Парадигмы отечественной психологии.
В зависимости от конкретного предмета меняется и основная парадигма и метод исследований. В отечественной психологии Г. А. Ковалев (1987, 1989) предложил различать следующие три парадигмы в психологии:
«Объектная» или «реактивная» парадигма, в соответствии с которой психика и человек в целом рассматриваются как пассивный объект воздействия внешних условий и продукт этих условий. Эта парадигма лежит в русле казуальной логики (по К. Доценко). Она ближе всех соответствует парадигме эмпирической науки, хотя и не совпадает с последней, поскольку не может игнорировать обратные связи между психикой и условиями, в которые она погружена. К тому же «чистый эксперимент» над психикой со стороны исследователя невозможен, поскольку измерительным прибором выступает сам психолог, а значит о повторяемости эксперимента на разных измерениях не приходится. В рамках такой парадигмы может «сработать», например, юридическая психология и психология труда. Однако, в зависимости от контекста этого может и не произойти.
«Субъектная» или «акциональная» парадигма, основанная на утверждении об активности и индивидуальной избирательности психического отражения внешних воздействий, где субъект скорее сам как бы оказывает преобразующее воздействие на поступающую к нему извне психологическую информацию. Эта парадигма лежит в русле конвенциальной логики по К. Доценко, при которой достаточным объяснением является подведение феномена (например поведения) под одну из известных заранее схем. Она, очевидно, наименее соответствует парадигме эмпирической науки, поскольку субъект исследования как бы отсутствует.
Наконец, «субъект-субъектная» или «диалогическая» парадигма, где психика выступает в качестве открытой и находящейся в постоянном взаимодействии системы, которая обладает внутренним и внешним контурами регулирования. Психика же в этом случае рассматривается как многомерное и «интерсубъектное» по своей природе образование». Эта парадигма лежит в русле диалектической логики по К. Доценко логики, при которой субъект рассматривает исследование как опосредующее взгляды исследователя (психолога) и испытуемого (клиента), не предоставляя преимуществ ни одному из них. Эта парадигма, видимо, является наиболее общей и полной для психоанализа в целом.
37. Психологическая картина мира – это совокупность всех представлений человека об окружающем мире, о бытие, природе, человеке и обществе. Это субъективный образ объективного мира, который формируется в течение всей жизни.
38. Психологическое знание – это знание о психике животных и сознании человека.
Природа психологического знания. Психологическое знание – это один из типов философского знания, так как психология выделилась из недр философии.
Типология психологического знания.
Вариант типологии психологического знания предложен А. И. Зеличенко /1990/.
1. Модельное знание. Этот тип знания характерен для
исследований позитивистской направленности. В общем виде в модельном знании можно выделить: язык описания модели, правила перехода от одного состояния модели к другому.
Знания о процессах.
Также разновидность модельного знания – знания о последовательности сменяющих друг друга состояний.
Психотехническое знание.
В общем виде этот тип знания может быть формализован как знание о том, что определенное психотехническое воздействие, направленное на субъект, приводит к известному эффекту, который в свою очередь, может быть представлен в виде нового состояния субъекта.
Знание психологических законов
Тип знаний, близкий к психотехническому. В общем виде психологический закон можно представить в форме правил перехода от описания актуального состояния и актуальных условий к описанию будущего состояния.
5. Дескриптивно-феноменологическое знание- знание о
том, что такое-то явление наблюдается при таких-то условиях.
6. Теоретико-феноменологическое знание — знание о
том, что в таком-то явлении отражается определенная совокупность теоретических конструктов (свойств, состояний, процессов и т. п.).
Знание о свойствах.
Важный и распространенный тип знаний о свойствах психических объектов. Этот тип знания является одним из ведущих в дифференциальной психологии и психодиагностике и в нем можно выделить два подтипа знаний о свойствах — дефинитивное и статистическое.
Дефинитивное знание.
В этом подтипе выделяются три разновидности дефиниций (способов определения) свойств:
· конструктивные определения, состоящие в том, что
свойство психических объектов определяется как то, что ответственно за различение объектов данного вида;
· феноменологические определения, состоящие в том,
что задается шкала выраженности свойства, причем определенной выраженности свойства соответствует наличие определенной совокупности психических феноменов;
· логические (рекуррентные) определения, состоящие в
том, что свойство определяется как логическая функция (может быть с кванторами) других свойств.