Институт культуры и искусства
Минобрнауки России
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»
(ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»)
Институт культуры и искусства
Кафедра культурологии и педагогической антропологии
Допустить к защите
Зав. кафедрой, доктор культурологии,
Профессор Фадеева И.Е.
____________________________
“_____” _______________2015 г.
Выпускная квалификационная работа
Исповедь в традиционной и современной культуре
Шифр, направление
050100.62 Педагогическое образование
Профиль:
Культурологическое образование
Исполнитель:
Обучающийся 3435 группы
Дадаев Роман Юрьевич
Научный руководитель:
Кандидат культурологии, доцент
Котылев Александр Юрьевич
Сыктывкар 2015
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Развитие феномена исповеди в разных религиозных культурах……5
1.2 Исповедь в системе нехристианских религиозных культур………………7
1.3 Развитие исповеди в истории католической церкви………………………10
1.4 Исповедь в культуре восточного христианства…………………………...16
1.5 Исповедь в религиозной культуре Руси/России…………………………...19
Глава 2. Исповедальные формы в культуре Европы XIX -XX вв…………….26
2.1 Влияние секуляризации на Новоевропейскую культуру…………………26
2.2Психоанализ и Фрейдизм……………………………………………………28
2.3 Исповедальная тема литературы России конца 19 начала 20 века………39
2.4 Исповедальные формы в литературе. Ф.М. Достоевский………………...41
2.5 Псеводоисповедальные формы в советской культуре…………………….55
2.6 Исповедальные формы в современной культуре………………………….59
Заключение……………………………………………………………………….61
Приложения……………………………………………………………………...62
Библиография……………………………………………………………………64
Введение.
Актуальность моей работы заключается в том, что исповедь для человека является психически значимой, когда человек идет на исповедь в том понимании, которое подразумевает религия, он к ней готовится. Человек переосмысливает свои поступки, смотрит на них с другой точки зрения, например курение уже рассматривается не как вредная привычка, а как страсть, которая приводит к фактическому самоубийству. Для общества исповедь является способом посмотреть на человека с другой стороны, например публичная исповедь, сравнить его с самим собой может быть обнаружить, то что есть в нем самом, но он никогда не придавал этому значения. Так же исповедь для человека является способом рассказать все то, что накопилось в его душе.
Если брать исповедь как культурный феномен, то он мало изучен, мало изучено влияние исповеди на культуру, как традиционную, так и современную, в основном при попытке найти что-либо об исповеди человек находит труды отцов церкви о том, как правильно исповедоваться и очень мало о том, что такое исповедь, как она видоизменялась, как трансформировалась в той или иной культуре.
При написании данной работы я использовал множество источников от исторических до художественной литературы, книг по психологии и интернет ресурсов и источников. Использовались труды представителей религии, как они видят этот феномен, как его воспринимают и в какой ситуации исповедь находится сейчас. Я буду рассматривать работы культурологов и религиоведов, о том как исповедь повлияла на культуру вообще и как изменение исповеди влияло на саму религию и отношение к ней. И последнее, я буду рассматривать исповедь как источник тем среди писателей и философов, как исповедь повлияла на развитие литературы и философии в целом.
Я использовал труды Зигмунда Фрейда, Аврелия Августина, Роже Дадуна, Владимира Соловьева, Федора Достоевского, Льва Толстого и многих других авторов
Моя работа будет состоять из двух глав, поделенных на параграфы. В первой главе я рассмотрю исповедь как религиозный феномен присущий христианству и как он менялся со временем и какие формы приобретал и какие формы использовал. Вторая глава будет попыткой исследования влияния исповеди на русскую литературу, психоанализ З. Фрейда, советскую эпоху, а также в наше время.
Цель: рассмотреть исповедь, как религиозный феномен, выходящий по своей универсальной значимости за пределы религиозных систем, принимающий в культуре ХХ в. новые формы.
Задачи:
1. Определить сущность исповеди.
2. Проследить развитие феномена исповеди в разных религиозных культурах.
3. Выявить исторические особенности и различия процедур исповеди в католицизме и православии.
4. Охарактеризовать развитие исповедальных форм в русской литературе XIX вв.
5. Охарактеризовать роль исповедальных форм в развитии психоанализа.
6. Обозначить место исповедальных форм в советской социокультурной системе.
7. Выявить проявления исповедальных форм в культуре соц-сетей и интернета.
Объектом исследования является культура личностной коммуникации.
Предметом исследования являются исповедь и производные от неё формы социокультурной коммуникации.
Заключение.
На примере этого исследования мы видим, как исповедь зарождалась, переходила из одной формы в другую, исповедь видоизменялась в зависимости от эпохи. В различных формах христианства исповедь была публичной, одиночной, исповедь получила характер торгово-обменных отношений.
В своей работе я показал влияние исповедальных форм на культуру XIX - XXI вв., которая заключается во влиянии исповеди на литературу, советскую идеологию, на психоанализ и на современное общество.
В литературе выявлена исповедь героя, исповедь самого автора через героя и зарождении исповеди как жанра литературы. О появлении психоанализа как противовес исповеди, который фактически вывернул наизнанку ее значение.
В советское время исповедь видоизменилась в форму саморазоблачения, приобрела форму обязательной для всех граждан и наказание имеет уголовный характер, который карался смертью или ссылкой.
За всю историю существования термина «исповедь» она видоизменялась, приобретала новые формы, носила иной характер. Это связано с тем, что меняется культура, меняется сознание людей и конечно меняется форма исповеди.
В современном обществе исповедь вновь вернулась в лоно церкви, но в связи с распространением массовой культуры, она снова приобрела новую форму, теперь исповедаться может каждый в любое время, в любом грехе, но принимает покаяние не священник, а другие люди – такие же грешники, также исповедь приобрела форму анонимности.
Что ждет исповедь дальше никто не знает, какую форму она приобретет, во что перельется, может, останется в той форме в какой она есть сейчас, а может, приобретет черты книги Оруэлла «1984». И последними моими словами будет цитата из Евангелия: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное».
Приложения.
Приложение 1
Приложение 2
Библиография.
1.Аврелий Августин Исповедь. // интернет-издание, URL: www.rchgi.spb.ru (дата обращения 03.06.2015)
2. А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ» М.: Азбука-Аттикус 2010.
3.Аскетические опыты. Том II СЛОВО о МОЛИТЕ ИИСУСОВОЙ // интернет-издание, URL: http://www.pravbeseda.ru/library/?page=book&id=201 (дата обращения 03.06.2015)
4. Бегунов Ю.К. Кормчая Ивана Волка Курицына // ТОДРЛ. Т. 12. 1956.
5. В помощь кающимся св. Игнатий Брянчанинов М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2005
6. Говорун С. "ИНДУЛЬГЕНЦИИ В ИСТОРИИ ГРЕЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ"//Сретенский
альманах: История и культура. -
М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2001. .
7. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений М.: Азбука-Аттикус - 2010
8. Дадун Р. Фрейд. М.: «Х.Г.С.», 1994.
9. Исповедь священнослужителей - в облачении или без? // интернет-издание, URL: http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=3&t=548&start=30 (дата обращения 04.06.2015.)
10. Исповедь и покаяние в древних монастырях Востока Смирнов С.И.
11. Как приготовиться к исповеди протоиерей Михаил Шполянский – М.: Изд-во Сретенского м-ря 2011.
12. Квазирелигия // Философский словарь
13. Криницын А.Б. Исповедь подпольного человека: Ранние письма Ф.М. Достоевского - М, 2008
14. Макарий митроп. в “Истории русской Церкви” т. I - М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2007.
15. О покаянии митр. Сурожский Антоний - М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2011
16. Опыт построения исповеди о. И.(Крестьянкин) - М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2007
17. Перемена ума о. Игорь Фомин - М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2009
18. П.И. Мангилиев, Приписка к Апостолу М. : Рус. панорама, 1999.
19. Розенблюм Л.М. Творческие дневники Достоевского. - М. : Рус. панорама, 2010.
20. Срезневский И. И.. Обозрение древних русских списков Кормчей книги. М. : Рус. панорама, 1998
21. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии./[Пер. с англ. В.И. Кузнецова]. – М.: Владос, 2000.
22. Таинство покаяния прот. Владимир Воробьев М.: Изд-во Свет Православия, 2003.
23. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Блаженного Августина в его генезисе. // интернет-издание, URL: www.rchgi.spb.ru
24. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я». Гл. 9.О психологии К. Юнга и прозе Г. Гессе. // «Церковь и образование». Вып. 7. Пермь: «Панагия», 2001.
25. Фрейд З. Введение в психоанализ – СпБ.: Питер, 2007
26. Федоров, Владимир Александрович (1926—2006). Русская православная церковь и государство. Синодальный период (1700—1917).— М. : Рус. панорама, 2003.
27. Что такое звездины, или за что советская власть «Муху-Цокотуху» запретила? // интернет-издание, 2011, URL: http://www.topauthor.ru/CHto_takoe_zvezdini__ili_za_chto_sovetskaya_vlast_Muhu-TSokotuhu_zapretila_5850.html (дата посещения 02.06.2015)
[1] Быт. 4:13
[2] Там же.
[3] Тит 3:6.
[4] 3 Цар.17:1
[5] Пс.2:4; 122:1
[6] Иез.18:30
[7] Иоил.2:13
[8] Иез.18:2
[9] Иез.18:31-32
[10] Коран. 4: 17-18
[11] Скирбекк Г., Гилье Н. История философии./[Пер. с англ. В.И. Кузнецова]. – М.: Владос, 2000 – 799с. – с. 183
[12] Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Блаженного Августина в его генезисе.// www.rchgi.spb.ru
[13] Аврелий Августин Исповедь.// www.rchgi.spb.ru
[14] Филиппа Илиоса: Sygchorochartia // Ta istorika, Афины, t. 3 (1985), 22-23
[15] http://krotov.info/history/11/1/govorun_05.htm
[16] Архимандрит Даниил Аэракис , Где и когда подготовиться к исповеди
[17] Таинство Покаяния. Сайт «Азбука Веры»
[18]http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=3&t=548&start=30
[19] http://baku.eparhia.ru/answer/?ID=277
[20] http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_tainstv/vorobiov_14.shtml
[21] http://www.pravbeseda.ru/library/?page=book&id=201
[22] Розенкампф Г.А. бар. Обозрение Кормчей книги в историческом виде. (М. 1829; 2-е изд., СПб., 1839); зеркало
[23] В Румянцевском музее, № 230 по описанию Востокова, и в московской академии, № 54
[24] Макарий митроп. в “Истории русской Церкви” т. I стр. 113—140.
[25] Бегунов Ю.К. Кормчая Ивана Волка Курицына // ТОДРЛ. Т. 12. 1956.
[26] Жмакин В., “О Кормчей митроп. Даниила”, в его соч. “Митроп. Даниил и его сочинения” (М., 1881, стр. 743—751);// https://books.google.ru/books?id=m
[27] Срезневский И. И.. Обозрение древних русских списков Кормчей книги.
[28] П.И. Мангилиев, Приписка к Апостолу, с.395
[29] Павлушков А. Р. Пенитенциарная практика монастырей Вологды в дореволюционный период // Вологда : Краевед. альм. Вып. 4.— Вологда : Легия, 2003.— С. 276—295.
[30] Федоров, Владимир Александрович (1926—2006). Русская православная церковь и государство. Синодальный период (1700—1917).— М. : Рус. панорама, 2003.— С. 80—81.
[31] Дадун. С. 70. Автор предисловия к русскому изданию биографии Дадуна пишет: «Фрейд поторопился распропагандировать кокаин в качестве безвредного обезболивающего средства и в том числе рекомендовал его своему близкому другу, страдавшему от постоянных болей. Последний очень быстро стал наркоманом-кокаинистом» (с. 14).
[32] Дадун Р. Фрейд. М.: «Х.Г.С.», 1994. С. 119.
[33] Дадун. С. 140.
[34] Дадун Р . Фрейд. М.: «Х.Г.С.», 1994, С. 188. Не путать этот метод с теорией «раннего соблазнения», которую Фрейд развивал поначалу, но потом от нее отказался. По этой теории, больные неврозами в детстве пережили психологическую травму, будучи в той или иной мере совращены взрослыми. Позднее Фрейд склонился к мысли, что по большей части это - фантазии больных, основанные на их же собственных тайных желаниях.
[35] Введение в психоанализ. С. 137.
[36] Введение в психоанализ. С. 40. См. тж. с. 100.
[37] Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я». Гл. 9.
[38] Введение в психоанализ. С. 313.
[39] Введение в психоанализ. С. 324-326.
[40] Дадун. С. 258.
[41] Введение в психоанализ. С. 417.
[42] «Эзотерическим» называется учение, самые важные положения которого скрываются от непосвященных, или считаются объективно недоступными их познанию.
[43] Введение в психоанализ. С. 13.
[44] Дадун. С. 275.
[45] См. О психологии К. Юнга и прозе Г. Гессе. // «Церковь и образование». Вып. 7. Пермь: «Панагия», 2001. С. 62.
[46] Баткин 1993 - Баткин Л.М. «Не мечтайте о себе». О культурно-историческом смысле «Я» в «Исповеди» бл. Августина. М.: РГГУ, 1993.
[47] . Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений
[48] Там же.
[49] . Криницын А.Б. Исповедь подпольного человека: Ранние письма Ф.М. Достоевского с.92
[50] Розенблюм Л.М. Творческие дневники Достоевского. – анализ. С.54
[51] Tillich P. Christianity and the Encounter of the World Religions. — New York, London, 1963.
Цит. по Забияко «Теологические трактовки квазирелигий».
[52]Там же.
[53] Квазирелигия // Философский словарь
[54] http://www.topauthor.ru/CHto_takoe_zvezdini__ili_za_chto_sovetskaya_vlast_Muhu-TSokotuhu_zapretila_5850.html
[55] А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ», глава 3 Арест.
[56] http://vk.com/indulgencia?w=wall-44554509_15510410
Минобрнауки России
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»
(ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»)
Институт культуры и искусства