Поэзия конца XIX – начала XX вв

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

· воспитаниесредствами художественной литературы духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести, справедливости, патриотизма и гражданского долга; формирование гуманистического мировоззрения и национального самосознания;

· освоение художественных текстов; овладение знаниями о русской и мировой художественной литературе; создание общего представления об историко-литературном процессе, о единстве этических и эстетических ценностей, составляющих духовную культуру нации; дальнейшее знакомство с творчеством русских писателей-классиков, а также с отдельными произведениями зарубежной литературы и литературы народов России;

· совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; углубление эстетического восприятия литературных произведений;

· развитиепознавательных интересов и коммуникативно-эстетических способностей, образного мышления и воображения, эмоционально-оценочной деятельности учащихся; потребности в самостоятельном чтении художественной литературы; художественного вкуса;

· формированиечитательской культуры, умений написания сочинений различных типов; навыков владения устной и письменной речью, развитие потребности в самообразовании, в решении задач информационного самообеспечения, определении необходимых источников знаний, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

Изучение литературы в школах с родным (нерусским) языком обучения, реализуя общие цели, направлено на решение специфических задач:

· углубление духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении двух (родной и русской) литератур;

· формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литератур, выявляя их сходство и национально обусловленное своеобразие художественного ре-шения;

· совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-вырази-тельными средствами;

· формирование личности, способной адекватно воспринимать русскую литературу и культуру, более широко и многомерно осмысливать родную.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ,
ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
ИЗУЧЕНИЯ

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Художественные произведения представлены в перечне в хронологической последовательности: от литературы XIX века до новейшего времени. Такое построение перечня определяется задачами курса на историко-литературной основе, опирающегося на сведения, полученные на завершающем этапе основной школы. Курс литературы в старшей школе направлен на систематизацию представлений учащихся об историческом развитии литературы, что позволяет глубже осознать диалог классической и современной литературы.

Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы. Данный перечень предполагает три уровня детализации учебного материала:

· список авторов и конкретно указанных произведений;

· список авторов с указанием минимального количества и рода произведений данных авторов, подлежащих обязательному изучению (выбор конкретного произведения предоставляется автору программы или учителю);

· список авторов с указанием минимального числа тех авторов, чьи произведения подлежат обязательному изучению (выбор авторов из предложенного списка и произведений предоставляется составителю программы или учителю).

Такая структура перечня определяет разные подходы к формированию экзаменационного материала для организации государственного итогового контроля.

В старшей школе с родным (нерусским) языком обучения на базовом уровне сохраняются все факторы, которые определяют специфику содержания предмета «Литература» в основной школе. Кроме того, выпускники старшей школы при изучении русской литературы должны выходить на диалог русской и родной литератур и культур, учитывать их специфику и духовные корни. Таким образом, реализуется идея единого литературного образования.

Особенностью содержания литературного образования в старшей школе с родным (нерусским) языком обучения является дальнейшее изучение следующих произведений, включенных в обязательный минимум содержания образования основной школы:

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (обзор с анализом фрагментов);

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (обзор с анализом повести «Княжна Мери»);

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» (1 том) (обзор с анализом глав).

Русская литература XIX века

А.С. Пушкин

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», а также 3 стихотворения по выбору.

Поэма «Медный всадник»(в школе с родным (нерусским) языком обучения – обзор с анализом фрагментов).

М.Ю. Лермонтов

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...», а также 3 стихотворения по выбору.

Н.В. Гоголь

1 из петербургских повестей по выбору (только для школ с русским (родным) языком обучения.

А.Н. Островский

Драма «Гроза» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении).

И.А. Гончаров

Роман «Обломов» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – обзор с анализом фрагментов).

Очерки «Фрегат Паллада» (фрагменты) (только для школ с родным (нерусским языком обучения).

И.С. Тургенев

Роман «Отцы и дети»(в школе с родным (нерусским) языком обучения – обзор с анализом фрагментов).

Ф.И. Тютчев

Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), а также 3 стихотворения по выбору.

А.А. Фет

Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь...», а также 3 стихотворения по выбору.

А.К. Толстой

3 произведения по выбору.

Н.А. Некрасов

Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…», а также 3 стихотворения по выбору.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – обзор с анализом фрагментов).

Н.С. Лесков

1 произведение по выбору.

М.Е. Салтыков-Щедрин

«История одного города» (2 главы по выбору) (в школе с родным (нерусским) языком обучения – обзор с анализом фрагментов).

Ф.М. Достоевский

Роман «Преступление и наказание»

Л.Н. Толстой

Роман-эпопея «Война и мир» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – обзор с анализом фрагментов).

А.П. Чехов

Рассказы: «Студент», «Ионыч», а также 2 рассказа по выбору.

Рассказы: «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (только для школ с русским (родным) языком обучения).

Пьеса «Вишневый сад» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении)..

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

И.А. Бунин

3 стихотворения по выбору.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» а также 2 рассказа по выбору.

Рассказ «Чистый понедельник» (только для школ с русским (родным) языком обучения.

А.И. Куприн

1 произведение по выбору.

М. Горький

Пьеса «На дне».

1 произведение по выбору.

Поэзия конца XIX – начала XX вв.

И.Ф. Анненский, К.Д. Бальмонт, А. Белый, В.Я. Брюсов,
М.А. Волошин, Н.С. Гумилев, Н.А.Клюев, И.Северянин, Ф.К. Сологуб, В.В.Хлебников, В.Ф. Ходасевич.

Стихотворения не менее 2 авторов по выбору.

А.А. Блок

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», а также 3 стихотворения по выбору.

Поэма «Двенадцать».

В.В. Маяковский

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», а также 3 стихотворения по выбору.

С.А. Есенин

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», а также 3 стихотворения по выбору.

М.И. Цветаева

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», а также 2 стихотворения по выбору.

О.Э. Мандельштам

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», а также 2 стихотворения по выбору.

А.А. Ахматова

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», а также 2 стихотворения по выбору.

Поэма «Реквием».

Б.Л. Пастернак

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», а также 2 стихотворения по выбору.

М.А. Булгаков

Романы: «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – обзор одного из романов с анализом фрагментов).

А.П. Платонов

1 произведение по выбору.

М.А. Шолохов

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).

А.Т. Твардовский

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», а также 2 стихотворения по выбору.

В.Т.Шаламов

2 рассказа из цикла «Колымские рассказы»

А.И. Солженицын

Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения).

Рассказ «Правая кисть» (только для школ с родным (нерусским) языком обучения).

Наши рекомендации