Основные направление исследования общества в современной социальной философии и социологии.
В структуре современной западной социологии выделяют две большие группы теорий – макросоциологические и микросоциологические.
Макросоциологические теории изучают социальные явления и процессы на уровне общества и его крупных структур. К их числу относятся технократические концепции индустриального, постиндустриального и информационного общества, сформировавшиеся под влиянием идей Э. Дюркгейма и М. Вебера. Микросоциологические теории акцентируют внимание на изучении поведения людей и их социальных взаимосвязей. Основными микросоциологическими теориям и являются символический интеракционизм, феноменология и теория социального обмена.
Макросоциологические теории
Эта группа теорий представлена прежде всего технократическими концепциями индустриального общества, конвергенции, постиндустриального и информационного общества. Объединяющей их теоретико-методологической установкой является технологический детерминизм, согласно которому уровень развития науки, техники и технологии определяет социально-экономическое развитие.
Теория индустриального общества возникла в 40-х гг. и получила развитие в 50 – 60 –х гг. Ее родоначальником был американский экономист П.Дракер, а развернутое обоснование теория получила в работах французского социолога Р.Арона американских экономистов У.Ростоу и Дж.Гэлбрейта.
Теоретики индустриализма утверждали, что технический прогресс и рост крупного машинного производства является основой создания индустриального общества как общей модели развития для всех стран. Его важнейшими элементами они считали: 1)машинизированное массовое производство со специализацией и интеграцией работ в рамках крупных корпораций; 2)частную собственность на средства производства и деление хозяйства страны на автономные предприятия; 3) сосредоточение управление предприятиями в руках менеджеров; 4) координацию деятельности различных хозяйственных единиц через рынок, играющий роль регулятора производства и обмена; 5) усиление экономической активности государства в управлении корпорациями и реализации производимой продукции. В рамках индустриального общества выделялись два его типа - капиталистический и социалистический.
Эти идеи отражены в трудах П. Дракера – «Будущее индустриального человека» (1942) и «Новое общество. Анатомия индустриального строя» (1949), Р.Арона – «18 лекций об индустриальном обществе» (1962) и «Три очерка об индустриальной эпохе» (1966), У.Ростоу – «Стадии экономического роста»(1960), Дж.Гэлбрейта – «Общество изобилия» и «Новое индустриальное общество» (1967).
В 60-е гг. создатели теории индустриального общества Дж.Гэлбрейт, Р.Хейлбронер, Я.Тинберген, П.Сорокин и др. обосновывали неизбежность конвергенции двух общественных систем под воздействием научно-технической революции. Они доказывали, что обе системы развиваются по пути накопления сходных признаков, в результате чего станет возможным их синтез в некое общество «интегрального типа», которое вберет в себя лучшие элементы капитализма и социализма
Микросоциологические теории
Для микросоциологических теорий характерен акцент на изучении внутреннего мира человека и побудительных мотивов его деятельности. Эта традиция, связанная с именем М. Вебера, стала доминирующей в конце XX века. Она представлена символическим интеракционизмом (Дж. Мид, Г. Блюмер), феноменологией (А. Шюц, Г. Лукманн) и теорией социального обмена (Дж.Хоманс, Г.Блау).
Символический интеракционизм возник как реакция на пренебрежение структурно-функционалистскими теориями межличностных взаимодействий (интеракций) в создании и функционировании социальных структур. Основатель этой теории Дж. Мид понимал личность как продукт социального развития, а механизм ее формирования видел в ролевом взаимодействии.
Согласно теории символического интеракционизма существуют две ступени социального взаимодействия: 1) общение с помощью жестов, прообраз языка; 2) символически опосредованное общение с помощью языка. Специфика языкового общения состоит в том, что оно:
порождает одинаковые реакции при общении с любым индивидом;
позволяет поставить себя на место другого человека;
позволяет видеть себя глазами другого человека.
Феноменология, обоснованная в работах австрийского философа А. Шюца, исходит из того, что социальные события лишь кажутся объективными. В действительности они представляют собой мнения индивидов об этих событиях. Эти мнения и должны быть в центре внимания социологов.
Теория социального обмена, одним из создателей которой был Дж.Хоманс, в анализе социальных явлений и процессов буквально основывается на бихевиоризме (буквально «наука о поведении»).Согласно Дж.Хомансу, социальное взаимодействие представляет собой процесс обмена, участники которого стремятся к максимизации выгод и минимизации затрат. Обмен определяется следующими принципами:
- принцип успеха: чем чаще вознаграждается данный тип действия, тем выше вероятность его повторения;
- принцип стимула: если стимул позволил добиться успеха, то в случае его повторения будет воспроизводиться данный тип действия;
- принцип ценности: чем выше ценность вероятного результата, тем больше необходимо усилий для его достижения;
- принцип «насыщения»: когда потребности близки к насыщению, прилагается меньше усилий для их удовлетворения.
Попытки Дж.Хоманса с помощью этих принципов объяснить процессы, происходящие на макроуровне, выявили эвристическую ограниченность «теории социального обмена».
В последние десятилетия наметилась тенденция к преодолению разрыва между макро- и микросоциологией. Решение этой актуальной проблемы открыло бы перспективу перехода к качественно новому этапу в развитии социологии.