Классификация анималистической литературы
Анималистическая тема по праву может быть отнесена к так называемым «вечным» темам в литературе и искусстве.
В самом общем виде анимализм рассматривается как направление в искусстве, связанное с описанием животного мира [5]. Первыми анималистами на Земле, вероятно, были древние художники, рисовавшие животных на стенах пещер: в палеологических памятниках более 80% всех изображений составляют животные, тогда как на долю человеческих фигур приходится около 4% [6]. Термин анимализм по отношению к искусству впервые был употреблен в 1831 году, когда трое молодых французских скульпторов - А. Л. Бари, К. Фратен и А. Жуйонне - выставили в Парижском художественном салоне небольшие фигурки животных [7].
Необходимо отметить, что термин «анимализм» следует отличать от термина «стиль дикой природы» (от английского wildnature arts), который подразумевает реалистичное, но лишь скульптурное или живописное изображение животных.
В научной литературе также встречается термин «фурри-искусство» (от английского furry art), то есть художественные работы, темой которых являются человекообразные существа с чертами животных: голова, хвост, уши, мех, лапы и др. Подобные художественные произведения могут изображать как абсолютно не похожих на человека животных, антропоморфные черты которых передаются по выражениям их морды, в диалогах, в диапазоне разыгрываемых эмоций, так и полностью человекообразных персонажей, у которых есть только уши и хвосты животных.
Литературную анималистику можно рассматривать как одно из ярких направлений в русской литературе различных исторических эпох. Она представлена в творчестве целого ряда крупнейших художников слова – от безымянного автора «Слова о полку Игореве» до классиков русской прозы Л.Н. Толстого и А.П.Чехова и наших современников. Не случайно эта тема многократно становилась предметом литературоведческих исследований [8]. О том, что тема эта как предмет научного внимания не утратила своей актуальности и сегодня, свидетельствует появление целого ряда новых исследований по проблемам анимализма и бестиария в художественной литературе [9].
Природа и животный мир как ее часть во все времена становились объектом литературного изображения. Самые ранние формы литературной анималистики следует искать в устном народном творчестве. Наиболее яркой ее репрезентацией в фольклоре являются сказки о животных, хотя анималистические образы можно найти и в других фольклорных жанрах – сказках других типов, несказочной прозе, былинах, различных паремиях, песнях и т.п.
Именно в фольклорных произведениях намечается типология анималистических персонажей. На наш взгляд, уже на начальном этапе освоения образов животных художественным словесным творчеством были сформированы три основных подхода к изображению животного и, в соответствии с ними, три основных типа анималистических образов. Первый связан с изображением животных как реалий природного мира (он характерен в основном для жанров, в которых преобладает информативная функция). Второй – с очеловечиванием животных, наделением их качествами людей (в фольклоре анималистические персонажи этого типа представлены, в первую очередь, в сказках о животных). Здесь образы животных выступают в двойной функции: как аллегорические, олицетворяющие те или иные человеческие качества, и собственно как животные.
И, наконец, третий – животные, наделённые волшебной силой, надприродными качествами – фантастические зооморфные существа (такого типа анималистические персонажи встречаются ещё в мифологии, в эпоху классического фольклора наиболее частотны в волшебных сказках). Персонажи этого типа вполне могут быть отнесены к бестиарным. Наличие различных подходов к изображению животного в фольклоре, разных типов анималистических персонажей в нём было отмечено в монографии Н.Е. Лихина [10].
Нашли свое воплощение образы животных и в произведениях древнерусской литературы. Исследователи отмечают, что древнерусская литература в изображении природы и животного мира сохранила традиции устного народного творчества, в то же время в ней проявились и некоторые новые тенденции, связанные, в первую очередь, с эволюцией самосознания народа и утверждением религиозной морали. На Руси широкое распространение получили переводные и оригинальные сочинения, описывающие природный мир, повествующие о жизни реальных и фантастических животных, довольно широко представлены анималистические персонажи в целом ряде произведений различной тематики (достаточно вспомнить «Физиолог» и «Шестоднев», а также целый ряд оригинальных произведений, таких как «Слово о полку Игореве», «Поучение» Владимира Мономаха, «Сказание о Мамаевом побоище» и мн.др.
В русской литературе ХVIII века анималистические персонажи представлены, в первую очередь, аллегорическими басенными образами в творчестве И.И. Хемницера, А.П. Сумарокова и особенно И.А. Крылова, который соединил литературную традицию, идущую от Эзопа и Лафонтена, с национальной традицией русских народных сказок и стал основоположником басенного направления в русской поэзии, оказавшего влияние на дальнейшее развитие русской литературы.
Большое место заняли анималистические образы в русской классической литературе, представленной произведениями разных жанровых форм. Развитие реализма в русской литературе XIX века, углублённое исследование взаимодействия человека с обществом и природой обусловили новые тенденции и в развитии анималистической темы. Интерес к природе и животному миру как ее неотъемлемой части в XIX веке стимулируют научные разыскания и, в частности, появление теории происхождения видов Чарльза Дарвина.
В литературе натурфилософского направления, где животные изображаются как реалии природы, активное распространение получает охотничья тема, которой отдали дань С.Т. Аксаков («Записки об уженье рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах»), Н.Н. Толстой (цикл очерков «Охота на Кавказе», «Заметки об охоте»), Л.Н. Толстой (рассказы «Как я в первый раз убил зайца», «Охота пуще неволи» и др.; охотничьи сцены в «Войне и мире» и «Анне Карениной») и многие другие писатели. Об этом подробно пишет в своей работе В.В. Леонтьев [11].
В «Записках охотника» И.С. Тургенева, хотя и присутствуют анималистические персонажи как реалии природы и крестьянского быта, описание самого процесса охоты практически отсутствует, т.к. на первый план выходят проблемы социального характера, изображение крепостной России. В то же время в творчестве Тургенева, в его концепции природы анималистическая тема занимает очень важное место, а проблема взаимоотношений человека и животного трактуется совершенно по-новому в сравнении с предшественниками и современниками.
Весьма характерными в этом отношении являются его стихотворения в прозе «Собака» и «Природа», в которых писатель не только выражает любовь ко всему живому, но и утверждает идею равенства человека и животного перед матерью-природой. Тема «человек и животное» приобретает у Тургенева подлинно гуманистическое звучание, т.к. в отношении к живому существу проявляется человеческая сущность героя (рассказы «Перепёлка», «Муму»).
Проблема «человек и природа» занимает очень важное место в нравственно-философских исканиях Л.Н. Толстого как мыслителя и художника. Не случайно в большинстве произведений писателя встречаются не только яркие описания природы, но и анималистические персонажи. Мастер психологического анализа, Толстой стремится проникнуть во внутренний мир и человека, и животного. Искусство психологизации через очеловечивание животного наиболее полно проявилось в его повести «Холстомер», в которой с помощью центрального анималистического образа решаются важнейшие социально-философские и нравственные проблемы.
Определённую дань анималистической теме отдал и А.П. Чехов. В его творчестве образы животных встречаются достаточно часто, но наиболее значительными произведениями анималистической тематики являются рассказы «Каштанка» и «Белолобый». Чехову интересно животное как таковое. Несмотря на некоторую степень очеловечивания образа Каштанки, позволяющую проникнуть во внутренний мир собаки, в зоопсихологию с помощью различных средств психологического анализа, Каштанка воспринимается читателем как реальное животное – умная, смышлёная собака, способная по-собачьи мыслить и понимать людей. Белолобый и вовсе не очеловечивается, он описан как реальное животное и только.
Образы животных как реалий природного мира встречаются в рассказах Д.Н. Мамина-Сибиряка («Богач и Еремка», «Медведко» и др.). Аллегорические образы животных фольклорного типа представлены в сказочном творчестве того же Д.Н. Мамина-Сибиряка («Алёнушкины сказки», «Серая шейка»), В.М. Гаршина («Лягушка-путешественница»), М.Е. Салтыкова-Щедрина («Сказки»).
Персонажи бестиарного типа представлены в сказке П.П. Ершова «Конёк-горбунок» (Конёк-горбунок, Чудо-юдо рыба-кит), сказочной повести Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» (Чернушка) и некоторых других произведениях.
Среди писателей ХХ века, чьи имена ассоциируются с темой природы и животного – В.В. Бианки, О.В. Перовская, Е.И. Чарушин, М.М. Пришвин, И.С Соколов-Микитов и др. В то же время тема эта получила широкое распространение в творчестве целого ряда писателей – и в качестве самостоятельной темы произведений, и как тема, сопутствующая главной.
С глубокой задушевностью и прекрасным знанием природы писал о животных А.И. Куприн. Известно, что он планировал создание целой книги о животных, но замыслу этому не суждено было осуществиться. В начале ХХ века под непосредственным влиянием Л.Н. Толстого и с посвящением памяти его героя - «несравненного пегого рысака Холстомера» - А.И. Куприн создаёт повесть «Изумруд», несколько расширяя арсенал средств очеловечивания и психологизации анималистического персонажа. Так, писатель использует изображение сновидений жеребца, наделяет его способностью представлять себе виденное ранее и др.
В анималистике Куприна сказалось влияние не только Толстого, но и Чехова (рассказ «Белый пудель»). Присутствует в творчестве писателя и традиционная для русской литературы охотничья тема. В его охотничьих рассказах («На глухарей», «Зачарованный глухарь», «Ночь в лесу» и др.) внимание сосредоточено не столько на описании процесса охоты и ощущений охотника, сколько на природе и анималистических образах.
Нельзя не вспомнить и об анималистических персонажах С.А. Есенина. В его творчестве значительное место принадлежит образам животных как реалий русской природы и деревенского быта («Табун», «Корова», «Песнь о собаке» и др.).
Писатели-анималисты используют такие средства психологизации как психологический портрет, внутренний монолог, воспоминания, изображение внутреннего состояния героя-животного.
К средствам психологизации образа животного относятся:
- присвоение животному способности говорить;
- присвоение животному способности мыслить;
- уподобление поведения животного человеческому;
- прием очеловечивания в «портрете» животного;
- описание внутреннего состояния.
Яркие и запоминающиеся образы животных представлены в творчестве М.А. Булгакова. Это и в высокой степени очеловеченный образ Шарика в повести «Собачье сердце», в совокупности с образом Полиграфа Полиграфовича Шарикова, приближающегося к бестиарным персонажам, и жуткие монстры, вызванные к жизни красным лучом профессора Персикова в «Роковых яйцах», и, безусловно, бестиарный образ кота Бегемота в «Мастере и Маргарите».
В литературе советского периода, особенно в 60-80-е годы, в связи с выходом литературы на углубленные нравственно-эстетические аспекты познания действительности, наблюдается возрастание интереса к анималистической теме. Традиционный тип образов животных – реалий крестьянского быта (иногда с элементами очеловечивания) можно найти в произведениях М.Н. Алексеева («Карюха»), В.И. Белова («Привычное дело»), С.П. Залыгина («Коровий век», «Наши лошади») и многих других писателей.
Довольно часто художественные произведения о животных называют природоведческой литературой [12, 359]. Мы не считаем термины природоведческая и анималистическая литература синонимичными, так как природоведческая литература включает в себя как произведения о животных, так и о растениях.
Произведения анималистической литературы нередко относят к детской литературе. Это обусловлено несколькими факторами: значимостью познавательной функции анималистических произведений, ее духовно-нравственным потенциалом, патриотическим звучанием, незаменимостью в области экологического развития и воспитания детей. Не вдаваясь во все сложности дискуссий по этому поводу, заметим, что на наш взгляд, такой подход неоправданно снижает роль и место, отводимые анималистическим произведениям в общем литературном фонде. Анимализм, понимаемый как творчески осмысленное и ответственное отношение человека к животным, является одним из важнейших резервов и импульсов развития всего человечества (а не только детей и юношества), все более осознающего необходимость зрелого сотрудничества и взаимодействия со всеми формами жизни на Земле.
Применительно к художественной литературе можно говорить о нескольких манифестациях анимализма, по мнению исследователей:
а) классический натурализм («Рассказы о животных» Э. Сеттона-Томпсона). В задачу классического натуралиста не входит упоминание о людях, животный мир у него выступает как совершенная и самодостаточная категория;
б) эмпатический натурализм («Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Дэвида Баха). Эмпатический натурализм - это попытка примерить на себя восприятие объекта: «представьте себя птицей»;
в) сравнительная антропология («Песня о Соколе» М. Горького). При очеловечивании качеств различных животных пафос этого произведения направлен на то, чтобы показать, что животные настолько похожи на людей,
что людям есть чему у них поучиться;
г) сентиментальная анималистика («Ребята и зверята» О. Перовской). Фактически, это – беспредметный поиск элементов чего-то знакомого и родного: воспоминания детства о любимой собаке во дворе, и ее кличка – та, которая уже давно забыта, но воспоминание о ней является составляющей того прошлого, которое приятно воссоздать и увековечить ещё раз в литературном произведении;
д) басни («Ворона и лисица» И. А. Крылова);
е) литературная анималистическая сказка («Книга джунглей» Р. Киплинга) [13].
Перечисленные проявления анимализма тесно переплетены между собой и почти всегда бытуют вместе, в границах одного произведения, по мнению исследователя фамилия?.
В фольклоре и художественной литературе образы животных присутствовали всегда, но особое многообразие мотивов, сюжетов, типов стало характерным для анималистической литературы в XX веке, когда анималистика стала своего рода ареной философских раздумий и рассуждений о мире природы, человека и животного в нем. В европейской анималистической литературе можно встретить многочисленные образы прирученных человеком и разделяющих его быт и труд домашних животных, описания диких животных, мотивы преклонения перед зверем, идеи братства человека и животного, представления о животных как наблюдателях и судьях человеческой жизни.
Основные художественные принципы литературы о животных определились, как упоминалось выше, еще в фольклоре, а во многом общие анималистические мотивы разработаны каждым народом и национальными
авторами по-своему [13].