что утопия – «союзница цивилизации».
Утопия - изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования. Этот термин ведет свое происхождение от названия книги Томаса Мора «Утопия». Это вымышленный остров, где живет воображаемое общество, которое воплощает идеальный общественный строй будущего.
Мангейм (исследователь утопии) в своей книге «Идеология и утопия» указывает, что для утопического сознания характерны такие признаки, как критичность и трансцендентность. Получается, что утопическое сознание порождается критическим отношением к действительности и жаждой ее реформировать. При этом утопический способ осмысления действительности конструирует новый умозрительный мир, всячески корректируя и исправляя недочеты старого, которые способствуют подрыву существующего порядка. Американский писатель Генри Торо говорил, что утопист пытается «устроить нашу жизнь так, чтобы сохранить все преимущества и устранить недостатки». То есть главными импульсами утопического сознания являются неприемлемость существующего мира и стремление к социальной гармонии. Социальная гармония здесь является идеальным, совершенным обществом.
Трансцендентность – еще один из характерных признаков утопического сознания по Мангейму. Трансцендентный – это находящийся за пределами реальности. Утопия показывает такие качества социальной действительности, которые совсем не характерны для реального мира, они совершенно не зависят от реальной жизни. Утопическое сознание порождает такую социальную модель мира, которая устроена усилиями человеческого разума и которая не является продуктом возможного будущего.
Манхейм различает "идеологии" и "утопии" как две формы социально обусловленного мышления, различающихся своей направленностью. Идеология – форма мышления, связанная с существующим социальным порядком. Очевидно, что носителями идеологии выступают преимущественно те социальные группы, чьё положение в социальной структуре привилегированное или хотя бы устойчивое, группы, заинтересованные в сохранении существующего социального устройства. Утопия, согласно Манхейму, форма мышления, присущая тем социальным группам, которые недовольны существующими условиями жизни. Утопии несут в себе образ нового, более "совершенного" (с точки зрения носителей утопического мышления) социального устройства.
Органической частью социологии культуры Манхейма является социологический анализ самого феномена культурно-социологического познания. Он рассматривает возникновение социологии культуры (и других наук о культуре) как результат специфической социальной ситуации европейского Нового и новейшего времени. Характерной чертой этой ситуации стала проблематизация самого феномена культуры, выделение культуры в качестве объекта исследовательского интереса. Иными словами, культура была осознана "как культура" – особая сфера реальности, а ее продукты – как "феномены культуры", а не нечто, само собой разумеющееся и очевидное. Причиной подобного интереса стала, согласно Манхейму, дифференциация культурной и социальной жизни, распад некогда единого мировоззрения на множество автономных культурных сфер, формирующих собственные миры значений и ценностей. С утратой целостности и нарастанием противоречивости культурные значения утратили абсолютность и незыблемость, что и привело к их проблематизации. С другой стороны, разнообразие культурных значений, идей, ценностей, мировоззрений, способствовало поискам некоего объединяющего принципа, в качестве которого и выступило общее понятие "культуры". Культура стала восприниматься как всеобъемлющая реальность, позволяющая объединить множество разнородных духовных феноменов.
Манхейм перечисляет факторы, способствовавшие формированию современного представления о культуре:
1) релятивизация отдельных сфер культуры по отношению друг к другу, причем ценностный аспект делается на … их совокупности;
2) понимание относительности и преходящего характера любой исторической формы феномена культуры;
3) осознание принципиально процессуального характера культуры
4) соответствующее образованию переживание феномена культуры как такового, идеал образования;
5) антагонистическое размежевание понятия культуры и понятия природы;
6) осознание общественного характера феномена культуры.