Фил. Просвещения XVII метафизический материализм французских энциклопедистов Д. Дидро, К. Гельвеции, Ж-Ж Руссо, Ш. Монтескье

Просвещение входит в культуру как торжество рационализма, завершение идей, которые появились в период Возрождения и получили дальнейшее развитие в XVII—XVIII вв.
Просвещение — эпоха гносеологического оптимизма и веры в прогресс. Как идейно-мировоззренческое движение Просвещение достигло высшего расцвета во Франции, хотя и получило распространение во всех странах Европы. Философы эпохи Просвещения не только продолжали классические идеи рационализма, но и формулировали новые, основываясь на критике картезианской метафизики за ее умозрительноть и ' недостаточную связь с наукой и практикой.
Просвещение усилило критику религиозной идеологии, опираясь на достижения науки и принципы материалистической философии. Во Франции Просвещение приняло форму материалиэма и атеизма и подготовило почву для появления социалистических идей. Идеологи Просвещения ставили перед собой не только собственно философские и научные проблемы, но и общие социокультурные задачи, пытаясь просветить народ, научить его пользоваться возможностями своего разума. Последний призван освободить народ от предрассудков, сделать людей «совершеннолетними», научить их критически относиться к предлагаемым религиозным и социальным проектам. Эти идеи развивали Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Ж. д'Аламбер, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри, К. Гельвеции во Франции; Дж. Толанд, А. Шефтсбери. Б. Мандевиль, Т. Рид, А. Смиг в Англии; X. Вольф, Г. Лессинг в Германии.
Исходная ценностно-мировоззренческая установка Просвещения — «имей мужество пользоваться собственным умом». Тем самым идеологи Просвещения утверждали веру в человеческий разум, который наиболее полно реализуется в науке и технике. Отсюда опора на научное знание, пропаганда самоценности научного разума.
Философы Просвещения подчиняли научный разум жизни, преобразованию социальных отношений, улучшению жизненных условий и т.д. Отсюда защита ими естественных прав человека и гражданина, критика суеверий, воплощенных в религиях, пропаганда идей религиозной терпимости, пантеизма и деизма.
Реализация подобных идей требовала своеобразной трактовки разума. Согласно философии Просвещения, разум не дает вечных и общеобязательных исгин. Разум — возможность истины, а не обязательная способность постижения всех тайн бытия. Разум — основа деятельности, помогает установить связь между различными событиями и фактами. Таким образом, основным свойством человеческого разума является готовность и способность искать истину.
Принципиально важно, что, возвышая разум, философы Просвещения ставили его в зависимость от опыта; в конечном итоге он контролируется опытом и потому не всемогущ. Таким образом, трактовка разума основана не столько на философско-методологической установке, сколько на достижениях науки. Философия Просвещения отрицает правомерность заранее установленных принципов, которые должны быть метафизическими указателями. Меняется роль исходных принципов, которые оказываются зависимыми от опыта, данных науки. Отсюда методологическая установка: опытные данные должны быть исходными в понимании происходящих процессов, ог них следуег идги к истине. Это поднимает статус науки и образования а культуре, поскольку именно наука и образование учат анализировать, критически мыслить, не принимая ничего на веру.
Вместе с тем, чтобы не упрощать рационалистическую концепцию эпохи Просвещения, следует отметить, что философы понимали несаодимость человека к разуму, наличие в мире неразумного. Основная идея просветителей состоит не в том, что все в человеке сводится к разуму и все, что неразумно — бессмысленно, а в том, что все, что человек делает, думает, чувствует, все, во что он верит, может и должно быть осмыслено разумом. Человек — существо разумное, и в нем не должно быть ничего не осмысленного разумом.
Социальный прогресс философы Просвещения видели в распространении знания, науки, образовании населения. Они считали, что особое внимание следует уделять просвещению правителей, обладающих реальной властью.
21 классическая немецкая философия И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг Немецкая классическая философияпредставляет собой значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. . Классическая немецкая философия определяет целостную концепцию диалектики: — диалектика Канта — это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума; — диалектика Фихте сводится к разработке творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположности, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека; — Шеллинг переносит на природу предложенные Фихте принципы диалектического развития, природа у него — развивающийся дух; — Гегель представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он исследовал весь естественный, исторический и духовный мир как процесс, т. е. в его беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, перерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении; — Фейербах в своей диалектике рассматривает связиявлений, их взаимодействия и изменения,единство противоположностей в развитии явлений (дух и тело, сознание человека и материальная природа). 23 Марксистская философия: основные идеи, предпосылки и развитие Марксистская философия - это система философских идей Маркса, Энгельса и их последователей, в основе которой лежит диалектико - материалистический подход к познанию и практике. Марксизм реализует основную интенцию философии Нового времени - достижение тождества объекта и субъекта - через преобразующую практическую деятельность человека. Познание - центральный процесс в диалектике Гегеля - в марксистской философии становится подчиненным, вторичным моментом практики, которая, собственно и является главной философской идеей Маркса и Энгельса. Марксизм исключительно богат теоретическими обобщениями и выводами, идеями и положениями. Однако среди них одной из наиболее обстоятельно разработанных философских идей является идея материалистического понимания истории. Материалистическое понимание истории исходит из того, что условия человеческой жизнедеятельности, общественное бытие определяют взгляды людей, их целевые установки, ценностные ориентиры, теоретические концепции. Общественное бытие есть реальный процесс жизни людей, своего рода социальная материя которая отражается в общественном сознании. Общественное сознание – это отражение общественного бытия. Общественное сознание – осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Общественное бытие определяет общественное сознание – этот вывод стал главной предпосылкой для материалистического решения основного вопроса философии в применении к обществу. Рассматривая вопрос о строении общества, его структуре, марксизм оперирует категориями "базис" и "надстройка". Базис – это совокупность производственных отношений, экономический строй общества. Над базисом возвышается надстройка, включающая в себя общественное сознание, идеологические отношения и закрепляющие их общественные учреждения и организации. Надстройка определяется базисом. Таким образом, государство, право, духовная жизнь общества относятся к надстроечным. Материалистическое понимание истории позволило Марксу обнаружить общие повторяющиеся черты в экономическом базисе ряда стран и придти к определению общественно-экономической формации. Экономическая общественная формация – это особый исторический тип развития общества, обусловленный формой собственности, уровнем развития производительных сил, социальной структурой. Основа общественно-экономической формации – способ производства материальных благ. Учение о классах и классовой борьбе как движущей силе истории составляет важнейшую часть марксизма. Классовый подход к анализу социальных явлений предполагает, что ничто в обществе не может быть объяснено вне контекста классовых интересов и отношений. В марксистской философии представлена оригинальная концепция человека. По Марксу, человек не просто живет, чувствует, переживает, существует, но, прежде всего, реализует свои силы и способности в специфичном для него бытии — в производственной деятельности, в труде. Среди самых значительных достижений философии марксизма — разработка проблемы практики. практика во всех своих проявлениях, включая производственную деятельность и преобразование людьми самих себя, была осмыслена в качестве базовой, исходной основы духовного мира, культуры и т. д. Из этого следует капитальной важности вывод: любая деятельность, даже духовная, не может быть осуществлена безотносительно к практике. Основные этапы становления и развития марксистской философии * Младогегельянский период в творчестве Маркса и Энгельса. Активное освоение теоретического наследия немецкой классики. Гегельянская позиция в философии. Демократические симпатии Маркса и Энгельса в социально-политической области. Этот период охватывает 1839-43 гг. * Критика идеализма Гегеля. Начало формирования собственно марксистских взглядов. Переход на позиции материализма и коммунизма. 1843-44 гг. * Окончательное оформление философских идей марксизма. 1845-50 гг. Развитие философских, социально-философских и методологических положений марксизма в работах Маркса и Энгельса в оставшийся период их жизни. * Развитие марксистской философии в трудах учеников Маркса и Энгельса в 70 - 90-е годы XIX столетия. 25 основные направления и школы в современной западной философии. Позитивизм — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм - основной тезис: все подлинное (позитивное) знание - совокупный результат специальных наук. Основные положения позитивизма. Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единыйнаучный метод. Основная цель позитивизма — получение объективного знания. Экзистенциализм - это философия существования. Она получила распространение в ряде стран Западной Европы - Германии, Франции, Италии в 30 - 60-е годы. Классики экзистенциализма - это немецкие философы М. Хайдеггер (1889-1976), К. Ясперс (1883-1969), французские мыслители - Ж.П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960), Г. Марсель (1889-1973). Экзистенциализм существовал как в религиозной, так и атеистической формах. Многие экзистенциалисты известны не только как философы, но и как видные представители современной литературы и театра. Камю и Сартр - лауреаты Нобелевской премии в области литературы 1957 и 1964 годов. Романы, рассказы, драмы этих писателей - это художественное выражение их философских идей. Неопозитивизм– вторая форма данного направления. Разделяя исходные принципы позитивизма, неопозитивизм претендует на полное устранение «метафизики» и ее основных проблем. Он сводит задачи философии не к систематизации конкретного естественно-научного знания, а к деятельности по анализу языковых форм знания. Неопозитивизм в большей степени опирается на логику, и знание для него является действительным только тогда, когда может быть выражено в языке. Это позволяет говорить о неопозитивизме как о логико-лингвистической форме позитивизма, которая решает проблемы на основе конвенционализма. Это означает, что тот или иной знак имеет лишь то объективное содержание, которое определяется конвенцией или договором исследователей. Главный тезиспрагматизма заключался в обвинении традиционной философии в отрыве от жизни, в абстрактности и созерцательности. Ч. Пирс выдвинул программу «реконструкции философии»; по его мнению, философия должна быть не размышлением о первых началах бытия и познания, а всеобщим методом разрешения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях в этом непрерывно меняющемся мире. Прагматизм, следуя традициям эмпиризма, объявил всю реальность «опытом» человека. Однако этот «опыт» не сводился к чувственным ощущениям и восприятиям. Он понимался как то, что дано переживанием. Таким образом, объективная реальность была представлена прагматизмом как некая данность человеку в чувствах, действиях, замыслах и в конечном счете в его опыте. Согласно прагматизму опыт никогда не дан человеку изначально, априорно. Он не есть нечто определенное. Он может быть переживанием (Дьюи), потоком сознания (Джемс). Прагматизм, восприняв идеи дарвинизма, объявил человеческое сознание и мышление не более чем средством приспособления организма к окружающей среде с целью выживания и оптимизации действий. Задача мышления заключается не в познании окружающей действительности способом ее отражения, а в выборе средств, необходимых для достижения своих целей. Высшие абстракции, идеи, философские категории, теории есть лишь инструменты, средства и методы действия. Все их действие целиком сводится к решению жизненно важных практических задач. Согласно этому истина для прагматизма – это не более чем полезность. Такая трактовка истины ориентирует философию прагматизма на такие понятия, как целесообразность, эффективность, практичность. Именно они и являются основными категориями этого философского направления. 27 философия «сверхчеловека» Ф. Ницше. Психоаналитический вариант философской антропологии З. Фрейда. Зигмунд Фрейд —австрийский психолог, невропатолог, психиатр, для него характерны исследования явлений бессознательного, их природы, форм и способов проявления. Для философии Фрейда основная мысль — это то, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект — аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности, все более углубленного его осмысления. Главным исследованиемФрейда является роль важнейшего, по его мнению, двигателя психической жизни человека — «либидо»(полового влечения), определяющего противоречия: — человека и социальной среды; — человека и культуры; — человека и цивилизации. Через призму сублимации Фрейд рассмотрел: — формирование религиозных обрядов и культов; — появление искусства и общественных институтов; — возникновение науки; — саморазвитие человечества. Со стороны философии Фрейд дает свое осмысление человека и культуры. Культуравыступает у него как «Сверх-Я»,основанная на отказе от удовлетворения желаний бессознательного, она существует за счет сублимированной энергии либидо. В своей работе «Неудовлетворенность в культуре» Фрейд делает вывод о том, что прогресс культуры уменьшает человеческое счастье, усиливает у человека чувство вины из-за ограничения его природных желаний. В рассмотрении социальной организации общества Фрейд концентрирует свое внимание не на ее надындивидуальном характере, а на природной склонности человека к разрушению, агрессии, которая может быть обуздана культурой. Фридрих Ницше(1844–1900) — немецкий философ и филолог, ярчайший пропагандист индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма. В творчестве Ницше выделяется три периода: 1) 1871–1876 гг. («Рождение трагедий из духа музыки», «Несвоевременные размышления»); 2) 1876–1877 гг. («Человеческое, слишком человеческое», «Пестрые мнения и изречения», «Странник и его тень», «Веселая наука») — период разочарований и критичности — «трезвый»; 3) 1887–1889 гг. («Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Сумерки кумиров», «Антихрист», «Ницше против Вагнера»). Познание для Ницше — это интерпретации, истолкования, тесно связанные с внутренней жизнью человека, он справедливо отмечает, что один и тот же текст допускает многочисленные интерпретации, так как мысль — это знак со множеством смыслов. Чтобы понять вещь, нужно человеческое перевести в природное, поэтому одним из самых важных средств познания и выступает перевод человеческого в природное. По мнению Ницше, человек — это «болезнь Земли», он мимолетен, он «в своей основе есть нечто ошибочное». Но нужно создать подлинного, нового человека — «сверхчеловека», который давал бы цель, был бы победителем «бытия и ничто» и являлся бы честным, в первую очередь перед самим собой. Главная проблема человека, его сущности и природы — это проблема его духа. Согласно Ницше, дух: — это выносливость; — отвага и свобода; — утверждение своей воли. Главная цель стремлений человека — это не польза, не удовольствия, не истина, не христианский Бог, а жизнь. Жизнь является космичной и биологичной: она воля к власти как принцип мирового бытия и «вечного возвращения». Воля к жизни обязана проявить себя не в жалкой борьбе за существование, а в битве за власть и превосходство, за становление нового человека. В своем произведении «Так говорил Заратустра» Ницше возвещает о том: — что человек есть нечто, что должно преодолеть; — все существа создавали нечто, что выше их; — люди хотят стать отливом этой великой волны, они готовы вернуться к зверям, чем преодолеть человека. Настоящее же величие человека в том, что он мост, а не цель. Ницше писал: «Человек — это канат, протянутый между животными и сверхчеловеком». Ницшевский сверхчеловек — это смысл бытия, соль земли. По его мнению, место умершего Бога займет сверхчеловек. Ницше считает, что идея сверхчеловека как цели, которую надо достичь, возвращает человеку утраченный смысл существования. Сверхчеловек может получиться лишь из поколения аристократов, господ по своей природе, в ком воля к власти не задавлена враждебной ей культурой, из тех, кто способен, объединившись с себе подобными, противостоять большинству, которое не желает ничего знать о подлинном предназначении современных людей. У Ницше под влиянием физико-космологических изысканий Дюринга сложилась идея вечного возвращения, которая должна компенсировать утраченную вместе с христианством надежду на возможную вечную жизнь за гробом. Если логически следовать этой идее, то люди обречены на вечность, потому что уже живут в вечности. Вечность, по мнению Ницше, совпадает с мгновением. 29 философия русского консерватизма. Консерватизм – социально-философские концепции, обосновывающие необходимость сохранения и поддержания исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, ее моральных, правовых, религиозных и семейных основ. Данилевский впервые изложил на теоретическом уровне идею многообразия типов культур, разработал систему основных типов культур, объяснил механизм их возникновения, развития и смены в ходе мировой истории. Культурно-исторический тип – «самостоятельные и своеобразные планы религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, - одним словом, исторического развития». Содержание всемирной истории составляет развитие 1- типов культур: египетской, китайской, индийской, древнесемитической, иранской, ассиро-вавилонской, древнегреческой, древнеримской, новоаравийской, романо-германской. Мексианский и перуанский типы не успели развится и были уничтожены. Славянский – в процессе становления. Каждая цивилизация вырабатывает преимущественно свой вид духовной деятельности. По Д. их 4: религиозная, культурная, политическая, общественно-экономическая. Цикл развития культурно-исторического типа: бессознательный период-становление-цивилизация-застой-гибель и разложение. Концепция полицентризма типов культур, многовариантность развития. Все цивилизации вносят свой вклад в сокровищницу истории, и ни одна цивилизация не может гордится тем, что представляет высшую точку развития в сравнении с ее предшествинницами во всех сторнах развития. У каждого народа своя история, куьтура, религия, свой национальный дух. Россия и Европа принадлежат к разным типам культур. Леонтьев разработал оригинальную социально-философскую концепцию консерватизма. Связывая воедино природу и человека, мир его культуры, Леонтьев сформулировал органическую теорию развития, для которой характерны: 1. Аналогия между любой органической системой и организмом как неразложимой целостностью. 2. Представление о закономерных этапах развития системы, составляющих конечный во времени цикл. Полный цикл включает в себя этапы первичной простоты, цветущей сложности, вторичного смесительного упрощения. На основе этой схемы Леонтьев обосновал идею цикличности развития государств, народов, культур, выдвинутую Данилевским. Цикличность развития общества подобна фазам развития организма. Эта теория стала философской основой историософских построений русских консерваторов. В программной статье «Византизм и славянство» Леонтьев показывает принадлежность России не к европейскому, а к другому типу культуры, который он определяет как византийский. Победоносцев. В русском консерватизме была не только дана критика идей либерализма и демократии с философских позиций, но и выявлены идейный основы либерально-демократических учений, предпосылки демократии и механизм ее функционирования. Сопоставив теорию и практику демократии и показав полное их расхождение, К Победоносцев характеризует ее как «великая ложь нашего времени». Демократия безнравственна, потому что она основана на лжи. Он показывает, что идея народовластия очень привлекательна, но в действительности управлять будет не народ, а политическая элита. 31 философия « русского космизма»Общая идея - наличие смыслового порядка в космосе, космич-я миссия человека и нахождение гармонии между чел-ом и прир-ой (космосом). Три напр-я в русском космизме: религиозно-фил-ое (Федоров), естественнонаучное (Циолковский, Вернадский), поэтически-художественное. Считали космос европ-ой фил-ии и науки «пустым». Попытались «оживить», «очеловечить», «обожествить» его. Циолковский различал 1)космич-ое существование (царствует совершенство, разум и счастье) и 2)некосмическое (в. ч. земное) (страдания, несовершенство, болезни, смерть). Жизнь на Земле это младенчество, должно быть развито в всекосмическое существование. Это через  познават-ых и нравст-ых спос-тей человека. Считал, что все несовершенное надо уничтожать. Говорит - космос сотворен некоей причиной, ею же может быть внезапно уничтожен. Вселенная - разумный механ-ий организм. Научные знания - голос Вселенной”, они - гарант преобр-я космоса и его колонизации. Заслуга Циолковского - впервые ввел косм-ий аспект в проблематику взаимосвязи наук, гуман-ой и преобраз-ой деятельности. Вернадский впервые в истории на глобальном, планетарно-космическом уровне осуществил синтез геологических, биологических и социокультурных (гуманитарных) знаний в единую науку о гео-био-ноосфере. В этой науке человек - сила, ведущая к перестройке биосферы, превращения ее в ноосферу (“царство разума”) - новое геологическое явление на нашей планете. Перестройка осущ-ся в процессе сложной эволюции биосферы, ее самосовершенствования и обогащения инф-ей. По В-му научная мысль - такое же естественное явление, возникшее в ходе эволюции живого вещества, как и человеческий разум, и она не может ни повернуть вспять, ни остановиться, т. к. безгранична. В-ий отводил особую роль миссии ученого. В сфере научных работников растет неудовлетворение узкими рамками Земли - поиск выхода в космос. Космисты показали, что появление человеческой цивилизации было результатом закономерной природной логики развития Вселенной; в человеке заложена некая космическая миссия управления эволюцией Вселенной, реализовать которую он сможет, преодолев земные социальные антагонизмы. В космизме - принципы совместного развития человека и природы. Космисты сумели соединить заботу о Земле, биосфере, космосе с запросами высшей ценности - конкретного человека с преодолением болезни и смерти. Антропокосмизм против антропоцентризма европейской классики: человек сведен с его трона исключительности - одна из органичных составных частей и этапов развития космического целого.Основатель русского космизма Н. Ф. Федоров призывал взглянуть на мир как на единое целое. Он исходил из того, что космос изначально гармоничен, а потому и добр. То есть гармония, добро, благо – важнейшие составные космоса как явления природы, и человеку следует относиться к нему не с позиций покорителя и завоевателя, как это было в течение всей истории земной цивилизации, а с принципиально новых качеств мироотношения, в котором нет места антагонизму, но есть осознание единства. Космическая ориентация самым кардинальным образом меняет представление человека о мире и о самом себе, о своем месте в мироздании. 33 бытие, его виды и формыБытие - филос.категория, кот.фиксирует сущ-ие и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом). Оно представлено в нескольких формах. 1)Бытие вещей и процессов. В свою очередь также может быть представлено в двух формах: а)бытие вещей и состояний природы, кот.большинство людей воспринимают как объективеую реальность, кот.сущ-ла до них и от них не зависит. Это взгляд с позиции материализма. б)Идеалистич. позиция. Бытие второй природы, цивилизации. Это бытие двойственно, т.к.с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой- в них вложена сознание и душа человека. 2)Бытие человека. а)бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы,как вещь); б)специфич.человеческое бытие (человек не как тело, а как индивидуум). 3)Бытие духовного, идеального. а) индивид.духовное (сознание индивида). Структура бессознательного: *рефлексы*, *подсознат.*, *интуиция*. б) объективно-существующее духовное - то, что материализованно в культуре. 4)Бытие социальное. а) бытие человека; б) бытие человека в обществе. Впервые проблема бытия была затронута древнегреческим философом Парменидом. Для Парменида бытие – это не какая-то отдельная вещь, а сама возможность существования вещей. Бытие, по Пармениду, не возникает и не уничтожается, оно всегда является неизменным. Изменения бытия – это лишь кажущиеся изменения. Противоположных взглядов на бытие придерживался Гераклит. Он утверждал, что бытие, действительно, вечно, но оно находится в постоянном движении и изменении. Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие. Платон противопоставлял два вида бытия – неизменные идеи и постоянно меняющуюся материю. Его ученик Аристотель называл четыре источника бытия любой вещи: форму, материю, цель и творца. В Средние века учение Аристотеля было переосмыслено в духе христианства. В XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели понятие «общественное бытие», т. е. бытие человека среди людей, основанное на множестве общественных отношений, возникающих в процессе производства материальных и духовных благ, общения. С тех пор выделяются три основных рода бытия: бытие неорганической природы, бытие живой природы и общественное бытие. Причем согласно материализму бытие живой природы предшествует общественному бытию, а бытие неживой природы – обоим другим родам бытия. В человеке проявляется диалектическое единство всех трех родов бытия. 35 диалектика, ее исторические формы и основные категории, движение развитие деятельность творчество Диалектика - теория развития бытия и метода его познания. Принципы: 1.развития, 2.всеобщей связи. Основные законы: 1.з.единства и взаимодействия противоположностей. 2.з.перехода колич. и кач.изменений. 3.закон отрицания отрицания Неосновные з-ы: отношения между необходимостью и случайностью, возможностью и действительностью, содержанием и формой... Марксизм: Д-ка - фил.учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах взаимосвязи и развития. 1)объективная - д.природы и общества. 2)субъективная – мышления. 37 пространство и время. Пространство – обычно протяженность, время – длительность. П и в обладают своими свойствами. П обладает трехмерностью, оно симетрично, т е нет не обратимых процессов, пространство однородно (каждая точка пространства м б взята за начало координат), пространство изотропно, т е нет привелигированных направлений (в верх, в низ, в лево, в право). Время – длительность, оно асимметрично, т е не обратимо. Время может пониматься по разному: циклическое время (календари); время может толковаться как некоторая симметрия, т к ряд процессов не является не обратимыми (соединение Н и О2дает Н2О и обратно, возможно распадение); время может пониматься как стрела, т е время не обратимо, нельзя вернуться в прошлое. Время отличается от вечности, вечность не меняется и не имеет времени, вечность это всегда настоящее. Пространство и время долго в истории рассматривались раздельно. Демокрит полагал что есть пустота – время и вместилище – пространство. Эти взгляды поддерживал Ньютон. Лейбниц по др подошел к пониманию времени и пространства, как к свойствам движения. Есть две теории относительности: 1. Специальная. В ней были объединены понятия движение, пространство и время. Они как свойства материальных объектов меняются от скорости их движения, как и масса , которая возникает со скоростью движения. Появляются понятия масса покоя и масса движения. П и в меняются в завис-и от скорости движения; ритм времени сокращаетя и линейные размеры тела сокращаются. Следовательно не существует единой системы координат и было введено понятие – пространственно-временной интервал – это величина которая не меняется при переходе от одной системы отсчета к другой. Этот интервал позволяет изменяться пространству и времени в разных напрвлениях, что позволяет ему оставаться постоянным. 2. Общая теория относительности связала в едино понятия тяготеющей массы, пространства и времени. Ритм времени замедляется . Пространство искривляется под действием поля тяготения. Наблюдения во время солнечных затмений показали что пространство искривляется. Из этого были сделаны следствия на основе геометрии Лобачевского (отрицательная кривизна) и Римана (положительная кривизна), что при положительном искривлении пространства вселенная замкнута, а при отрицательном вселенная бесконечна. Решая уравнение Энштейна, Фридман сделал вывод, что наша вселенная м б стационарной, она или сужается или расширяется. При спектральном анализе света было установлено, что полосы света смещаются в сторону красного – значит объекты удаляются, если же к фиолетовому, то объекты приближаются. Наша же вселенная расширяется. Т о 15-20 млрд лет назад наша вселенная была сконцентрирована в замкнутой форме пространства. У вселенной есть горизонт, и за пределы какой-то сферы у человека нет возможности выйти. Открыл расширяющуюся систему Хаббл. Становление вселенной связывают с черными дырами сверхплотного состояния, которые отличаются тем что в поле их тяготения все исчезает, даже луч света. Черные дыры это элементарные частицы сжатые пространством и временем. В результате взрыва из черной дыры выделяются элементарные частицы, что приводит к становлению химических соединений и становлению вселенной. 43 сознание человека, его специфика, происхождение. Структура, функции. Проблема искусственного интеллекта. Сознание и язык. Коммуникации. Сознание – субъективный образ мира, соответствующий характеру и содержанию деятельности субъекта. Образ предмета – это идеальная форма бытия предмета «в голове» человек. Сознание являясь результатом развития и деятельности (функции) высокоорганизованной материи центральной характеристикой своей сущности имеет нематериальность, а идеальность. Сознание, являясь идеальным существует только в материальной форме своего выражения – языке. Сознание выступает в качестве интеллектуальной деятельности субъекта поскольку человек помимо активного отражения - связывает новые впечатления с прежним опытом, эмоционально оценивает действительность, обеспечивает внешний мир Структуру сознания: 1.Сфера телесно- перцептивных способностей знания получаемого на их основе. 2. ощущения, восприятия, конкретные представления, с помощью которого человек получает первичную чувственную информацию. Главная цель. 3. полезность и целесообразность бытия тела человека. 4.Сфера логико-понятийных компонентов сознания связана с мышлением, которое выходит за пределы чувственного данного в сущностные уровни объектов. Это сфера понятий, суждений, умозаключений, доказательств. Функции сознания: *Познавательная *Прогноза, предвидения, целепологания *Доказательства истинности знания *Ценностная *Коммуникативная *Регулятивная Язык в реализации своих функций составляет органическое единство с сознанием, проявляет себя следующим образом:
  • развитость сознания предполагает одновременно и развитость языка и наоборот;
· наличие у человека определенных знаний по какому-либо вопросу означает возможность и способность выразить эти знания в словесной форме; · начало формирования сознания означает одновременно и формирование языка и наоборот. 45методы эмпирического и теоритического познания Познание, начинаясь с ощущений, восприятий, продолжаясь в виде представлений, и поднимаясь на высшие этажи теоритического мышления, представляет собой единый процесс, тесно связанный с волей и чувствами. Диалектика чувственного и рационального в познании преодолевает метафизическую ограниченность сенсуализма и эмпиризма, преувеличивающих роль чувственной формы познания с одной стороны, и рационализма, умаляющего роль ощущений и восприятий. Рациона-лизм, сильно гипертрофирующий рациональное в ущерб реальной значимости чувственного может служить дорогой к идеализму. логическое мышление невозможно в отрыве от чувственного; из него оно исходит и на любом уровне абстрагированния заключает в себе его компоненты в виде наглядных схем, символов, моделей. Вместе с тем чувственная форма познания вбирает в себя опыт мыслительной деятельности. Единство чувственного и рационального предстает в процессе познания в виде бесконечной спирали: за каждым удалением от исходной мысли следует все новый и новый возврат к ним и их обогащение. С каждым понятием если не актуально то потенциально связанны наглядные представления, которые выступают не только начальным, но и конечным пунктом абстрактного мышления, когда оно воплощается в конкретное дело. Различают эмпирические и теоретические уровни исследования. Это различие имеет своим основанием: Методы познавательной активности. Характер достигаемых результатов. Эмпирическое исследование предполагает выработку программы исследований, организацию наблюдения и экспериментов, описание и обобщение экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение. Словом для эмпирического познания характерна фактофиксирующая активность. Теоретическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Здесь орудием выступают понятия, категории, законы, гипотезы... Исторически, эмпирическое познание предшествует теоретическому, но только этим путем нельзя достигнуть полного и истинного знания. Эмпирическое исследование, выявляет все новые данные наблюдений и экспериментов, ставит перед теоретическим мышлением новые задачи, стимулирует его к дальнейшему совершенствованию. Однако и обогащающееся теоретическое знание ставит перед наблюдением и экспериментом все более сложные задачи. Эмпирический уровень — исследуемый объект отражается со стороны внешних связей, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Опытное исследование непосредственно направлено на объект. Признаки эмпирического познания это сбор фактов, их первичное обобщение и описание наблюдаемых данных, их систематизация и классификация — основные приемы и средства — сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция. При этом опыт не бывает слепым, он планируется и конструируется теорией. Теоретическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Теоретическое познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление — это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, осуществляющейся в ходе практической деятельности и обеспечивающий раскрытие ее основных закономерных связей (на основе чувственных данных) и их выражение в системе абстракции. 47 социальная философия Социальная философия исследует состояние общества как целостной системы, всеобщие законы и движущие силы его функционирования и развития, его взаимосвязь с природной средой, окружающим миром в целом. Предмет социальной философии — общество в философском подходе. Социальная философия — это раздел, часть философии, и поэтому все характерные черты философского знания присущи и социальной философии. В социально-философском знании такими общими характерными чертами являются понятия: бытия; сознания; системы; развития; истины и др. В социальной философии имеются те же основные функции, что и в философии: — мировоззренческие; — методологические. Социальная философия взаимодействует со многими нефилософскими дисциплинами, которые изучают общество: — социологией; — политэкономией; — политологией; — юриспруденцией; — культурологией; — искусствознанием и другими социальными и гуманитарными науками. Социальной философии помогает развивать свои понятия, разрабатывать глубже свой предмет исследования комплекс наук о природе: биология; физика; география; космология и др. Социальная философия — это своеобразная область знания (в рамках философии), имеющая самостоятельную логику философских размышлений и специфическую историю развития своих понятий, принципов и законов. При изучении социальной философии необходимо знать по крайней мере две узкие и непродуктивные в целом стратегии исследования: 1) натуралистскую, которая стремится редуцировать общество к биологическим проблемам; 2) социологизаторскую, которая абсолютизирует социологические факторы в их развитии и в детерминированности сущности человека. Философские объяснения социальной философии, ее задач и предмета останавливаются на индивиде, на его многогранных запросах и обеспечении лучшей жизни человека. В социальной философии имеются разные точки зрения почти на каждую проблему и разные подходы к ним. Самые распространенные подходы: цивилизаци-онный; формационный. Философия является комплексным видом познания, способы его установки: объективный способ, объективность, которая характеризует науку; субъективный способ, субъективность, которая характеризует искусство; способ общительности (коммуникативный способ), свойственный морали, и только морали; созерцательность мистического свойства (или «контемплативный способ мышления»). Философское знание является комплексным, интегральным видом знания, оно бывает: естественно-научное; идеологическое; гуманитарное; художественное; трансцендирующее постижение (религия, мистика); обыденное, повседневное. Основная задача науки об обществе, а именно — социальной философии — заключается в том: — чтобы понять лучшую для данной эпохи систему общественного устройства; — чтобы побудить управляемых и правящих понять ее; — чтобы усовершенствовать эту систему, поскольку она способна к совершенствованию; — чтобы отвергнуть ее, когда она дойдет до крайних пределов своего совершенства, и построить из нее новую с помощью материалов, которые собрали ученые-специалисты в каждой отдельной области.

 

Наши рекомендации