Вода стала прозрачнее, а травы - зеленее

Однажды Будда сказал, что проблема жизни и смерти по сути является проблемой осознанности. От осознанности зави­сит, жив человек или нет. В Самьюта никая содержится следующая история, рассказанная Буддой. Действие ее происхо­дит в небольшой деревушке.

Знаменитая танцовщица появилась в деревушке, и люди за­полонили улицы, желая хотя бы краем глаза увидеть ее. Как раз в это время осужденному преступнику было наказано про­нести через деревню котел, до краев наполненный маслом. Все свое внимание он должен был сосредоточить на переполненном котле, поскольку даже за одну пролитую на землю каплю масла стражнику, следующему за ним, было приказано отрубить ему голову. Дойдя до этого места рассказа, Будда Гаутама спросил: «Как вы думаете, смог бы наш осужденный настолько сосредото­читься на котле с маслом, что не взглянул бы украдкой на знаменитейшую в городе танцовщицу и не заметил бы толпя­щихся жителей деревни, устроивших такую суматоху на улицах, что могли сбить его в любой момент?»

В другой раз Будда упомянул случай, который неожиданно помог мне увидеть сверхважность упражнений в осознанности; это необходимо для того, чтобы защитить и сохранить себя, чтобы не проявлять чрезмерную озабоченность по поводу пове­дения других, что зачастую вызывает чувство тревоги и обиды. Будда сказал: «Некогда жили два акробата: нищий вдовец и его ученица — девочка по имени Меда. Чтобы как-то прокор­миться, они выступали вдвоем на улицах. Вдовец старался удер­жать на голове высокий бамбуковый шест, пока Меда взбира­лась на него. Затем он начинал ходить по улице, а Меда остава­лась наверху. Им необходимо было собрать все свое внимание, чтобы сохранить равновесие и избежать всяких неприятностей во время представления. Однажды вдовец дал следующий совет своей ученице: „Послушай, Меда, давай будем следить друг за другом, так мы поможем себе сосредоточиться, сохранить рав­новесие и избежим беды. Тогда мы обязательно получим деньги на еду". Но юной ученице хватило мудрости ответить: „Милый мой учитель, мне кажется, было бы лучше каждому из нас сле­дить за собой. Следя за собой, мы будем следить друг за дру­гом. Я уверена, что таким образом мы избежим беды и получим деньги на еду". Будда сказал: „Дитя ответило верно"».

В семье, где хотя бы один человек упражняется в осознан­ности, осознаннее станут все. Один человек, живущий осознанно, напомнит всей семье, что значит жить осознанно. Студент, жи­вущий осознанно, повлияет на всю свою группу.

В обществах служения миру мы должны следовать тому же принципу. Не беспокойтесь, если окружающие вас не все делают хорошо. Лучше позаботьтесь об умножении своих достоинств. Работая в полную силу, вы покажете другим, как правильно работать. Но умножение достоинств требует постоянных упра­жнений в осознанности. Это действительно так. Лишь благодаря упражнению в осознанности мы останемся собой и достигнем сияющей радости и мира. Лишь благодаря упражнению осознанности мы сможем принимать других с открытым сердцем и глазами, полными любви.

Я был приглашен на чашку чая в комнату этажом ниже, где у нашего друга было пианино. Пока Кирстен, она из Голландии, наливала мне чай, я, взглянув на ворох бумаг на столе, сказал: «Может, вам на минутку отвлечься от работы и сыграть на пианино?» Кирстен была не прочь ненадолго отложить заявления на помощь для сирот и села за пианино, чтобы сыграть призведение Шопена, которое она выучила еще будучи ре­бенком. Некоторые части были плавными и мелодичными, а другие были громкими и быстрыми. Ее пес лежал под чайным столиком, и, когда напряжение музыки стало на­растать, он стал скулить. Я знал, что псу было тяжело и он хотел остановить музыку. Кирстен ухаживала за ним как за ребен­ком, и вполне возможно, что пес был более восприимчив к му­зыке, чем многие дети. Или, может быть, он стал себя так вести, потому что его уши уловили звук, неслышный для чело­века. Кирстен продолжала играть, одновременно пытаясь уго­монить пса, но бесполезно. Закончив, она принялась играть другой отрывок, теперь уже из Моцарта, который был светлым и гармоничным. Пес лежал спокойно и, казалось, пребывал в блаженстве. После Кирстен села рядом со мной и сказала: «Часто, когда я играю громкий отрывок из Шопена, пес хва­тает меня за одежду и пытается оттащить от пианино. Иногда, чтобы доиграть, мне приходится выставлять его за дверь. Но он всегда спокоен, когда я играю Баха или Моцарта».

Кирстен вспомнила сообщение о том, как в Канаде люди пробовали ночью играть Моцарта для своих растений. Растения росли быстрее чем обычно, а их цветы поворачивались в сторону музыки. В другой раз Моцарта играли на пшеничных и ржаных полях; при сравнении оказалось, что рожь и пшеница на этих полях росли также гораздо быстрее, чем на других.

Слушая Кирстен, я подумал о залах заседаний, где посто­янно идут споры и дебаты, где злые колкие слова летят направо и налево. Если в этих залах посадить растения либо цветы, то вполне возможно, что они не станут расти.

Я подумал про сад, за которым ухаживает живущий осо­знанно монах. Его цветы, питаемые светом и теплом его осоз­нанности, всегда свежи и зелены. Кто-то из древних сказал:


Когда рождается большой Наставник,

Вода в реке становится прозрачней,

И травы еще ярче зеленеют.

Нам необходимо слушать музыку либо заниматься дыхатель­ными упражнениями перед всякой встречей или заседанием.

ТРИ УДИВИТЕЛЬНЫХ ОТВЕТА

В заключение позвольте мне пересказать короткий рассказ Толстого, рассказ о трех вопросах Правителя. Толстой не знал имени правителя...

Однажды некоему Правителю пришло в голову, что если он узнает ответы на три следующих вопроса, то он больше не совершит ни единной ошибки:

Какое время важнее для дела?
Какой человек важнее для дела?
Какая цель важнее для дела?
Правитель разослал указ по всему государству, где объявил, что

всякий ответивший на три вопроса получит щедрые дары. Многие, узнав об указе, отправились во дворец, спеша сообщить свои ответы.

Отвечая на первый вопрос, один из них посоветовал Прави­телю подготовить огромное расписание, в котором каждому делу отвести свой час, день, месяц или год, а после следовать этому расписанию. Таким образом он надеялся всякому делу найти подходящее время.

Другой, сказав, что невозможно планировать наперед, пред­ложил Правителю оставить все суетные развлечения и непре­станно относиться с вниманием ко всему, дабы выяснить, когда же наилучшее время для всякого дела.

Некто утверждал, что сам Правитель и не смеет надеяться на то, чтобы лично предопределить и точно разрешить, какое время важнее для дела, а стало быть, ему необходимо выбрать мудрейшего из мудрых и следовать его советам.

Некто сказал, что известные условия требуют быстрых реше­ний и не терпят отлагательств, но-де предвидеть их можно, при­звав к себе колдунов и ясновидцев.

Отвечавшим на второй вопрос также явно не хватало едино­гласия. Один из них сказал, что Правителю необходимо сделать ставку на управляющих, другой настаивал на доверии к священ­никам и монахам, третий видел опору во врачах. Остальные полностью доверялись волхвам.

В ответах на третий вопрос было не меньше разногласий. Одни говорили, что наиболее важное занятие — наука, дру­гие утверждали, что религия важнее. Остальные превозносили военное искусство.

Ни один из ответов не понравился Правителю и не заслужил его награды. После нескольких ночей раздумий Правитель решил посе­тить отшельника, который жил на вершине горы и слыл про­светленным мужем. Правитель хотел задать отшельнику три вопроса. Зная, что отшельник никогда не по­кидает гор, что он привечает только бедных, не желая иметь дела со знатью, Правитель переоделся в крестьянское платье и приказал телохранителям ждать его у подножия горы, сам же стал взбираться на гору в поисках отшельника.

Дойдя до места обитания святого человека, Правитель уви­дел, что отшельник вскапывает огород перед своим домом. От­шельник заметил незнакомца, кивнул ему и продолжал рабо­тать. Очевидно, работа была нелегкой, и он тяжело вздыхал.

Правитель подошел к нему и произнес: «Я пришел сюда задать вам три вопроса: Какое время важнее для дела? Какой человек важнее для дела? Какая цель важнее для дела?» Отшельник внимательно выслушал, но лишь похлопал Пра­вителя по плечу и снова стал копать. Правитель сказал: «Вы, должно быть, устали. Позвольте мне помочь вам». Поблагода­рив его, отшельник протянул Правителю лопату, а сам уселся отдохнуть на землю.

Когда две гряды были вскопаны, Правитель сделал паузу, чтобы снова задать три вопроса отшельнику, но тот не ответил. Вместо этого он встал и, указав на лопату, сказал: «Может быть, вам отдохнуть? Я снова могу работать». Но Правитель продолжал копать. Прошел один час, два. Наконец солнце стало заходить за гору. Правитель отложил лопату и сказал отшельнику: «Я пришел, чтобы узнать ответ на три вопроса. Но если вы не можете ответить, будьте добры, дайте знать об этом, чтобы я мог вернуться домой».

Отшельник поднял голову и спросил Правителя: «Вам не кажется, что там кто-то бежит?» Правитель оглянулся. Они-увидели седобородого мужчину, выбежавшего из леса. Он бежали стремглав, прижимая руки к кровоточащей ране на животе. Добежав до Правителя, он, стеная, рухнул без сознания на землю. Правитель и отшельник расстегнули одежду раненого и увидели,. что рана глубока. Тогда Правитель тщательно промыл ее, а после, разорвав свою рубашку, перевязал ее, но через несколько минут повязка полностью пропиталась кровью. Правитель ополоснул повязку и вновь перевязал рану, затем он повторял это, пока кровь не остановилась.

Наконец к раненому вернулось сознание, и он попросил пить. Правитель побежал к источнику и вернулся с кувшином чистой воды. Тем временем солнце зашло, и в воздухе повеяло ночной прохладой. Отшельник помог Правителю перенести, человека в свой дом, где они уложили его на кровать. Тот успокоился и закрыл глаза. Правитель, весьма утомленный прошедшим днем, растянулся напротив двери и тоже уснул. Когда он проснулся, солнце уже взошло над горой. Забыв на минуту, откуда и за­чем он здесь, Правитель взглянул на кровать и увидел ране­ного, смущенно взиравшего на него. Увидев, что Правитель проснулся, тот, глядя на него, слабо прохрипел: «Помилуйте меня».

«Но за что я должен миловать вас?» — спросил Правитель.

«Ваше величество, вы не знаете меня, зато я знаю вас. Я был вашим кровным врагом. За то что вы убили в прошедшей войне моего брата и захватили мои земли, я поклялся отомстить вам. Когда я узнал, что вы отправились на гору к отшельнику, я ре­шил напасть на вас на обратном пути и убить. Но вас долго не было, и, не в силах больше ждать, я покинул свое убежище, дабы найти вас. Но вместо того чтобы найти вас, я столкнулся с вашими телохранителями; они, узнав, ранили меня. К счастью. я вырвался и сумел добежать до вас. Не будь вас здесь, я был бы мертв. Я намеревался убить вас, но вместо этого вы сохра­нили мне жизнь! Мое смирение и благодарность превыше всяких слов. Если я останусь жив, я буду служить вам всю оставшуюся жизнь и накажу своим детям и внукам поступать точно так же. Так смилуйтесь же надо мной!»

Правитель был в восторге от столь легкого примирения с кровным врагом. Он не только простил его, но обещал вернуть захваченные земли и прислать личного врача и слуг, чтобы те ухаживали за ним вплоть до полного выздоровления. Приказав

телохранителям нести человека домой, Правитель вернулся к от­шельнику. Перед возвращением во дворец он хотел задать ему веете же три вопроса. Оказалось, что отшельник сажает семена во взрыхленную накануне почву.

Отшельник встал и посмотрел на Правителя: «Но ваши во­просы уже разрешены».

«Каким же образом?» — в недоумении спросил Правитель.

«Вчера, если бы вы не сжалились надо мной и не помогли бы мне вскопать гряду, на обратном пути домой тот самый че­ловек напал бы на вас. Тогда вы бы пожалели, что не остались со мной. Таким образом, самым важным оказалось время, когда вы вскапывали гряду, самым важным человеком был я, а самой важной целью была помощь мне. Позже, когда прибежал ране­ный человек, самым важным оказался момент, когда перевязы­вали раны, поскольку иначе он бы умер, и вы бы не смогли примириться с ним. Стало быть, он был самым важным челове­ком, а самой важной целью для дела оказалась забота о нем. Запомните, что нет важнее времени, чем сейчас. Нам дана власть лишь над текущим моментом. Нет важнее человека, чем тот, кто рядом с вами, поскольку вам никогда не узнать, будете вы иметь с ним дело в будущем или нет. Самая важная цель — это сделать своего ближнего счастливым, ведь, в сущности, она является единственной целью в жизни».

Рассказ Толстого словно бы взят из писания, его можно поставить наравне с любым священным текстом. Мы говорим о служении обществу, людям, человечеству, тем, кто находятся далеко, помогаем вернуть миру мир, но зачастую забываем, что прежде всего необходимо помогать нашим ближним. Если вы не можете служить жене, мужу, ребенку либо родителям, то каким же образом вы собираетесь служить обществу? Если вы не можете счастливыми других? Если наши друзья по движению за мир либо служению обществу не будут любить и помогать друг другу, то сумеют ли они любить и помогать другим? Мы служим людям или красивому девизу?

Служение

Служение миру. Служение страждущим. Понятие «служе­ние» не охватить. Давайте вернемся к более скромной ступени: наша семья, наши соученики, наши друзья, наше общество. Мы должны жить ради них, ведь в противном случае ради кого, как вы думаете, нам жить?

Толстого можно отнести к святым, которых буддисты именуют «бодхисаттва». Но смог бы Правитель без чужой помощи понять значение и цель жизни? Каким образом мы можем прямо сей­час, живя с окружающими нас людьми, помочь им облегчить страдания и сделать их счастливее? Каким образом? Ответ таков: нам следует тренировать осознанность. Очень просто по­нять совет, данный Толстым. Но, чтобы воплотить его в жизнь, нам следует применять способы осознания, и тогда мы сумеем найти наш путь.

Я написал эти страницы, чтобы дать непосредственное руко­водство нашим друзьям. Многие уже писали о подобных вещах, не пережив их, я же старался писать лишь о том, что пережил либо испытал на себе. Хочется верить, что прочитанное ока­жется, по крайней мере, немного полезным вам и вашим друзьям на пути исканий, на пути к истинному дому.

УПРАЖНЕНИЯ ОСОЗНАННОСТИ

Ниже приводится ряд упражнений и способов медитации, которые я применял часто сам, выбрав их из различных методов и приспособив к моему образу жизни и подходу. Выберите из них те, что вам больше по душе, и те, что вам лучше всего подходят. Уровень каждого метода будет меняться в зависимо­сти от определенных запросов человека. Хотя эти упражнения относительно просты, они закладывают фундамент, на котором можно строить все, что угодно.

Улыбка при пробуждении

Повесьте веточку или любой другой знак, можно даже на­писать слово «улыбка» на стене так, чтобы, проснув­шись, вы тотчас бы увидели его. Этот знак послужит вам напо­минанием. Пока вы еще не поднялись с кровати, постарайтесь взять контроль над дыханием. Сделайте три спокойных вдоха и выдоха, в то же время сохраняя улыбку. Следите за дыха­нием.


Улыбка в свободный момент времени

Где бы вы ни были, в любом положении — улыбайтесь. Улы­баясь, смотрите на ребенка, на листок дерева, на картину, ви­сящую на стене, на все, что относительно спокойно. Сделайте не спеша три вдоха и выдоха. Сохраняйте улыбку и старайтесь сосредоточиться на вашей истинной природе.


Улыбка, слушая музыку

Прослушайте музыкальный отрывок в течение двух-трех минут. Обратите внимание на слова, музыку, ритм и манеру исполнения. Улыбайтесь, следуя за вдохами и и выдохами.

Улыбка во время раздражения

Когда вы чувствуете, что вас охватывает злость, улыбнитесь по крайней мере. Сделайте три спокойных вдоха и выдоха, сохраняя улыбку.

Наши рекомендации