Монополия и разрушение сознания
Приведу другой пример такого разрушения. Известно, что система,
называемая монополией, стоит вне цивилизации, так как разрушает само ее
тело, порождая тотальное опустошение человеческого мира. Не только в том
смысле, что монополия поощряет самые примитивные и асоциальные инстинкты и
создает каналы для их проявления. Достигнутое состояние мысли еще должно
"обкататься", как на агоре, обрасти там мускулами, как обрастает снегом
снежная баба, приобрести силу на осуществление своей же собственной
возможности. Если нет агоры, что-то развиваемого, то нет и истины.
Хотя перед человеком издревле стоит задача обуздания дикости, свирепости,
эгоизма собственной природы, его инстинкты, алчность, темнота сердца,
бездушие и невежество вполне способны аккомодировать мыслительные
способности, рассудок и выполняться посредством их. И противостоять этому
может только гражданин, имеющий и реализующий право мыслить своим умом. А
это право или закон могут существовать лишь в том случае, когда средства
достижения целей, в свою очередь, законны, т.е. растворенно содержат в себе
дух самого закона. Нельзя волепроизвольными и административными, т.е.
внезаконными средствами внедрять закон, даже руководствуясь при этом
наилучшими намерениями и высокими соображениями, "идеями". Ибо его
приложения распространяют тогда (и чем шире и жестче приложения, тем они
болезненнее) прецедент и образец беззакония, содержащегося в таких
средствах. И все это - независимо от намерений и идеалов - "во благо" и "во
спасение". Это очевидно в случае всякой монополии. Скажем так: если я могу,
пусть ради самых высших соображений общественного блага, в один прекрасный
день установить специальную цену на определенные товары, скрывать и тайно
перераспределять доходы, назначать льготы, распределять товары, во имя
плановых показателей менять предшествующие договоренности с трудящимися и
т.д. и т.п., то в тот же самый день (и впредь - по вечной параллели) это же
будет делаться кем-то и где-то (или теми же и там же) из совершенно других
соображений. Из личной корысти, путем спекуляции, обмана, насилия, кражи,
взятки - конкретные причины и мотивы в структурах безразличны,
взаимозаменимы. Потому что закон един и неделим во всех точках пространства
и времени, где действуют люди и между собой связываются. В том числе и
законы общественного блага. Следовательно, цели законов достигаются только
законными путями! И если последние нарушаются, то в том числе и потому, что
правопорядок обычно подменяют порядком идей, "истины". Как будто закон сам
по себе существует, а не в человеческих индивидах и не в понимании ими
своего дела. Возможность обойти индивида исключена не в силу
гуманистического предпочтения и заботы о человеке, а в силу непреложного
устройства самого бытия, жизни. Только на уровне сущностного равенства
индивидов может что-либо происходить. Здесь никому ничего не положено, все
должны сами проходить путь и совершать собственное движение "в средине
естества", как писал когда-то Державин. Движение, без которого нет вовне
никаких обретений и установлений. В противном случае будет разрушено все
производство истины - ее онтологическая основа и природа - и будет
господствовать ложь, другими причинами производимая, но уже внечеловеческая
и тотальная, занимающая все точки социального пространства, заполняющая их
знаками. Игра в зеркалах, сюрреально-знаковое отражение что-то другого.
ЗЕРКАЛЬНЫЙ МИР
Конечно, появление такой зеркальной игры связано с ее особыми внутренними
"зазеркальными" смыслами, когда кажется, что они и в самом деле обладают
какой-то высшей мудростью. Ведь люди при этом видят целое. Для них внешний
наблюдатель всегда не прав. Вспомним Г.Бенна: "...ведь целым обладаешь
только ты".
Один наблюдатель видит то, что разрушают, другой, что строят, а многие
смотрят и перемигиваются: мы-то знаем, что происходит на "самом деле",
"целым располагаем". Вот что такое "внутреннее". Но для меня эта внутренняя,
углубленная в себя жизнь без агоры то же самое, что искание истины в
уборной. Если бы у меня был талант Кафки, я бы описал сегодня эти душевные
внутренние искания как фантастические, странные искания истины там, где ее
по онтологическим законам человеческой жизни быть просто не может.
В этом смысле люди неопределенных ситуаций или тотального знакового
инобытия напоминают мне тех, кого Ф.Ницше не случайно назвал "последними
людьми". Действительно (именно об этом крик его больной христианской
совести), или мы будем "сверхлюдьми", чтобы быть людьми (а два первые
принципа "К" и есть принципы трансценденции человека к человеческому в нем
же самом), или окажемся "последними людьми". Людьми организованного счастья,
которые даже презирать себя не могут, ибо живут в ситуации разрушенного
сознания и разрушенной материи человеческого.
Следовательно, если где-то происходят человеческие события, то они
происходят не без участия сознания; последнее из их состава неустранимо и
несводимо ни к чему другому. И это сознание двоично в следующем
фундаментальном смысле. При введении принципа трех "К" я фактически давал
два пересекающихся плана. План того, что я называл онтологией, который не
может быть ничьим реальным переживанием, но тем не менее есть; например,
таким переживанием не может быть смерть, а символ смерти есть продуктивный
момент человеческой сознательной жизни. И второй - план "мускульный",
реальный - умение жить под этим символом на деле, на основе актов
первовместимости. И оба эти плана нельзя игнорировать: сознание
фундаментально двоично. В зазеркалье же, где меняются местами левое и
правое, все смыслы переворачиваются и начинается разрушение человеческого
сознания. Аномальное знаковое пространство затягивает в себя все, что с ним
соприкасается. Человеческое сознание аннигилирует и, попадая в ситуацию
неопределенности, где все перемигиваются не то что двусмысленно, но
многосмысленно, аннигилирует и человек: ни мужества, ни чести, ни
достоинства, ни трусости, ни бесчестия. Эти "сознательные" акты и знания
перестают участвовать в мировых событиях, в истории. Не имеет значения, что
у тебя в "сознании", лишь бы знак подавал. В пределе при этом исчезает
необходимость и в том, чтобы у людей вообще были какие-то убеждения. Веришь
в совершающееся или не веришь - не имеет значения, потому что именно
подаваемым знаком ты включаешься в действие и вращение колес общественного
механизма.
В XX в. такого рода ситуации хорошо осознавались в литературе. Я имею в
виду при этом не только Ф.Кафку, но и, например, великого австрийского
писателя, автора романа "Человек без свойств" Р.Музиля. Музиль прекрасно
понимал, что в той ситуации, которая была в грозящей развалиться
Австро-Венгерской империи в силу того, что уже поздно, все, что ни делай,
выльется в какую-то белиберду. Ищи правду или неправду - все одно - пройдешь
по уже заданным путям бессмыслицы. Он хорошо знал, что внутри такой ситуации
действовать и мыслить невозможно - из нее важно выйти.
Чтобы не заставлять читателя слишком серьезно думать над некоторыми
терминами (я имею в виду только термины, а не проблемы; над проблемой стоит
думать серьезно, но мои термины необязательны), выражу свой опыт
"зазеркального существования" так. Вся моя "теория" сознания может быть
сведена к одному семени в одном раннем переживании. К первичному впечатлению
точки встречи цивилизации, с одной стороны, и глухой жизни - с другой. Я
чувствовал, что моя попытка оставаться человеком в охарактеризованной
ситуации гротескна, смешна. Основы цивилизации были подорваны настолько, что
невозможно было вынести наружу, обсудить, продумать собственные болезни. И
чем меньше мы могли вынести их наружу, тем больше они, оставшись в глубине,
в нас прорастали, и нас уже настигало тайное, незаметное разложение,
связанное с тем, что гибла цивилизация, что нет агоры.
В 1917 г. рухнул гнилой режим, а нас все еще преследуют пыль и копоть
прогнившей громады, продолжающаяся "гражданская война". Мир еще полон
неоплаканных жертв, залит неискупленной кровью. Судьбы многих погибших
неизвестно за что взыскуют о смысле случившегося. Одно дело погибнуть,
завершая и впервые своей гибелью устанавливая смысл (например, в
освободительной борьбе), и совсем другое - сгинуть в слепом одичании, так
что после гибели нужно еще доискиваться ее смысла. Но кровь все равно
проступает то там, то здесь, как на надгробьях праведников в легендах, в
совершенно неожиданных местах и вне какой-то понятной связи.
И мы все еще живем как дальние наследники этой "лучевой" болезни, для
меня более страшной, чем любая Хиросима. Наследники странные, мало пока что
понявшие и мало чему научившиеся на своих собственных бедах. Перед нами
поколения, как бы не давшие потомства, потому что неродившееся, не создавшее
в себе почву, жизненные силы для прорастания не способно и рождать. И вот
бродим по разным странам безъязыкие, с перепутанной памятью, с переписанной
историей, не зная порой, что действительно происходило и происходит вокруг
нас и в самих нас. Не чувствуя права на знание свободы и ответственности за
то, как ею пользоваться. К сожалению, и сегодня еще огромные, обособленные
пространства Земли заняты таким "зазеркальным антимиром", являя дикое
зрелище вырожденного лика человека. Зазеркальные "пришельцы", которых можно
себе представить лишь в виде экзотической помеси носорога и саранчи,
сцепились в дурном хороводе, сея вокруг себя смерть, ужас и оцепенение
непроясненного морока.
Полуночные и горбатые,
Несут они за плечами
Песчаные смерчи страха
И клейкую мглу молчанья9.
И поэтому, когда я слышу об экологических бедствиях, возможных
космических столкновениях, ядерной войне, лучевой болезни или СПИДе, все это
кажется мне менее страшным и более далеким - может быть, я ошибаюсь, может,
воображения не хватает, - чем те вещи, которые я описал и которые есть в
действительности самая страшная катастрофа, ибо касается она человека, от
которого зависит все остальное.