Наука и техника, их взаимосвязь.
Существует множество определений, что такое техника. Техника - это элемент производственных сил.
Производственные силы включают в себя:
- Предмет труда (отвечает на вопрос, на что направлена человеческая деятельность?)
- Орудие труда (отвечает на вопрос, чем человек воздействует на предмет труда?)
- Средства труда (находятся между человеком и орудием труда, усиливая его мускульную силу. Средства труда бывают искусственные, например, различные механизмы и естественные, например, вода, пар, ветер.)
- Человек - главная производственная сила, с его опытом, навыками и знаниями.
Согласно приведенным выше определению и классификации, техника находится ближе к искусственным средствам труда.
В философской науке большее значение уделяется методологии научного познания, хотя накоплен большой опыт по практике технического познания. Техническое знание принадлежит к одному из видов научного знания. Можно говорить даже о научно-техническом знании, однако это не решает вопроса разделения научного и технического знаний и их различий.
Если для научного познания вполне уместна схема движения мысли в границах субъект-объектного отношения с выделением эмпирического и теоретического уровней исследования, то техническое познание может не иметь своего непосредственного объекта исследования, так как его еще следует сконструировать. Для этого вида познания больше подходит формула неокантианцев, согласно которой предмет не "дан", а "задан". Конечно, неокантианцы имели в виду теоретическое исследование, когда предметная область науки определяется не эмпирически, а теоретически. В отличие от объекта естественных наук технический объект не естественного происхождения. Этот объект можно сконструировать, создать. Лишь тогда уместно говорить о данности объекта технического познания, имея в виду его искусственное происхождение.
В современных публикациях по вопросу о специфике технического знания обращается внимание на ряд аспектов: можно ли понять технику из понимания специфики технического знания? Какие особенности обнаруживает знание в специфической среде "технического" в отличие от среды "научного"? Какого рода деятельность обслуживает техническое знание?
Технический эмпирический опыт и техническая научная теория, моделирование технического объекта, критерии оценки технического объекта.
За всю историю технического творчества накоплен огромный опыт по конструированию и созданию технических объектов. Для исследователя он имеет значение как технический эмпирический опыт. По отношению к этому опыту вполне уместны логико-методологические процедуры сравнения, обобщения, анализа и синтеза. Цель такого исследования состоит в том, чтобы выявить идеальные образцы технических решений и допущенные ошибки ("брак" конструирования). Исследования в этом направлении дают материал для последующих технических идей и теоретических подходов. По мнению А.Н. Боголюбова, известного исследователя истории техники, о современных технических объектах можно говорить как о саморазвивающихся объектах, которые затем, возможно, смогут воспроизводить себе подобных.
Техническая теория
Понятие "техническая теория" сравнительно недавно введено в философско-методологическую литературу. Как известно, основу теории образуют абстрактные идеализированные объекты. Они также образуют и основу технической теории. Отличительными особенностями абстрактных объектов технической теории являются их "однородность" и их "сборка" по определенным правилам. "Подобное строение абстрактных объектов является специфичным и обязательным для технической теории, делая их однородными в том смысле, что они сконструированы, во-первых, с помощью фиксированного набора элементов и, во-вторых, ограниченного и заданного набора операций по их сборке".
Природа "однородности" и правила "сборки" не являются произвольными, а определяются содержанием реального технического объекта. Если технический объект является механизмом, в нем выделяются составляющие его элементы - стандартизованные конструктивные элементы реальных технических систем. Любые механизмы могут быть представлены как состоящие из иерархически организованных цепей, звеньев, пар и элементов. К примеру, немецкий ученый и инженер Франц Релодля построения технической теории провел детальное расчленение механизма, взятого в качестве абстрактного объекта технической теории. Он разработал представление о кинематической паре, а составляющие ее тела назвал элементами пары. Несколько кинематических пар образуют кинематическое звено, несколько звеньев - кинематическую цепь. Механизм является замкнутой кинематической цепью принужденного движения, одно из звеньев которой закреплено.
Специфика технической теории состоит в том, что она ориентирована на конструирование технических систем и поэтому должна учитывать специфику механизма конструируемой технической системы, ее основные составляющие, а также процессы, обеспечиваемые данным механизмом. Основу технической теории составляют идеализированные технические структуры, которые подлежат классификации. Например, в структуре кинематических цепей различают пять семейств.
Применение математических методов - существенная особенность технической теории. Структуры механизмов можно рассматривать как топологические задачи, решаемые на основе математических методов, прежде всего теории графов.
Эмпирический уровень технической теории образуют конструктивно-технические и технологические знания, являющиеся результатом обобщения практического опыта проектирования, изготовления, отладки технической системы, а также эвристические методы и приемы, разработанные в самой инженерной практике. Конструктивно-технические знания ориентированы на описание строения технических систем и включают знания о технических процессах и параметрах функционирования этих систем. Технологические знания фиксируют методы создания технических систем и принципы их использования.
Эмпирический уровень технической теории содержит и особые практико-методические знания, представляющие собой практические рекомендации по применению научных знаний, полученных в практике инженерного проектирования.
Теоретический уровень научно-технического знания образован тремя основными уровнями теоретических схем:
- функциональная схема фиксирует общее представление о технической системе независимо от способа ее реализации и является результатом идеализации технической системы. Каждый элемент технической системы выполняет определенную функцию. Совокупность функциональных свойств технической системы, представленных в виде определенных математических зависимостей, составляет содержание данного уровня теоретической схемы;
- поточная схема, или схема функционирования, описывает естественные процессы, протекающие в технической системе и связывающие ее элементы в единое целое;
- структурная схема фиксирует те узловые точки, на которые замыкаются процессы функционирования технической системы. Это могут быть детали или технические комплексы разного уровня, различающиеся по принципу действия, техническому исполнению и т.п. Структурная схема фиксирует конструктивное расположение элементов и связей данной технической системы.
Все отмеченные уровни теоретической схемы являются результатом идеализации будущей технической системы, теоретическим ее наброском. При этом следует учитывать пространственные параметры. В противном случае может оказаться, что построенный механизм не будет выполнять свои функции. К примеру, кривошип - ведущее звено многих механизмов должен иметь возможность сделать полный пространственный оборот вокруг базисного шарнира. Поэтому размеры звеньев механизма должны находиться в определенных пределах и пропорциях. Соответствующие математические уравнения, описывающие параметры звеньев механизма, называются условиями существования механизма.
Таким образом, техническая теория по своим основаниям обладает рядом отличительных особенностей. Главная из них - более "жесткий" характер по отношению к предметной области, чем в научной теории, по отношению к которой вполне допустимы идеализации самого высокого порядка.