Поэзия конца ХХ – начала ХХI века.
Молодое поэтическое поколение печатается в основном в «толстых» журналах. Нередко они возводят бессмыслицу, трёп, антиэстетизм в поэтические явления, адекватные абсурдному состоянию современной жизни и сегодняшнему клиповому мироощущению обывателя: И.Жданов, Д.Пригов. Т.Кибиров, Л.Рубинштейн.
План представления поэта.
1. Штрихи биографии.
2. Поколение, направление, к которому принадлежит; основные произведения, сборники.
3. Особенности поэтики.
4. Лучшие стихотворения с чтением и элементами осмысления.
Борис Леонидович Пастернак (род. 1890 в Москве, умер 1960 в Переделкине).
Личность и художественный мир
Отец – художник, мать – пианистка. Сам рисовал с детства, сочинял музыку. Учился на историко-философском факультете Московского университета, затем – в университете в Германии.
В это время (1912 год) – поэтический дебют. Принимает участие в футуристической группе «Центрифуга».
Первый поэтический сборник вышел в 1914 году – «Близнец в тучах». Наибольшее признание получил третий сборник «Сестра моя – жизнь» в 1922 году. В 1923 году признан критикой «самым значительным из молодых поэтов послереволюционной России».
Из стихов этого периода – «Февраль. Достать чернил и плакать…» (1912 год). «Слагаются стихи навзрыд» - то есть настоящая поэзия рождается истинным переживанием, потрясением, которое не придумаешь, искусственно в себе не вызовешь.
Для поэтики этого стихотворения и стихов Пастернака в целом характерно следующее:
· парадоксальное соотнесение бытового ряда (обычных предметов) с философскими обобщениями;
· смешение временных и пространственных характеристик, романтического и приземлённого;
· неожиданные сравнения и сложные метафоры: «грохочущая слякоть весною чёрною горит», «как обугленные груши, с деревьев тысячи грачей сорвутся в лужи и обрушат сухую грусть на дно очей».
Поэтическая философия выражена особенно мощно в последних двух строках упомянутого стихотворения:
…И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Стихотворение «Определение поэзии» (1917 год). Поэзия не придумывается, не сочиняется, а слагается случайно, естественно, по наитию, из движения конфликта, от удивления, потрясения – то есть от жизни.
Об этом же – стихотворение 1931 года «О, знал бы я, что так бывает…»:
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлёт раба,
И тут кончается искусство
И дышат почва и судьба.
Сочленение почвы и судьбы, «строчки с кровью», «Полная гибель всерьёз» - вот настоящая поэзия, которая равна жизни.
В 20-е годы Б.Пастернак пишет поэмы «905 год», «Лейтенант Шмидт», а затем пробует себя в прозе. С 1936 года стал неугоден властям, занимается лишь переводами Верлена, Гёте, Шекспира.
В 1954 году публикует 10 стихотворений из романа «Доктор Живаго», а сам роман вышел в Италии в 1957 году. В 1958 году за этот роман Пастернак получил Нобелевскую премию. После этого он был тут же исключён из Союза писателей СССР, а затем его, уже больного, вынудили публично отказаться от получения Нобелевской премии. В России роман опубликован в журнале «Новый мир» лишь в 1988 году.
Самые знаменитые стихи 40-х – 50-х годов: «Нобелевская премия» (1959), «Гамлет» (1946), «Зимняя ночь» (1946), «Гефсиманский сад» (1946) – последние три стихотворения принадлежат перу (якобы) главного героя романа доктору Ю.Живаго. Во всех этих стихотворениях также проявляется свойственная Пастернаку двойственность мировосприятия: любовь и космос, быт и бытие неотделимы друг от друга. На их границе рождаются метафоры:
На озарённый потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья…
В 1956 году, живя в Переделкине, Пастернак пишет своего рода поэтические наставления своим ученикам – шумно ворвавшимся в поэзию «эстрадникам» А.Вознесенскому, Р.Рождественскому, Евг.Евтушенко. Это два стихотворения: «Во всём мне хочется дойти до самой сути…» и «Быть знаменитым некрасиво…». В этих стихотворениях – вновь излюбленный мотив: поэзия – мука, а не позёрство, «натянутая тетива тугого лука», вызов судьбе на грани жизни и смерти, «самоотдача, а не шумиха, не успех». Лейтмотив этих стихов – слова с корнем «жить», «жив», «жизнь». В поздних стихах Б.Пастернака много законченных суждений, афоризмов, появляется некоторая назидательность.
Зимняя ночь
Мело, мело по всей земле,
Во все пределы,
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озарённый потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья
И падали два башмачка
Со стуком на пол,
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И всё терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Вопросы к анализу стихотворения
1. На каком контрасте построено стихотворение?
2. В каких рефренах и образах выражается это противостояние?
3. Какой символический смысл вкладывает поэт в образ свечи?
4. Как в стихотворении соединяется вечность с сиюминутностью?
5. Что предпочитает лирический герой Пастернака – холод вечности за окном или тепло жизни в комнате?
6. Приведите примеры метафор, эпитетов, сравнений. Как они усиливают смысл и чувства?
7. Какие согласные звуки и почему преобладают в стихотворении?(Аллитерация)
8. Дважды в стихотворении в разных лексико-грамматических вариантах повторяется образ креста. Что он символизирует?
9. Какова же главная мысль стихотворения?