I. Психологические особенности
а) Особенности внимания
Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается); характер отвлечения:
отвлекается на внешние раздражители____________________________
в отсутствии внешних раздражителей_____________________________
Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная).
Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, низкий, не сформировано)__________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Особенности памяти
Запоминает быстро или медленно, с трудом; запоминает надолго; быстро забывает.
Характеристика вербальной памяти_____________
________________________________________________
Отмечаются трудности (указать какого типа) в запоминании: новых слов______________________________________________________________
словосочетаний, синтаксических конструкций______________________
_________________________________________________________________
текстового материала___________________________________________
_________________________________________________________________
в) Развитие некоторых сенсорных функций
Сформированность представлений о цвете, форме, величине предметов (соответствуют возрасту, недостаточно сформированы, не сформированы)____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Способность к дифференциации предметов по основным признакам
г) Показатели развития мыслительной деятельности
Способность к сравнению_______________________________________
__________________________________________________________________
Способность к обобщению_______________________________________
__________________________________________________________________
Способность к классификации___________________________________
__________________________________________________________________
д) Развитие способности к творческой деятельности (лепка, рисование, аппликация, конструирование, словесное творчество)
Отношение к творческой деятельности (активное, заинтересованное, пассивное, безразличное)___________________________________________
__________________________________________________________________
Проявление элементов творчества на учебных занятиях________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполнение заданий по «собственному замыслу»
(наличие новизны, штамп, копирование, использование ранее приобретенных навыков и др.)________________________________________________
__________________________________________________________________
Продуктивность «творческой деятельности»__________________________
__________________________________________________________________
II. Работоспособность на занятиях
Быстро или медленно включается в работу_______________________
__________________________________________________________________
Легко или с трудом переключается с одного вида работы на другой_________________________________________________________________________________________________________________________________
Сосредоточен во время занятий или часто отвлекается____________
__________________________________________________________________
Темп работы. Задания выполняет быстро, в среднем темпе, медленно. Причины замедленного темпа работы (обдумывание, тщательность выполнения, снижение психической активности: вялость, заторможенность, отвлекаемость и др.)_________________________________________
_________________________________________________________________
Работает продуктивно в течение всего занятия или быстро утомляется________________________________________________________________
В чем проявляется утомление: в замедлении темпа, ухудшении качества или полном прекращении работы.
Субъективные и объективные признаки утомления
(жалобы на усталость, плохое самочувствие; вялость, сонливость, отвлекаемость и др.). Равномерна ли работа по количеству и качеству________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Когда отмечается спад работоспособности (середина занятия, конец занятия)__________________________________________________________
III. Некоторые типологические особенности
Активный, подвижный ‒ инертный, медлительный. Спокойный, уравновешенный, возбудимый, неуравновешенный.
Быстрота реакции на словесные раздражители (инструкции, задания и т.д.): быстрая, замедленная, требуется неоднократное подкрепние_____________________________________________________________
Быстрота переключения с одного вида деятельности на другой_______________________________________________________________
IY. Особенности эмоционально‒волевой сферы
Отмечаются: повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность и др.
Преобладающее настроение на занятиях (жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка )
__________________________________________________________________
в быту___________________________________________________________
Отмечаются ли резкие колебания настроения в течение дня_______________________________________________________________
__________________________________________________________________
Проявляет ли ребенок настойчивость при встречающихся трудностях______________________________________________________________
__________________________________________________________________
VI. Личностно‒характерологические особенности
Общительный, замкнутый
Вступает в контакт (легко, охотно, медленно, с трудом)____________
в т.ч. : неречевой контакт__________________________________________
речевой контакт__________________________________________________
__________________________________________________________________
Отношение к товарищам_________________________________________
Отношение к лидерству в группе сверстников
(стремится к первенству ‒ да, нет; признается ли за лидера другими ‒ да, нет)___________________________________________________________
Проявляет ли инициативу в играх, занятиях или следует примеру других____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Интересы и склонности. В каких видах деятельности они проявляюся______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Отношение ребенка к учебной деятельности (активность, заинтересованность, трудолюбие, аккуратность; пассивность, безразличие, небрежность_______________________________________________________________________________________________________________________________
Отношение к своему дефекту (индифферентное, фиксация на дефекте, стремление к его преодолению) ___________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Активность речевого общения (соответствует норме, повышена, снижена, отмечаются: замкнутость, негативное отношение к речевому общению, проявления аутизма)_____________________________________
__________________________________________________________________
Примечания___________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Общее заключение
Приложение 2.
Варианты заданий для обследования состояния связной речи по