Соотношение абсолютного и относительного в теории ценностей

Что такое ценность? Итальянский философ Э. Агацци приводит такую дефиницию ценности: «…мы имеем основания назвать ценностью некоторое совершенство, идеальную модель, некое «как должно быть», то, что направляет любое человеческое действие…»[6] Ценности выступают основанием целеполагающей и оценочной деятельности человека, а значит являются необходимым условием активного преобразования человеком себя и мира. Они несут в себе проективный и оценочный потенциал, таким образом, в соответствии с ними человек оценивает, а также практически преобразует себя и мир. Теория ценностей (аксиология – от греч. axios - ценность) исследует характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений. Ценностное отношение к миру предполагает ответ на вопрос «в чем смысл существования данного объекта, насколько он важен для нашего человеческого существования в мире?» Какие черты ценностного отношения к миру можно выделить?

Существенным обострением интереса к ценностной проблематике философия обязана Ф.Ницше, который провозгласил требование «переоценки всех ценностей». Что, согласно Ницше, она предполагает?

Раскройте функции ценностей (целеполагающая, оценочная, социализирующая, творческая и др.). Какими свойствами обладают ценности (идеальность, иерархичность, бинарность, практическая направленность)? Поясните. Какие виды ценностей можно выделить? Приведите классификации ценностей по различным основаниям (например, витальные, социальные, духовные; объективные, субъективные; абсолютные, относительные). Приведите примеры.

Рассмотрите подробнее соотношение абсолютного и относительного в ценностях. Обратите внимание, что ценности, претендующие на абсолютность, будут вместе с тем и объективными, однако обратное неверно. Если под абсолютным понимать то, что не знает никаких исключений и действует всегда и везде одинаково, то вряд ли такая абсолютность может быть свойством ценностей. Так, традиционно абсолютными считают заповеди Моисея, содержащиеся в Ветхом Завете: «не убий», «не укради» и проч. Однако формальное следование этим заповедям может привести к пагубным и аморальным последствиям (как это показал русский философ И.А. Ильин в работе «О противлении злу силою», критикуя этическую позицию Л.Н. Толстого). Поясните и приведите примеры.

Даже с витальными ценностями (качественная и вкусная пища, бытовой комфорт, материальная обеспеченность, физическое здоровье) не все так однозначно. Так, медицина подтверждает объективную ценность голодания, а материальный достаток и комфорт, как это отмечали Э. Фромм и К. Лоренц, могут вести к изнеженности и совершенно порочной потребительской ориентации. Если говорить о физическом здоровье, то телесные болезни могут заставить человека радикально пересмотреть свою прежнюю жизнь и произвести «переоценку всех ценностей». Кроме того, именно в борьбе с ними человек может достичь своей творческой реализации, как это было с Ф.М. Достоевским, Ф. Ницше.

Но все это не значит, что абсолютных ценностей не существует, что все они более или менее относительны, и единственное, что нам остается – это ценностный релятивизм. Рассмотрите оппозицию релятивизм – догматизм в теории ценностей.

Абсолютные ценности не противостоят временному, текущему и особенному, то есть относительному – они могут быть творчески приложимы к отдельным ситуациям человеческой субъективности. Значит, свойствами абсолютных ценностей является их регулятивный (направляющий), а не нормирующий характер, а также их творческий характер, предполагающий своеобразное понимание и новую интерпретацию в каждой конкретной ситуации. Приведите примеры.

Как раскрывается аксиологическое отношение человека к животному? Для ответа на этот вопрос необходимо осмыслить противостояние двух типов мировоззрений - антропоцентризма и биоцентризма.

Проанализируйте профессиональные ценностные ориентиры современного зоотехника. Что оказывает влияние на их формирование в современном обществе? Как они реализуются в профессиональной деятельности?

Для более глубокого понимание аксиологической проблематики рекомендуется написание реферата на основании анализа рекомендованной литературы.

Примерные вопросы по теме:

1. Понятие ценности.

2. Специфика ценностного отношения к миру.

3. Ницшеанский опыт «переоценки всех ценностей».

4. Функции ценностей. Классификация ценностей.

5. Абсолютные и относительные ценности.

6. Животное как объект аксиологического отношения.

7. Профессиональные ценностные ориентиры современного зоотехника.

8. Связь аксиологии и деонтологии.

9. Здоровье как ценность.

Литература

1. Ларионова И.С. Философия здоровья: учебное пособие. М.: Гардарики, 2007. – 223 с.

2. Иванов А.В., Миронов В.В. Университетские лекции по метафизике. М.: Современные тетради, 2004. – 647с. - С. 545-647

3. Ницше Ф. К генеалогии морали. М.: Азбука, 2011. - 224с.

4. Шохин В.К. Классическая философия ценностей: предыстория, проблемы, результаты // Альфа и Омега, 1998, № 18 (3), с. 283–308

5. Проблема ценности в философии / Под ред. Харчева А.Г. М: Наука, 1966. - 262 с.

6. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001.

Философия войны

Война - вооруженное выступление союзников для борьбы с общим врагом. Процесс ведения войны определяет стратегия, назначение которой состоит в достижении наилучших результатов использующей ее стороны. Философское осмысление понятие войны было сделано античным мыслителем Гераклитом.

Война как предмет философского осмысления может входить в сферу рассмотрения различных философских дисциплин. Но, прежде всего, война — явление историческое и социальное. С помощью войн могут быть решены политические задачи, войны ведутся во имя закона, справедливости (Римская империя, Средние века), религии (Средние века). Что может быть смыслом и целью военных действий?

Согласно современному военному историку М. ван Кревельду, война не имеет цели, цель – сама война. В основе войны лежит риск собственной жизнью, опасность притягательна - в опасности и заключается смысл существования войны. Она дарит человеку полную свободу, в том числе свободу от смерти, тем самым война есть жизнь во всех своих проявлениях. Войну нельзя ничем заменить, поэтому она вечна, но ее организация, интересы и цели – продукты исторических обстоятельств.

Феномен войны имеет этическое измерение. Ряд мыслителей признавал существование справедливых войн, то есть допустимых с точки зрения морали. Противоположная позиция, согласно которой моральное оправдание войны невозможно, представлена пацифизмом, в основе которого лежит принцип ненасилия. Приведите имена и концепции мыслителей, придерживающихся той и другой позиций.

Классик военной теории К. фон Клаузевиц считает, что война - это орудие политики, ее продолжение, это ведение политики другими средствами. Смысл войны – политика. Война имеет тринитарную структуру: государство–армия-народ. Война – организованная форма насилия, она ведется государством во имя государства и против государства. Войной занимаются профессионалы - существует четкое разграничение между вооруженными силами и гражданским населением.

Чем отличаются войны XX века от войн предыдущих столетий? Как меняется их структура? Э. Людендорф в книге «Тотальная война» писал, что не война продолжение политики, а политика - продолжение войны. Война - это борьба нации за выживание, в которой нет запрещенных приемов; армией становится весь народ. Ясно, что тринитарная война – всего лишь одна из многочисленных форм войны.

Согласно Э. и Х. Тоффлерам, война представляет собой разновидность производственной деятельности и в своем развитии повторяет стадии, свойственные развитию экономики, причем в значительной степени под действием одних и тех же факторов. Тоффлеры делают акцент на развитии технологии и на изменениях в военном искусстве, вызванных этим развитием. Войны первой волны, согласно концепции Тоффлеров, характеризуются упором на физическую силу, сильные эмоциональные связи между воинами. Войны второй волны – это тотальные войны, опирающиеся на развитую военную промышленность. Смысл войн будущего (войн третьей волны) – это знание. Задачей таких войн становится узнать все о противнике, не давая ничего узнавать о себе, менять баланс информации и знания в свою пользу. Что такое информационные войны? Рассмотрите феномен информационной войны.

Согласно Ю. Хабермасу война – это нарушение прав человека, которое является преступлением и регулируется международным правом. Нарушение прав человека дает право вмешиваться международному сообществу в дела воюющих сторон.

По Ж. Бодрийяру, между войной и ее отсутствием нет никакой разницы. В мире торжествует принцип предохранения, принцип устрашения, который осуществляется в отсутствии какого бы то ни было террористического акта. Это террор особого рода, это устрашение, запугивание при отсутствии встречной угрозы, это жесткие превентивные меры, принимаемые якобы во имя безопасности. Война стала абсолютно предсказуема, поэтому нет необходимости вести ее в реальности. Война – ghost event, псевдособытие, событие-фантом. Конечная цель такого террора – установление на земле абсолютно безопасного порядка путем обезоруживания всех народов, сведением на нет всех событий. Это своего рода конец истории. Террор осуществляется коалицией властей всех стран против населения всех стран. Эта система в отсутствии внешнего врага начинает терроризировать сама себя. Такая политика означает символическую победу мирового терроризма, поскольку эта система действует методами террористов.

Опасность каких экологических проблем возникает в связи с появлением оружия массового уничтожения? Раскройте тему с позиций биоцентризма.

Ваше понимание данной проблематики раскройте в реферате.

Примерные вопросы по теме:

1. Сущность войны: цели и смысл войны.

2. Этическое измерение феномена войны: концепции «справедливой войны» и пацифизм.

3. Структура войны: тринитарные войны (К. фон Клазевиц) – тоталитарные войны (Э. Людендорф). Войны XX века.

4. Информационные войны.

5. Война как нарушение закона и война как псевдособытие.

6. Война как противоположность биоцентризму.

Литература

1. Клаузевиц К. фон. О войне. М.: Римис, 2009. – 400 с.

2. Кревельд М. ван. Трансформация войны. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 344 с.

3. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Война и антивойна: Что такое война и как с ней бороться. Как выжить на рассвете XXI века. М.: АСТ: Транзиткнига, 2005.- 412 с.

4. Хабермас Ю. Зверство и гуманность. Война на границе права и морали // Логос № 5 1999 (15). С. 12-17

5. Бодрийяр Ж.. Под маской войны // Отечественные записки. № 6 2003(14)

6. Этика: учебник для студентов вузов. Под общ. ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 2007.- 496 с. - С. 418-432

7. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2000 — 2001.

Наши рекомендации