Оценочные средства и методики их применения
Контроль освоения дисциплины производится в соответствии с Положением о порядке проведения промежуточной аттестации студентов БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф.Устинова (Приказ ректора от 11.12.2007 №78-с(о); Положением о текущем контроле успеваемости студентов БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф.Устинова (Приказ ректора от 21.01.2008 №7-О).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
(с распределением общего бюджета времени в часах)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.
3.2.Содержание (дидактика) дисциплины Таблица 3
КУРС | СЕМЕСТР | Номера разделов | Наименование разделов и дидактических единиц | ВСЕГО | АУДИТОРНЫЕ занятия в контактной форме | Самостоятельная работа студентов | Формируемая компетенция | ||||||||||||||
ВСЕГО | Лекции | Аудиторный практикум (семинар) | Лабораторный практикум | ОК-01 24.04.01) | ОК-03 (24.04.01) | ОК-06 (24.04.01) | ОК-07 (24.04.01) | ОК-08 (24.04.01) | ОК-10 (24.04.01) | ОК-18 (24.04.01) | |||||||||||
Раздел 1. Философия и наука Философия, её роль и функции. Методология и методологический анализ. Наука как способ постижения мира. Проблема истины. Научный метод, методологический аппарат. | |||||||||||||||||||||
Раздел 2. Возникновение науки, стадии ее становления и развития (история науки). История науки и техники. Этапизация развития науки.. История технознания и технических наук. | |||||||||||||||||||||
Раздел 3. Структура научного познания. Эмпиризм и теоретизм. Теоретическое познание, логические и рациональные формы. Единство теории и практики. Научная картина мира: формы, функции, исторические типы. | |||||||||||||||||||||
Раздел 4. Основные структуры научного знания.Научное понятие. и его характеристики. Научный закон, функции. Научное объяснение. Научное понимание. Проблемы предсказания, предсказуемости, прогнозирования. | |||||||||||||||||||||
Раздел 5 Методы научного познания. Метод, методология, классификация методов. Методы эмпирического и теоретического исследования. Системный и комплексный подходы, возможности и границы. | |||||||||||||||||||
Раздел 6. Формы научного познания. Научный факт, проблема теоретической огруженности. Проблемная ситуация, конкретная историчность. Гипотезы, теории, исследовательские программы. Проблеморешающий подход (П. Лаудан). | |||||||||||||||||||
Раздел 7. Проблема динамики научного познания. Научная теория, проблема введения и применения. Научная парадигма, дисциплинарная матрица, парадигмальность, рациональность, методология научного творчества. | |||||||||||||||||||
Раздел 8. Методологические проблемы гуманитарных наук. Гуманитарные науки. Гума-нитарное знание, проблема объяснения, понимания, интерпретативный поворот в социопознании. Антропоморфизм и деантропоморфизация | |||||||||||||||||||
Раздел 9. Проблемы тенденции и перспективы развития методологии социальных и гуманитарных наук. Предсказуемость, опреде-ленность социальных явлений, ненамеренность, последствия действий как проблема. Субъкт-объект в условиях неполной определенности. «Мозаичный» объект, возможности виртуализации.Социальное познание и проблемы видения развития социума. | |||||||||||||||||||
Раздел 10. Наука, общество, культура, цивилизация.Современная наука. Проблема интегрированности в цивилизационный процесс. Портрет ученого XXI века. Магистерская подго-товка. условия, специальная направленность. Этика науки, дионтология, этитезация жизни человека. Наука как продолжение культурного проекта. | |||||||||||||||||||
ВСЕГО ПО ДИСЦИПЛИНЕ(*включая работу над рефератом) | 108* | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЗАДАНИЙ
(по видам СРС)
ВОПРОСЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ, СООБЩЕНИЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОГО
РАССМОТРЕНИЯ
1. Взаимосвязь философии и естествознания. Соотношение философского, общенаучного и частного знания.
2. Функции и роль философии в научном познании.
3. Современное естествознание: особенности и закономерности развития.
4. Формы, методы и уровни научного познания.
5. Научная деятельность. Логико-методологическая структура – факт, метод, теория.
6. Научное знание: теоретически-предметный и методологический аспекты.
7. Логика науки как единства содержания и логики.
8. Основные характеристики науки: социальность, целенаправленность, предметность, методичность, обоснованность, самокорректируемость, творческий характер, инструментальность и ценностная ориентированность.
9. Научный метод как проблема методологии науки. Научный метод – теория в действии.
10. Методологические понятия: подход, метод, программа, алгоритм.
11. Проблема периодизации истории и генезиса науки: пранаука, протонаука, преднаука и собственно наука, классическая наука.
12. Пранаука: формирование античной науки в контексте философского знания античной культуры.
13. Протонаука: этапы и специфика развития.
14. Преднаука: развитие и ее специфика.
15. Становления собственно науки и новоевропейского типа рациональности.
16. Классическая наука: «эпоха великих открытий».
17. Классическое естествознание и его методология.
18. Революция в естествознании: становление идей и методов неклассической науки.
19. Техническое знание древности и античности (до V н.э.).
20. Технознание в эпоху средневековья (V-XIV вв.).
21. Технознание в эпоху Возрождения (XV-XVI вв.).
22. Наука и техника Нового времени: инженерия и экспериментальное естествознание (XVIII – 1 половина XIX в.).
23. Парижская политехническая школа и становление и развитие технических наук и инженерного сообщества.
24. Техническая наука 2-й половины XX в.
25. Специфика теоретического познания и его формы: логические, рациональные.
26. Основания науки их структура.
27. Предпосылочное знание: структура и основные формы.
28. Научная картина мира, ее формы и функции.
29. Научные понятие и их характеристики: правильность, общность, конструктивность, операциональность, конкретизируемость, потенциал систематизации.
30. Научный закон, определения и характеристики.
31. Функции научного закона: объяснение, предсказание, унификация знаний, репрезентация принципиальных положений теории.
32. Проблема языка, культурного контекста, традиций в научном познании и концептуализации сознания.
33. Научное объяснение: формы и виды.
34. Понимание, стандарты понимания.
35. Особенности понимания и объяснения в современных социально-гуманитарных науках.
36. Научное предсказание, потенциальная предсказуемость, предсказание и объяснение.
37. Классификация методов научного познания.
38. Философия и научное познание: функции философии, принципы как селекторы в идеологии и методологии научного познания.
39. Методы эмпирического исследования: описание, сравнение, наблюдение, измерение, при- боры и их гносеологическая функция, эксперимент, моделирование.
40. Методология теоретического уровня логических действий (абстрагирование,,идеализация, аналогия, формализация, анализ и синтез, дедукция и индукция, классификация и типология).
41. Методы и подходы теоретического уровня исследования: аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, конкретно-исторический, абстрактно-исторический, реконструкционный, системный, структурно-функциональный, кибернетический, информационный, конструктивный, синергетический, комплексный подходы (детальное рассмотрение по выбору).
42. Системный и комплексный подходы в системотехнике и анализы концептуальных схем математического моделирования.
43. Научная проблема и проблемная ситуация, внешние и внутренние источники формирования.
44. Научный факт: понятие и проблема.
45. Теория: сущность, структура, функции.
46. Проблема идеального объекта и языка теории.
47. Гипотеза и ее роль в познании.
48. Научные гипотезы, их роль и классификации.
49. Научная теория, сущность, определение и функции.
50. Классификация научных теорий.
51. Структура научной теории: ядро, основания, приложения (идеализированный объект).
52. Научно-исследовательская программа, структура: «жесткое ядро», эвристики, «защитный пояс».
53. Модели научного поиска: линейные, структурно-системные, эвристика, когнитивный подход.
54. Методологические вопросы языка науки.
55. Наука в контексте современной культуры.
56. Элементы теории познания: познание, виды познания, субъекты и объекты, виды знания, научный опыт, практика, культурно-исторические традиции.
57. Знание: виды и основные черты научного знания.
58. Сущность и специфика естественнонаучного, технического и гуманитарного знания.
59. Концепция как способ понимания и реализации принципа развития техники и технологии.
60. Проблемы объективности, реалистичности, идеологичности, утопичности и антиутопичности в научно-техническом творчестве.
61. Техническая, естественно-научная и социальная рациональность.
62. Проблема использования идеальных объектов в познании и прогнозировании развития техники.
63. Техническая, естественно-научная и социальная целесообразностьв контексте технико-технологического развития.
64. Проблема целесообразности и направленности развитии техники в культурно-историческом и социально-философском контексте.
65. Гуманитарные науки и специфика их: предмета, метода, целей, функций гуманитарного знания.
66. Проблема понимания и объяснения в социогуманитарном знании (В. Дильтей, И.Драйзен, Г.Зиммель, К. Гемпель, О. Дрей).
67. Проблема понимания и несоизмеримость теорий социально-гуманитарного знания.
68. Способы объяснения: статистический, сравнительный (компаративистский), структурно-функциональный, генетический, интенционально-прагматический.
69. Специальные и общенаучные методы социогуманитарного исследования.
70. Предсказуемость, определенность социальных явлений, проблема ненамеренности, действий и их последствий.
Фонды оценочных средств
Фонды оценочных средств, позволяющие оценить результаты обучения по данной дисциплине, включают в себя:
Вопросы для докладов, сообщений и самостоятельного рассмотрения курса «История, философия и методология науки и техники» - 1 приведены в УМК по дисциплине (см. приложение 4);
Список тем для написания рефератов – 1 приведен в УМК по дисциплине
(см. приложение 5).
Список контрольных вопросов -1 приведен в УМК по дисциплине
(см. приложение 5)
Подготовка и защита реферата
Объем реферата – не менее 20 стр. Обязательно использование не менее 10 отечественных и не менее 1 иностранных источников, опубликованных за последние 5 лет. Обязательно использование электронных баз данных. Цитирование в реферате литературы по ГОСТ от 2005 года с указанием страниц.
Процедура защиты реферата: выступление с устной презентацией результатов с последующим групповым обсуждением результатов
Критерии оценивания реферата:
- соответствие содержания заявленной теме, отсутствие в тексте отступлений от темы постановка проблемы, корректное изложение смысла основных научных идей, их теоретическое обоснование и объяснение
- логичность и последовательность в изложении материала
- объем исследованной литературы и других источников
- способность к анализу и обобщению информационного материала, степень полноты обзора состояния вопроса.
Оценка производится по традиционной пятибалльной системе.
Контрольная работа
Текущая аттестация студентов производится по вопросам, пройденным на момент проведения контрольного испытания.
Критерии оценки - полнота, освещение вопроса.
Оценка осуществляется по пятибалльной системе.
Экзамен.
экзамен проводится на основе ответов на два теоретических вопроса, по пятибалльной системе оценок ( отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Результаты ответов определяются с учетом полноты, системности освещения конкретных проблем, возможного отхода от рассматриваемой тематики, уровня освещения предметной области.
СПИСОК ТЕМ РЕФЕРАТОВ
- Понятие природы в науке и философии античности.
2. Проблема движения в "фисиологии" досократиков (Ионийцы и Гераклит, элеаты, атомисты).
3. Понятие числа и математическая конструкция космоса пифагорейцев.
4. Греческая и древневосточная (Египет, Вавилон) математика.
5. Натурфилософия античных атомистов.
6. Проблема сущности и существования в древнегреческой натурфилософии (Элейская школа, атомисты).
7. Физика Аристотеля.
8. Проблема несоизмеримости и кризис оснований древнегреческой математики.
9. Парадоксы бесконечности в апориях Зенона и их роль в развитии математики.
10. Платоновская концепция математики.
11. Концепции математики и природы в натурфилософии Платона и Аристотеля.
12. Наука средневековья в дисциплинарном пространстве литературы герметического корпуса.
13. Средневековая наука как форма символико-аллегорического описания природы.
14. Физика И. Ньютона и герметическая традиция.
15. Теория движения в эпоху средневековья. Физика импетуса.
16. Реформация и генезис экспериментально-математического естествознания.
17. Николай Кузанский и формирование предпосылок науки и философии Нового времени.
18. Физика Аристотеля и механика Галилея.
19. Эксперимент и проблема материализации математической конструкции.
20. "Механические" и математические доказательства.
21. Проблема объективной значимости идеальных (математических) конструкций в естествознании (физике, биологии и др.).
22. Понятие бесконечно малого (Галилей, Кавальери) и проблема континуума.
23. Физика Декарта и картезианская традиция в естествознании (физика, биология и др.).
24. Физика И. Ньютона: познавательное значение и границы преемственности.
25. Философия природы Г.В.Ф. Гегеля.
26. Проблема обоснования математики в XX в.
27. Логицистская и формалистская версии обоснования математики.
28. Интуиционистская и конструктивистская версия обоснования математики.
29. Естествознание в истории материальной и духовной жизни общества.
30. Ценностный фактор в истории естествознания: общие и частнонаучные проблемы.
31. Естествознание и философия: история взаимосвязи.
32. Исторические типы рациональности в естествознании: общие и частнонаучные (физика, химия и др.) проблемы.
33. Эволюция идеалов и норм естественнонаучного познания: общие и частнонаучные проблемы.
34. Идея "конца науки" в истории естествознания.
35. История естествознания как предмет познания: общие и специальные (физика, химия и др.) проблемы.
36. История естествознания как фактор развития его содержания: общие и специальные (физика, химия и др.) проблемы.
37. Парадоксы онтологизации науки в методологии истории естествознания.
38. Проблема периодизации истории естественных наук.
39. Историография естествознания: общие и частнонаучные проблемы.
40. Исторический путь строения и динамики естествознания: общие и специальные (физика, химия и др.) проблемы.
41. Генезис и эволюция дисциплинарной структуры естественнонаучного знания: общие и частнонаучные проблемы.
42. История идеализации как метода естественнонаучного познания (общие и специальные аспекты).
43. История классификации как метода естественнонаучного познания.
44. История систематизации в естественных науках.
45. История атомизма в естествознании.
46. История дискретных (точных) теорий в физике.
47. История континуальных (близкодействие) теорий в физике.
48. История дискретно-континуальных теорий физики.
49. История системных теорий физики.
50. Генезис и эволюция статистических теорий физики.
51. История понятий силы и взаимодействия в физике.
52. История закона сохранения и превращения энергии.
53. Генезис и развитие основных физических идей.
54. Историческая взаимосвязь физики и математики.
55. История гелиоцентризма.
56. Идеи глобальной экологии и охраны окружающей среды.
57. Теория естественного отбора Ч. Дарвина.
58. Тенденции развития СТЭ.
59. Концепция молекулярной эволюции и проблема абиогенеза.
60. Проблема эволюционного истолкования антропогенеза.
61. Идеи глобального прогнозирования.
62. Взаимосвязь философии и естествознания. Соотношение философского, общенаучного и частного знания.
63. Современное естествознание: особенности и закономерности развития.
64. Формы, методы и уровни научного познания.
65. Научный факт: понятие и проблема.
66. Теория: сущность, структура, функции.
67. Проблема идеального объекта и языка теории.
68. Гипотеза и ее роль в познании.
69. Методологические вопросы языка науки.
70. Аристотель. «Метафизика».
71. Ф. Бэкон. «Новый органон».
72. Р. Декарт. «Рассуждение о методе». «Правила для руководства ума» (на выбор).
73. И. Кант. «Пролегомены».
74. Г.В.Ф. Гегель. «Энциклопедия философских наук» («Логика», «Философия природы» — на выбор).
75. В.И. Вернадский. «О научном мировоззрении». «Философски мысли натуралиста» (на выбор).
76. Философские идеи К..Э. Циолковского.
77. К. Поппер. «Логика научного исследования».
78. И. Лакатос. «История науки и ее рациональные реконструкции».
79. Т. Кун. «Структура научных революций».
80. Современная научная картина мира.
81. Функции государства в управлении развитием науки.
82. Научная политика современных развитых стран.
83. Взаимоотношение науки и религии в современной культуре.
84. Социально-психологические основания научной деятельности.
85. Гуманитарные основания естествознания.
86. Понятие научного мировоззрения.
87. Понятие философской проблемы науки.
88. Философские проблемы науки и методы их исследования.
89. Философия науки: предмет, метод, функции.
90. Организационная структура современной науки.
91. Философско-психологические проблемы научной деятельности.
92. Философские проблемы управления научными коллективами.
93. Классики естествознания и их вклад в философию науки.
94. Особенности гуманитарного знания.
95. Философские основания и проблемы социального познания.
96. Предмет и структура методологии науки.
97. Этические проблемы науки.