Оценочные средства и методики их применения

Контроль освоения дисциплины производится в соответствии с Положением о порядке проведения промежуточной аттестации студентов БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф.Устинова (Приказ ректора от 11.12.2007 №78-с(о); Положением о текущем контроле успеваемости студентов БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф.Устинова (Приказ ректора от 21.01.2008 №7-О).

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

(с распределением общего бюджета времени в часах)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.

3.2.Содержание (дидактика) дисциплины Таблица 3

КУРС СЕМЕСТР Номера разделов   Наименование разделов и дидактических единиц ВСЕГО АУДИТОРНЫЕ занятия в контактной форме Самостоятельная работа студентов Формируемая компетенция    
ВСЕГО Лекции Аудиторный практикум (семинар) Лабораторный практикум       ОК-01 24.04.01)     ОК-03 (24.04.01) ОК-06 (24.04.01) ОК-07 (24.04.01) ОК-08 (24.04.01)   ОК-10 (24.04.01)   ОК-18 (24.04.01)      
Раздел 1. Философия и наука Философия, её роль и функции. Методология и методологический анализ. Наука как способ постижения мира. Проблема истины. Научный метод, методологический аппарат.      
Раздел 2. Возникновение науки, стадии ее становления и развития (история науки). История науки и техники. Этапизация развития науки.. История технознания и технических наук.      
Раздел 3. Структура научного познания. Эмпиризм и теоретизм. Теоретическое познание, логические и рациональные формы. Единство теории и практики. Научная картина мира: формы, функции, исторические типы.      
Раздел 4. Основные структуры научного знания.Научное понятие. и его характеристики. Научный закон, функции. Научное объяснение. Научное понимание. Проблемы предсказания, предсказуемости, прогнозирования.      
                                           
Раздел 5 Методы научного познания. Метод, методология, классификация методов. Методы эмпирического и теоретического исследования. Системный и комплексный подходы, возможности и границы.      
Раздел 6. Формы научного познания. Научный факт, проблема теоретической огруженности. Проблемная ситуация, конкретная историчность. Гипотезы, теории, исследовательские программы. Проблеморешающий подход (П. Лаудан).    
Раздел 7. Проблема динамики научного познания. Научная теория, проблема введения и применения. Научная парадигма, дисциплинарная матрица, парадигмальность, рациональность, методология научного творчества.        
  Раздел 8. Методологические проблемы гуманитарных наук. Гуманитарные науки. Гума-нитарное знание, проблема объяснения, понимания, интерпретативный поворот в социопознании. Антропоморфизм и деантропоморфизация    
Раздел 9. Проблемы тенденции и перспективы развития методологии социальных и гуманитарных наук. Предсказуемость, опреде-ленность социальных явлений, ненамеренность, последствия действий как проблема. Субъкт-объект в условиях неполной определенности. «Мозаичный» объект, возможности виртуализации.Социальное познание и проблемы видения развития социума.    
Раздел 10. Наука, общество, культура, цивилизация.Современная наука. Проблема интегрированности в цивилизационный процесс. Портрет ученого XXI века. Магистерская подго-товка. условия, специальная направленность. Этика науки, дионтология, этитезация жизни человека. Наука как продолжение культурного проекта.    
ВСЕГО ПО ДИСЦИПЛИНЕ(*включая работу над рефератом) 108* 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100%    



ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЗАДАНИЙ

(по видам СРС)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ, СООБЩЕНИЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОГО

РАССМОТРЕНИЯ

1. Взаимосвязь философии и естествознания. Соотношение философского, общенаучного и частного знания.

2. Функции и роль философии в научном познании.

3. Современное естествознание: особенности и закономерности развития.

4. Формы, методы и уровни научного познания.

5. Научная деятельность. Логико-методологическая структура – факт, метод, теория.

6. Научное знание: теоретически-предметный и методологический аспекты.

7. Логика науки как единства содержания и логики.

8. Основные характеристики науки: социальность, целенаправленность, предметность, методичность, обоснованность, самокорректируемость, творческий характер, инструментальность и ценностная ориентированность.

9. Научный метод как проблема методологии науки. Научный метод – теория в действии.

10. Методологические понятия: подход, метод, программа, алгоритм.

11. Проблема периодизации истории и генезиса науки: пранаука, протонаука, преднаука и собственно наука, классическая наука.

12. Пранаука: формирование античной науки в контексте философского знания античной культуры.

13. Протонаука: этапы и специфика развития.

14. Преднаука: развитие и ее специфика.

15. Становления собственно науки и новоевропейского типа рациональности.

16. Классическая наука: «эпоха великих открытий».

17. Классическое естествознание и его методология.

18. Революция в естествознании: становление идей и методов неклассической науки.

19. Техническое знание древности и античности (до V н.э.).

20. Технознание в эпоху средневековья (V-XIV вв.).

21. Технознание в эпоху Возрождения (XV-XVI вв.).

22. Наука и техника Нового времени: инженерия и экспериментальное естествознание (XVIII – 1 половина XIX в.).

23. Парижская политехническая школа и становление и развитие технических наук и инженерного сообщества.

24. Техническая наука 2-й половины XX в.

25. Специфика теоретического познания и его формы: логические, рациональные.

26. Основания науки их структура.

27. Предпосылочное знание: структура и основные формы.

28. Научная картина мира, ее формы и функции.

29. Научные понятие и их характеристики: правильность, общность, конструктивность, операциональность, конкретизируемость, потенциал систематизации.

30. Научный закон, определения и характеристики.

31. Функции научного закона: объяснение, предсказание, унификация знаний, репрезентация принципиальных положений теории.

32. Проблема языка, культурного контекста, традиций в научном познании и концептуализации сознания.

33. Научное объяснение: формы и виды.

34. Понимание, стандарты понимания.

35. Особенности понимания и объяснения в современных социально-гуманитарных науках.

36. Научное предсказание, потенциальная предсказуемость, предсказание и объяснение.

37. Классификация методов научного познания.

38. Философия и научное познание: функции философии, принципы как селекторы в идеологии и методологии научного познания.

39. Методы эмпирического исследования: описание, сравнение, наблюдение, измерение, при- боры и их гносеологическая функция, эксперимент, моделирование.

40. Методология теоретического уровня логических действий (абстрагирование,,идеализация, аналогия, формализация, анализ и синтез, дедукция и индукция, классификация и типология).

41. Методы и подходы теоретического уровня исследования: аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, конкретно-исторический, абстрактно-исторический, реконструкционный, системный, структурно-функциональный, кибернетический, информационный, конструктивный, синергетический, комплексный подходы (детальное рассмотрение по выбору).

42. Системный и комплексный подходы в системотехнике и анализы концептуальных схем математического моделирования.

43. Научная проблема и проблемная ситуация, внешние и внутренние источники формирования.

44. Научный факт: понятие и проблема.

45. Теория: сущность, структура, функции.

46. Проблема идеального объекта и языка теории.

47. Гипотеза и ее роль в познании.

48. Научные гипотезы, их роль и классификации.

49. Научная теория, сущность, определение и функции.

50. Классификация научных теорий.

51. Структура научной теории: ядро, основания, приложения (идеализированный объект).

52. Научно-исследовательская программа, структура: «жесткое ядро», эвристики, «защитный пояс».

53. Модели научного поиска: линейные, структурно-системные, эвристика, когнитивный подход.

54. Методологические вопросы языка науки.

55. Наука в контексте современной культуры.

56. Элементы теории познания: познание, виды познания, субъекты и объекты, виды знания, научный опыт, практика, культурно-исторические традиции.

57. Знание: виды и основные черты научного знания.

58. Сущность и специфика естественнонаучного, технического и гуманитарного знания.

59. Концепция как способ понимания и реализации принципа развития техники и технологии.

60. Проблемы объективности, реалистичности, идеологичности, утопичности и антиутопичности в научно-техническом творчестве.

61. Техническая, естественно-научная и социальная рациональность.

62. Проблема использования идеальных объектов в познании и прогнозировании развития техники.

63. Техническая, естественно-научная и социальная целесообразностьв контексте технико-технологического развития.

64. Проблема целесообразности и направленности развитии техники в культурно-историческом и социально-философском контексте.

65. Гуманитарные науки и специфика их: предмета, метода, целей, функций гуманитарного знания.

66. Проблема понимания и объяснения в социогуманитарном знании (В. Дильтей, И.Драйзен, Г.Зиммель, К. Гемпель, О. Дрей).

67. Проблема понимания и несоизмеримость теорий социально-гуманитарного знания.

68. Способы объяснения: статистический, сравнительный (компаративистский), структурно-функциональный, генетический, интенционально-прагматический.

69. Специальные и общенаучные методы социогуманитарного исследования.

70. Предсказуемость, определенность социальных явлений, проблема ненамеренности, действий и их последствий.

Фонды оценочных средств

Фонды оценочных средств, позволяющие оценить результаты обучения по данной дисциплине, включают в себя:

Вопросы для докладов, сообщений и самостоятельного рассмотрения курса «История, философия и методология науки и техники» - 1 приведены в УМК по дисциплине (см. приложение 4);

Список тем для написания рефератов – 1 приведен в УМК по дисциплине

(см. приложение 5).

Список контрольных вопросов -1 приведен в УМК по дисциплине

(см. приложение 5)

Подготовка и защита реферата

Объем реферата – не менее 20 стр. Обязательно использование не менее 10 отечественных и не менее 1 иностранных источников, опубликованных за последние 5 лет. Обязательно использование электронных баз данных. Цитирование в реферате литературы по ГОСТ от 2005 года с указанием страниц.

Процедура защиты реферата: выступление с устной презентацией результатов с последующим групповым обсуждением результатов

Критерии оценивания реферата:

- соответствие содержания заявленной теме, отсутствие в тексте отступлений от темы постановка проблемы, корректное изложение смысла основных научных идей, их теоретическое обоснование и объяснение

- логичность и последовательность в изложении материала

- объем исследованной литературы и других источников

- способность к анализу и обобщению информационного материала, степень полноты обзора состояния вопроса.

Оценка производится по традиционной пятибалльной системе.

Контрольная работа

Текущая аттестация студентов производится по вопросам, пройденным на момент проведения контрольного испытания.

Критерии оценки - полнота, освещение вопроса.

Оценка осуществляется по пятибалльной системе.

Экзамен.

экзамен проводится на основе ответов на два теоретических вопроса, по пятибалльной системе оценок ( отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Результаты ответов определяются с учетом полноты, системности освещения конкретных проблем, возможного отхода от рассматриваемой тематики, уровня освещения предметной области.

СПИСОК ТЕМ РЕФЕРАТОВ

  1. Понятие природы в науке и философии античности.

2. Проблема движения в "фисиологии" досократиков (Ионийцы и Гераклит, элеаты, атомисты).

3. Понятие числа и математическая конструкция космоса пифагорейцев.

4. Греческая и древневосточная (Египет, Вавилон) математика.

5. Натурфилософия античных атомистов.

6. Проблема сущности и существования в древнегреческой натурфилософии (Элейская школа, атомисты).

7. Физика Аристотеля.

8. Проблема несоизмеримости и кризис оснований древнегреческой математики.

9. Парадоксы бесконечности в апориях Зенона и их роль в развитии математики.

10. Платоновская концепция математики.

11. Концепции математики и природы в натурфилософии Платона и Аристотеля.

12. Наука средневековья в дисциплинарном пространстве литературы герметического корпуса.

13. Средневековая наука как форма символико-аллегорического описания природы.

14. Физика И. Ньютона и герметическая традиция.

15. Теория движения в эпоху средневековья. Физика импетуса.

16. Реформация и генезис экспериментально-математического естествознания.

17. Николай Кузанский и формирование предпосылок науки и философии Нового времени.

18. Физика Аристотеля и механика Галилея.

19. Эксперимент и проблема материализации математической конструкции.

20. "Механические" и математические доказательства.

21. Проблема объективной значимости идеальных (математических) конструкций в естествознании (физике, биологии и др.).

22. Понятие бесконечно малого (Галилей, Кавальери) и проблема континуума.

23. Физика Декарта и картезианская традиция в естествознании (физика, биология и др.).

24. Физика И. Ньютона: познавательное значение и границы преемственности.

25. Философия природы Г.В.Ф. Гегеля.

26. Проблема обоснования математики в XX в.

27. Логицистская и формалистская версии обоснования математики.

28. Интуиционистская и конструктивистская версия обоснования математики.

29. Естествознание в истории материальной и духовной жизни общества.

30. Ценностный фактор в истории естествознания: общие и частнонаучные проблемы.

31. Естествознание и философия: история взаимосвязи.

32. Исторические типы рациональности в естествознании: общие и частнонаучные (физика, химия и др.) проблемы.

33. Эволюция идеалов и норм естественнонаучного познания: общие и частнонаучные проблемы.

34. Идея "конца науки" в истории естествознания.

35. История естествознания как предмет познания: общие и специальные (физика, химия и др.) проблемы.

36. История естествознания как фактор развития его содержания: общие и специальные (физика, химия и др.) проблемы.

37. Парадоксы онтологизации науки в методологии истории естествознания.

38. Проблема периодизации истории естественных наук.

39. Историография естествознания: общие и частнонаучные проблемы.

40. Исторический путь строения и динамики естествознания: общие и специальные (физика, химия и др.) проблемы.

41. Генезис и эволюция дисциплинарной структуры естественнонаучного знания: общие и частнонаучные проблемы.

42. История идеализации как метода естественнонаучного познания (общие и специальные аспекты).

43. История классификации как метода естественнонаучного познания.

44. История систематизации в естественных науках.

45. История атомизма в естествознании.

46. История дискретных (точных) теорий в физике.

47. История континуальных (близкодействие) теорий в физике.

48. История дискретно-континуальных теорий физики.

49. История системных теорий физики.

50. Генезис и эволюция статистических теорий физики.

51. История понятий силы и взаимодействия в физике.

52. История закона сохранения и превращения энергии.

53. Генезис и развитие основных физических идей.

54. Историческая взаимосвязь физики и математики.

55. История гелиоцентризма.

56. Идеи глобальной экологии и охраны окружающей среды.

57. Теория естественного отбора Ч. Дарвина.

58. Тенденции развития СТЭ.

59. Концепция молекулярной эволюции и проблема абиогенеза.

60. Проблема эволюционного истолкования антропогенеза.

61. Идеи глобального прогнозирования.

62. Взаимосвязь философии и естествознания. Соотношение философского, общенаучного и частного знания.

63. Современное естествознание: особенности и закономерности развития.

64. Формы, методы и уровни научного познания.

65. Научный факт: понятие и проблема.

66. Теория: сущность, структура, функции.

67. Проблема идеального объекта и языка теории.

68. Гипотеза и ее роль в познании.

69. Методологические вопросы языка науки.

70. Аристотель. «Метафизика».

71. Ф. Бэкон. «Новый органон».

72. Р. Декарт. «Рассуждение о методе». «Правила для руководства ума» (на выбор).

73. И. Кант. «Пролегомены».

74. Г.В.Ф. Гегель. «Энциклопедия философских наук» («Логика», «Философия природы» — на выбор).

75. В.И. Вернадский. «О научном мировоззрении». «Философски мысли натуралиста» (на выбор).

76. Философские идеи К..Э. Циолковского.

77. К. Поппер. «Логика научного исследования».

78. И. Лакатос. «История науки и ее рациональные реконструкции».

79. Т. Кун. «Структура научных революций».

80. Современная научная картина мира.

81. Функции государства в управлении развитием науки.

82. Научная политика современных развитых стран.

83. Взаимоотношение науки и религии в современной культуре.

84. Социально-психологические основания научной деятель­ности.

85. Гуманитарные основания естествознания.

86. Понятие научного мировоззрения.

87. Понятие философской проблемы науки.

88. Философские проблемы науки и методы их исследования.

89. Философия науки: предмет, метод, функции.

90. Организационная структура современной науки.

91. Философско-психологические проблемы научной дея­тельности.

92. Философские проблемы управления научными коллекти­вами.

93. Классики естествознания и их вклад в философию науки.

94. Особенности гуманитарного знания.

95. Философские основания и проблемы социального позна­ния.

96. Предмет и структура методологии науки.

97. Этические проблемы науки.

Наши рекомендации