Особенности психологических воззрений французских материалистов XVIII века (Ламетри, Кондильяк, Гельвецкий, Дидро, Руссо)
Ламетри Жюльен(1709–1751),французский философ,врач. Изучал богословские науки, физику и медицину. Пере-неся тяжёлое болезненное лихорадочное состояние, Жюльен Ламетри, опираясь на опыт самонаблюдения, пришел к вы-воду о том, что телесное состояние существенно влияет на духовную деятельность человека. В 1747 году в Голландии Жюльен Ламетри опубликовал свою книгу «Человек-ма-шина», выход в свет которой вызвал бурю протестов в сре-де духовенства. В этой книге он высказал мысль о том, что организм человека представляет собой бездушную машину. Жюльен Ламетри полагал, что организм человека представ-ляет собой сложный механизм (машину) подобный часовому механизму. Жюльен Ламетри считал, что человека отличает от дру-гих животных только большее количество потребностей, что в свою очередь обеспечивает большее количество ума. В це-лом существующее превосходство человека над животными обусловлено воспитанием и образованием. По Ламетри, поз-нание начинается с ощущений и сводится к построению об-разов с помощью воображения и внимания. Жюльен Ламетри полагал, что развитие общества опреде-ляется успехами просвещения, а также деятельностью выда-ющихся людей.
Руссо Жан Жак(1712–1778),выдающийся философ,пи-сатель, создавший целостную систему воспитания ребёнка. Родился и до 1741 года жил в Швейцарии, затем уехал в Па- риж, где начал сотрудничать с другими просветителями-эн-циклопедистами.
1762 году Жан Жак Руссо опубликовал педагогический роман «Эмиль, или О воспитании», чем вызвал бурю негодо-вания со стороны духовенства. По мнению Жана Жака Рус-со, цивилизация оказывает негативное влияние на человека, именно поэтому на страницах романа он старается защитить воображаемого воспитанника Эмиля от влияния общества для того, чтобы развить заложенные в нём способности, ибо для гармоничного развития личности необходимо следовать за природой.
Жан Жак Руссо считал, что для организации правильного воспитания ребёнка педагогу необходимо учитывать инди-видуальные особенности ребёнка и не допускать насилия над его личностью.
Жан Жак Руссо вошёл в историю психологической науки как разработчик первой возрастной периодизации, включаю-щей четыре этапа:
Первый этап – с рождения до 2 лет – в это время необхо-димо развивать ребёнка физически. В это время у детей ещё не развита речь, поэтому необходимости в умственном вос-питании нет.
Второй этап – с 2 до 12 лет – необходимо развивать сен-сорику ребёнка, так как ощущение является основой буду-щего развития мышления ребёнка. Поэтому Жан Жак Руссо
считал, что систематическое раннее обучение не является целесообразным.
Третий этап – с 12 до 15 лет – нужно посвятить интен-сивному обучению ребёнка, когда тот может адекватно вос-принимать и усваивать предлагаемые знания. Но, поскольку моральное развитие у детей происходит позднее, акцент в обучении нужно делать на естественные и точные науки.
Четвертый этап – от 15 лет до совершеннолетия – это период «бурь и страстей», период, когда происходит форми-рование сферы чувств у детей. Основная задача педагога на
этом этапе – сформировать у детей добрые чувства и сужде-ния, а также способность к волевому действию.
Дидро Дени(1713–1784),французский философ,один изосновоположников французской «Энциклопедии, или Толко-вого словаря наук, искусств и ремёсел» (1751–1780). В 1773–74 Дидро по приглашению Екатерины II посещал Россию. Из-вестно, что, будучи в России, Дени Дидро пытался повлиять на Екатерину II в вопросе освобождения крестьян. Дени Дид-ро считал , что основными методами познания являются экс-перимент и наблюдение. Дени Дидро полагал, что материя многообразна и обладает чувствительностью.
По мнению Дени Дидро, государственная система образо-вания может обрести эффективность при соблюдении следу-ющих принципов: во-первых, принципа всеобщего бесплат-ного начального обучения и бессословности образования. Во-вторых, принципа материального стимулирования уча-щихся из среды бедняков (бесплатные учебники, бесплатное питание в начальной школе). Для повышения качества знаний Дени Дидро считал необходимым проводить несколько раз в год публичные экзамены в школе для выявления нерадивых учеников.
Кондильяк Этьен Бонно(1715–1780),французский фило-соф и священник. Познакомившись с Д. Дидро, Этьен Бонно Кондильяк активно работал над созданием «Энциклопедии».1754 году Этьен Бонно Кондильяк опубликовал свою фун-даментальную работу «Трактат об ощущениях», в котором сделал попытку объяснить все способности человека из ощу-щений.
Используя метафору «статуи», Этьен Бонно Кондильяк продемонстрировал своё видение процесса становления че-ловека в контексте доминирующей роли ощущений в этом процессе. Все психические способности человек приобретает благодаря изначально заданной способности ощущать. Мета-форическая «статуя» Этьена Бонно Кондильяка изначально имела лишь способность ощущать запах. При неоднократном повторении ощущение запаха начинает формировать опыт человека , а опыт человека лежит в основе памяти. Внимание человека формируется как ответ организма на чередование разных по степени интенсивности ощущений, а сравнение разных ощущений приводит к формированию суждения.
Гельвеций Клод(1715–1771),французский философ.В1758 году Клод Гельвеций опубликовал книгу «Об уме», ко-торая вызвала протест со стороны церкви и была запрещена. своей работе Клод Гельвеций продемонстрировал свои ате-истические взгляды, отрицая существование Бога, бессмер-тие души и т.д. По мнению Клода Гельвеция, абсолютизиро-вавшего законы механики, окружающий человека мир мате-риален и бесконечен. Мышление – это сложное образование и свойство материи, находящейся в постоянном движении. Клод Гельвеций полагал, что душа и ум не тождественные понятия.
Клод Гельвеций считал, что все люди равны от природы, а основа неравенства людей кроется в воспитании и случайнос-ти. Поэтому среда, в которой воспитывается человек, оказы-вает существенное влияние на его психический склад. Клод Гельвеций полагал, что движущей силой развития общества являются сознание и страсти человека. Характеризуя страсти человека, Гельвеций предположил, что существуют два рода страстей: 1) имеющиеся у человека от рождения (удовольс-твие и страдание), 2) приобретаемые человеком в процессе жизни (эмоции и чувства).
18. Первые области психологии как самостоятельной науки: психофизиология органов чувств (Гельмгольц),психофизика (Вебер, Фехнер), психометрия (Дондрес)
Фехнер Густав(1801–1887),немецкий физик,философ,основоположник психофизики. Будучи представителем пан-психизма , он считал, что Вселенная одушевлена и является обратной стороной духовной субстанции. Густав Фехнер вы-ступил инициатором создания новой науки – психофизики, предложив в качестве её предмета рассматривать соотноше-ние психического и физического миров. Манифестом психо-
физики стала работа Густава Фехнера «Элементы психофи-зики», опубликованная в 1860 году. Выходу в свет этой книги предшествовала десятилетняя экспериментальная работа с использованием метода едва заметных различий, в ходе кото-рой Густав Фехнер сформулировал так называемый основной психофизический закон, гласящий, что интенсивность ощу-щения прямо пропорциональна логарифму силы раздражи-теля. Впоследствии данный закон получил название закона Вебера-Фехнера. Несмотря на то, что данный психофизичес-кий закон не обладал универсальностью, и применим только слуховым и зрительным ощущениям, он ознаменовал собой новую веху в развитии психологической науки.
Вебер Эрнст Генрих(1795–1878),немецкий физиолог, профессор анатомии и физиологии. С 1869 года иностранный член-корреспондент Петербургской Академии наук.
Эрнст Вебер изобрел специальный прибор – циркуль Вебе-ра, с помощью которого можно было оценить степень кожной чувствительности в различных участках кожного покрова, описав существование закономерных связей между интен-сивностью воздействия внешних раздражителей и ответными реакциями (ощущениями). Циркуль Вебера позволил иссле-довать пространственные пороги кожной чувствительности, установив участки кожного покрова человека, обладающие максимальной и минимальной чувствительностью.
Эрнст Вебер впервые экспериментально исследовал эф-фект температурной адаптации. Опираясь на результаты своей экспериментальной работы, Эрнст Вебер предложил подразделить все ощущения на: 1) ощущения давления, 2) ощущения температуры, 3) ощущения локализации.
Гельмгольц Герман(1821–1894),немецкий физиолог,врач естествоиспытатель. Окончил Военный институт в Берли-не. Профессор физиологии университетов Кёнигсберга, Бон-на, Гейдельберга. С 1888 года директор физико-технического института в Берлине. 1850 году Герман Гельмгольц с помощью изобретённого им прибора кинографа осуществил измерение скорости про-текания физиологического процесса в нервном волокне (33,9 м/сек). Герман Гельмгольц активно внедрял использование методов математической обработки данных для оценки ре-зультатов экспериментальных исследований.
Осуществляя исследования зрительного восприятия в условиях помех, Герман Гельмгольц пришел к выводу, что зрительное восприятие предметно и не является результатом прижизненного опыта человека. Это он отразил в фундамен-тальной монографии «Физиологическая оптика», опублико-ванной в 1867 году. Суть эксперимента заключалась в следу-ющем: для испытуемого искусственно создавались помехи восприятия в виде оптических линз. В ходе эксперимента Германом Гельмгольцем было установлено, что предоставле-ние испытуемому возможности с помощью рук и движений глаз проверять форму и размеры наблюдаемого предмета.