Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы
Научное. сообщество (современное Понятие в философии и социологии) – совокупность профессиональных ученых, т.е. людей со спец. подготовкой, социальной функцией которых является получение учений и знаний. Сам термин появился в сер. 19 в. Его автор Т. Кун (в одних источниках), в др.- Полани.
Научное сообщество (Кун) – сообщество не просто людей занимающихся познанием мира, а также исследователей, кот. разделяют некую общую парадигму. «Ликей» Аристотеля, Школа Эпикура «Сад», Стоики собирались под Стоеей
Первые университеты воз-т в Париже и Кембридже на рубеже 11-12в.
Парижский университет 1160г (Сорбонна), Болонский и Оксфордский ун-т 1167г.
Александрийская школа - в ней были сосредоточены все науки. Она завершила свое существование в 639г. (завоевание Александрии арабами). Средневековье. Монастыри, монастырские школы.
Кембриджский ун-т. Изучал в основном гуманитарные науки, при чем без специализации.
1660г. Лондонское Королевское сообщество, 1966 г. Парижская Академия наук, 1700 . Берлинская Академия наук, в России - Российская Академия Наук 1724г. и т.д.
Формы организации науки – инструм-т и мех-зм с пом. кот. наука делается частью обществ. жизни. (социализация)
Исторические типы научных сообществ: 1) фил. школы; 2) богословские шк.; 3) «Республика ученых» (с 17 в.); 4) Науч. сооб-ва эпохи дисциплинарно-организованной науки (18-19в) – по научной проблематике; 5) Междисциплинарные сообщества науки (20в); 6) Научные школы (сообщество единомышленников в плане одинаковости решения проблем); 7) Научные направления; 8) научные коллективы (врем. Объединения единомышленников, связанных одной научной программой).
Научные школы.
Надо обращать внимание на социально-профессиональное деление людей и говорить о научном сообществе как о субъекте научной деятельности.
Один из видов Н.С. – невидимый колледж (де Солла Прайс) – это коммуникативная структура науки, которая в определенной степени «неуловима» и практически неструктурированна. Важно иметь контакты!
Научный авторитет и статус ученого имеет большую роль при неформальных всязях. Невид. К. объединяет элиту ученых. Существует формальный и неформальный типы коммуникаций.
Нормы науки (по Р.Мертону):
1. универсализм - убеждение в том, что изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково и что истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и знаний тех, кто их формулирует.
2. общность - научное знание должно свободно становиться общим достоянием. Тот, кто его впервые получил, не вправе монопольно владеть им. Публикуя результаты исследования, ученый не только утверждает свой приоритет и выносит полученный результат на суд критики, но и делает его открытым для дальнейшего использования всеми коллегами.
3. бескорыстность - первичным стимулом деятельности ученого является поиск истины, свободный от соображений личной выгоды (завоевания славы, получения денежного вознаграждения). Признание и вознаграждение должны рассматриваться как возможное следствие научных достижений, а не как цель, во имя которой проводятся исследования.
4. организованный скептицизм – ничего не принимать на веру.
Внутри науки существуют научные школы,функционирующие как организованная и управляемая научная структура, объединенная исследовательской программой, единым стилем мышления и возглавляемая, как правило, личностью выдающегося ученого. В науковедении различают «классические» научные школы и современные. «Классические» научные школы возникли на базе университетов. Расцвет их деятельности пришелся на вторую треть XIX в. В начале XX в. в связи с превращением научно-исследовательских лабораторий и институтов в ведущую форму организации научного труда, им на смену пришли современные («дисциплинарные») научные школы.
В отличие от «классической» научной школы дисциплинарные ослабили функции обучения и были сориентированы на плановые, формирующиеся вне рамок самой школы программы. Когда же научно-исследовательская деятельность переставала «цементироваться» научной позицией и стратегией поиска руководителя, а направлялась лишь поставленной целью, «дисциплинарная» научная школа превращалась в научный коллектив.
Следующим этапом развития институциональных форм науки стало функционирование научных коллективов на междисциплинарной основе, которая обеспечивает появление новых открытий на стыках различных областей знания. Междисциплинарность утверждает установку на синтез знания, в противоположность дисциплинарной установке на аналитичность. Она также содержит в себе механизм «открывания» дисциплин друг для друга, их взаимодополнения и обогащения всего комплекса человеческих знаний.
Научная школа выполняла:
1. Воспитательную роль (приобщение к идеям, взглядам, теориям учителя, напр. Шк. Резенфорда)
2. Трансляция знаний
3. Кооперация научного труда
Признаки научной школы:
1. основа – научная идея и исследовательская программа
2. создатель – крупный ученый
3. обучение и воспитание ученых, повышение квалификации, подготовка диссертаций, т.е. задачи исследовательская и подготовка научных кадров являются равноправными
4. участников школы объединяют общие духовные и социальные ценности, поэтомув н.шк. создается особый способ общения, социально-психологический климат, неформальное общение.
5. в н.шк. создаются условия для развития творческих способностей учеников.
Типы научных школ:
- научно-образовательная (при высш. Уч. заведениях)
- исследовательский коллектив
- школа, как научное направление (иногда интернациональное)
В школе важно иметь: научную идею, теорию, метод, личные качества лидера.
Важен стиль мышления. Научная школа относительно автономна.
Научная школа — оформленная система научных взглядов, а также научное сообщество, придерживающееся этих взглядов. Формирование научной школы происходит под влиянием лидера, эрудиция, круг интересов и стиль работы которого имеют определяющее значение для привлечения новых сотрудников. Отношения внутри такого научного коллектива способствуют обмену информации на уровне идей (а не конечных результатов исследований), что значительно повышает эффективность творческой научной работы[1].
Взгляды внутри школы могут варьироваться, что создаёт предпосылки для появления фракций и раскола, что вызывает возникновение и развитие новых научных школ. Научные школы формируются в рамках кафедр, институтов, стран и объединений учёных любого уровня.
История[править | править вики-текст]
На этапе протонауки существующие тогда школы могли выступать в качестве самостоятельных центров или институтов. В дальнейшем под научными школами стали понимать реальные неформальные коллективы ученых.
В древности возникали школы искусств и философской мысли — аристотелевские перипатетики.[2].
В средние века книгопечатание создало важную техническую предпосылку возникновения школ учёной мысли, охватывающих сразу несколько географических центров. Это облегчило процесс обучения и распространения идей разных школ. Каждая из них обрела инструмент пропаганды — периодически выходящие сборники, журналы, бюллетени и прочую научную периодику. Собственный печатный орган — существенный признак школы научной мысли. Он отражён в истории науки и облегчает поиск научных результатов её деятельности.
Современной Научной школой часто являются университеты. Их структурообразующие единицы, кафедры — аналоги творческим мастерским, а возглавляющие их учёные (обычно профессора) — самим мастерам, «первым лицам» школ, нередко усваивающим впоследствии их прославленные имена. Не менее крупные по научному значению школы возникают в разных странах и вокруг академических исследовательских центров, научно-исследовательских институтов.
Т.И. Заславская выделяет два значения: 1) иерархизированное и самовоспроизводящееся научное сообщество, внёсшее крупный вклад в мировую науку; 2) сообщество, занимающее определённую нишу в отечественной науке, воспроизводящее себя в новых поколениях специалистов и отличающееся определённой методологией[3].
По мнению биохимика Гарри Абелева если в середине прошлого столетия было видно чёткое разделение учёных на школы, то это скорее относилось к допарадигмальному периоду, ныне же, когда сложились парадигмы[4]
Школ становится всё меньше и меньше, потому что все наши знания становятся всё более структурированными. Школы, возможно, остаются как организационные объединения – лаборатории, отделы, в которых вследствие малой текучести кадров сохраняются стабильные группы сотрудников в течение многих лет. У них вырабатывается некоторое сходство во взглядах, в критериях, и это, на мой взгляд, больше похоже на школы. Но в целом, по-моему, в иммунологии и вирусологии школы расплываются, растворяются в общей структуре знаний данной области.
Основные типы научных школ:
· Научное направление
· Научно-исследовательская (научный инкубатор)
· Научно-образовательная
· Научно-производственная