Тема: Знакомство с программой WorkBench и исследование логических элементов.

Лабораторная работа №1

Тема: Знакомство с программой WorkBench и исследование логических элементов.

Цель: Научится работать с программой WorkBench и исследовать логических элементов.

Задание 1. Ознакомиться с основными компонентами программы

Для операций с компонентами на общем поле Electronics Workbench выделены две области: панель компонентов и поле компонентов (рис. 1. 1).

Тема: Знакомство с программой WorkBench и исследование логических элементов. - student2.ru

Меню
Панель компонентов
Поле компонентов
Рабочее поле

Рисунок 1.1 Окно программы Electronics Workbench

Панель компонентов состоит из пиктограмм полей компонентов, поле компонентов -из условных изображений компонентов. Щелчком мышью на одной из одиннадцати пиктограмм полей компонентов, расположенных на панели, можно открыть соответствующее поле. На рис. 1. 1 открыто поле компонентов источников (Sources). Расположение элементов в полях ориентировано на частоту использования компонента. Для описания компонентов более логичным является разделение их по типам, чему мы будем следовать в дальнейшем, давая в каждом случае ссылку на поле, в котором расположен компонент. При работе может быть открыто только одно поле компонентов. Перейдем теперь к описанию имеющихся в программе компонентов. В библиотеки элементов программы Electronics Workbench входят аналоговые, цифровые и цифро-аналоговые компоненты. Все компоненты можно условно разбить на следующие группы: • базовые компоненты, • источники, • линейные компоненты, • ключи, • нелинейные компоненты, • индикаторы, • логические компоненты, • узлы комбинационного типа, • узлы последовательного типа, • гибридные компоненты.

Источники (Sources):

Тема: Знакомство с программой WorkBench и исследование логических элементов. - student2.ru заземление

Компонент «заземление» имеет нулевое напряжение и таким образом обеспечивает исходную точку для отсчета потенциалов. Не все схемы нуждаются в заземлении для моделирования. Однако, любая схема, содержащая: • операционный усилитель, • трансформатор, • управляемый источник, • осциллограф, должна быть обязательно заземлена, иначе приборы не будут производить измерения или их показания окажутся неправильными.

Тема: Знакомство с программой WorkBench и исследование логических элементов. - student2.ru генератор тактовых импульсов

Генератор вырабатывает последовательность прямоугольных импульсов. Можно регулировать амплитуду импульсов, коэффициент заполнения (скважность) и частоту следования импульсов. Отсчет амплитуды импульсов генератора производится от вывода, противоположного выводу "+".

Базовые компоненты (Basic):

Тема: Знакомство с программой WorkBench и исследование логических элементов. - student2.ru соединяющий узел

Узел применяется для соединения проводников и создания контрольных точек. К каждому узлу может подсоединяться не более четырех проводников. После того, как схема собрана, можно вставить дополнительные узлы для подключения приборов.

Тема: Знакомство с программой WorkBench и исследование логических элементов. - student2.ru источник сигнала «логическая единица»

При помощи этого источника устанавливают уровень логической единицы в узле схемы.

Тема: Знакомство с программой WorkBench и исследование логических элементов. - student2.ru ключ, управляемый клавишей (клавиша задаѐтся в Key) Индикаторы (Indicators):

Тема: Знакомство с программой WorkBench и исследование логических элементов. - student2.ru пробник логического уровня

Пробник определяет логический уровень (0 или 1) в конкретной точке схемы. Если исследуемая точка имеет уровень логической 1, индикатор загорается красным цветом. Уровень логического нуля свечением не отмечается. На вкладке Choose Prob в меню Component Properties можно изменить цвет свечения пробника.

Логические элементы (Logic Gates):

Тема: Знакомство с программой WorkBench и исследование логических элементов. - student2.ru логическое НЕ

Элемент логическое НЕ или инвертор изменяет состояние входного сигнала на противоположное. Уровень логической 1 появляется на его выходе, когда на входе не 1, и наоборот. Таблица истинности:

Вход А Выход Y

Тема: Знакомство с программой WorkBench и исследование логических элементов. - student2.ru логическое И

Элемент И реализует функцию логического умножения. Уровень логической 1 на его выходе появляется в случае, когда на один и на другой вход подается уровень логической единицы. Таблица истинности:

Вход А Вход В Выход Y

Тема: Знакомство с программой WorkBench и исследование логических элементов. - student2.ru логическое ИЛИ

Элемент ИЛИ реализует функцию логического сложения. Уровень логической 1 на его выходе появляется в случае, когда на один или на другой вход подается уровень логической единицы. Таблица истинности

Вход А Вход В Выход Y

Тема: Знакомство с программой WorkBench и исследование логических элементов. - student2.ru исключающее ИЛИ

Двоичное число на выходе элемента исключающее ИЛИ является младшим разрядом суммы двоичных чисел на его входах. Таблица истинности:

Вход А Вход В Выход Y

Тема: Знакомство с программой WorkBench и исследование логических элементов. - student2.ru элемент И-НЕ

Элемент И-НЕ реализует функцию логического умножения с последующей инверсией результата. Он представляется моделью из последовательно включенных элементов И и НЕ. Таблица истинности элемента получается из таблицы истинности элемента И путем инверсии результата. Эквивалентная модель элемента: Таблица истинности:




Вход А Вход В Выход Y

Тема: Знакомство с программой WorkBench и исследование логических элементов. - student2.ru элемент ИЛИ-НЕ

Элемент ИЛИ-НЕ реализует функцию логического сложения с последующей инверсией результата. Он представляется моделью из последовательно включенных элементов ИЛИ и НЕ. Его таблица истинности получается из таблицы истинности элемента ИЛИ путем инверсии результата. Таблица истинности:

Вход А Вход В Выход Y

Тема: Знакомство с программой WorkBench и исследование логических элементов. - student2.ru исключающее ИЛИ-НЕ

Данный элемент реализует функцию "исключающее ИЛИ" с последующей инверсией результата. Он представляется моделью из двух последовательно соединенных элементов: исключающее ИЛИ и НЕ. Таблица истинности:

Вход А Вход В Выход Y

Инструменты (Instruments):

Тема: Знакомство с программой WorkBench и исследование логических элементов. - student2.ru логический преобразователь

Служит для исследования логических схем, можно производить анализ логических схем: строить таблицы истинности и получать логические выражения. С его помощью можно также производить синтез логических схем, т.е. по таблице истинности получить логическое выражения, а затем схему.

Задание: составить схему (рис. 1.2). В последующих схемах заменить элементы и проверить таблицы истинности.

Тема: Знакомство с программой WorkBench и исследование логических элементов. - student2.ru

Рис. 1.2. Схема подключения элемента

Задание 2. Исследование логического элемента Исключающего ИЛИ с помощью аналитического анализатора.

1. Собрать схему, состоящую из логического элемента Исключающее ИЛИ и аналитического преобразователя, как показано на рисунке

Тема: Знакомство с программой WorkBench и исследование логических элементов. - student2.ru

Рисунок 2.1 Вид рабочего поля

2. Двойным щелчком по схеме анализатора открыть диалоговое окно

3. Сгенерировать таблицу истинности, щелкнув по кнопке

Тема: Знакомство с программой WorkBench и исследование логических элементов. - student2.ru

4. Получить булево выражение, щелкнув по кнопке Тема: Знакомство с программой WorkBench и исследование логических элементов. - student2.ru Это выражение приводится на дополнительном дисплее,

расположенном в нижней части лицевой панели, в виде двух слагаемых, соответствующих выходному сигналу ИСТИНА (сигнал логической единицы на выходе OUT). Сопоставление полученного выражения с таблицей истинности убеждает нас в том, что таких комбинаций действительно две, если учесть, что в полученном выражении приняты следующие обозначения: А'=0 — инверсия А=1, B'=0 — инверсия В=1, знак + соответствует логической операции ИЛИ.

Задание 3. Выполнить анализ следующих логических элементов: И, ИЛИ, ИЛИ-НЕ, И-НЕ, Исключающее ИЛИ-НЕ

Лабораторная работа №2

Задание 1. Синтез логических схем

С помощью логического преобразователя можно проводить не только анализ логических устройств, но и их синтез. Допустим, что нам требуется составить схему и булево выражение для логического элемента, у которого выходная комбинация в таблице истинности не такая, как на рис. 2.1, а 1101. Для внесения необходимых изменений отмечаем курсором в столбце OUT подлежащий изменению символ, изменяем его с помощью клавиатуры и затем, перемещаясь по столбцу клавишами управления курсором, изменяем по необходимости символы в других строках. После внесения всех изменений последовательно нажимаем на клавиши Тема: Знакомство с программой WorkBench и исследование логических элементов. - student2.ru , Тема: Знакомство с программой WorkBench и исследование логических элементов. - student2.ru , Тема: Знакомство с программой WorkBench и исследование логических элементов. - student2.ru

Синтезированное логическое устройство показано в верхнем левом углу рис. 3,1, а его булево выражение — на дополнительном дисплее.

В более общем случае для выполнения синтеза целесообразно действовать следующим образом. Щелчком курсора по иконке логического преобразователя непосредственно на линейке приборов раскрываем его лицевую панель. Активизируем курсором клеммы-кнопки А, В...Н (начиная с А), количество которых равно количеству входов синтезируемого устройства. Вносим необходимые изменения в столбец OUT и после нажатия на панели преобразователя указанных выше клавиш управления получаем результат в виде схемы на рабочем поле программы и булево выражение в дополнительном дисплее.

Тема: Знакомство с программой WorkBench и исследование логических элементов. - student2.ru

Рис. 3.1. Рабочее поле после синтеза схемы

В заключение заметим, что для двухвходовых элементов можно увеличить количество входов до восьми, открывая двойным щелчком по значку компонента диалоговое окно (рис. 3.2). По умолчанию в этом окне указано минимально возможное число входов, равное двум.

Тема: Знакомство с программой WorkBench и исследование логических элементов. - student2.ru

Вход А Вход В Вход C Вход D Выход Y
Рис. 3.2 Диалоговое окно для изменения количества входов Задание 2. Выполнить синтез схемы, имеющей таблицу истинности:

Лабораторная работа №3

Задание №1. Исследование шифратора

1) Соберите схему, показанную на рисунке 4.1

Тема: Знакомство с программой WorkBench и исследование логических элементов. - student2.ru

Тема: Знакомство с программой WorkBench и исследование логических элементов. - student2.ru Рис. 4.1. Схема включения шифратора В ней используются следующие элементы:

шифратор (ENC) Generic 8-to-3 Enc; генератор слов

дешифрующий семисегментный индикатор (Dec SSD)

При моделировании необходимо обратить внимание на реализацию принципа приоритета, при этом следует учесть, что все входы и выходы — инверсные (в программе EWB они ошибочно показаны прямыми).

2) Сделайте двойной щелчок по генератору слов и занесите соответствующие коды в поле Binary в адреса с 0000 по 0007. Запустите модель в пошаговом режиме (кнопка Step). Генератор слов показан на рис.

4.2. Занесите полученные на табло результаты в таблицу истинности

Тема: Знакомство с программой WorkBench и исследование логических элементов. - student2.ru

Таблица истинности

Рис. 4.2. Вид генератора слов.


Входы Выходы
Табло A2 A1 A0
                       

Задание №2. Исследование дешифратора

1) Соберите схему, показанную на рисунке 4.3

Тема: Знакомство с программой WorkBench и исследование логических элементов. - student2.ru

Тема: Знакомство с программой WorkBench и исследование логических элементов. - student2.ru Рис. 4.3. Схема включение дешифратора В ней используются следующие элементы:

дешифратор (DEC) Generic 3-to-8 Dec; 8 пробников логического уровня;

источник сигнала «логическая единица»; заземление;

6 соединяющих узлов;

4 ключа, управляемые клавишей (кнопка Switch на панели Basic).

Ключи могут быть замкнуты или разомкнуты при помощи управляющих клавиш на клавиатуре. Имя управляющей клавиши можно ввести с клавиатуры в диалоговом окне, появляющемся после двойного щелчка мышью на изображении ключа.

2) Занесите полученные результаты моделирования в таблицу истинности. Выясните, для чего нужен вход G1.

Лабораторная работа №4

Задание №1. Получение таблиц истинности триггеров

1) Создайте схему, показанную на рисунке 8.1.

Тема: Знакомство с программой WorkBench и исследование логических элементов. - student2.ru

Рис. 8.1. Схема для исследования RS-триггера

В схеме к входам триггера подключен генератор слова и светодиодные индикаторы к выходам.

2) Получить таблицу истинности триггера, подавая на входы различные комбинации (минимум их 6). Двойным щелчком по генератору слов открыть диалоговое окно и занести необходимые слова. Установите адрес начала (Initial) в 0000и адрес конца (Final) в 0005(для 6 вариантов) Работать с генератором слов нужно в пошаговом режиме (кнопка STEP). Результаты занести в таблицу:

№ п/п Входы Выходы
R S Q Q’
         

Задание №2. Построение диаграмм

1) Собрать схему, показанную на рисунке 8.2.

Тема: Знакомство с программой WorkBench и исследование логических элементов. - student2.ru

Рис. 8.2. Схема включения RS-триггера

В схеме используется генератор слов (Word Generator) и логический анализатор (Logig Analyzer)

2) Двойным щелчком по генератору слов откройте диалоговое окно и задайте 16 слов, как показано на рис. 8.3. Установите адрес начала (Initial) в 0000, а адрес конца (Final) в 000F. Щелкните по кнопке Burst, что подаст на входы триггера последовательно все 16 слов.

Тема: Знакомство с программой WorkBench и исследование логических элементов. - student2.ru

Рис. 8.3. Диалоговое окно генератора слов

3) Откройте двойным щелчком логический анализатор. Убедитесь в правильности получения результатов.

Задание №3 Исследование счѐтчиков

Счетчик - устройство для подсчета числа входных импульсов. Число, представляемое состоянием его выходов по фронту каждого входного импульса, изменяется на единицу. Счетчик можно реализовать на нескольких триггерах. В суммирующих счетчиках каждый входной импульс увеличивает число на его выходе на единицу, в вычитающих счетчиках каждый входной импульс уменьшает это число на единицу.

1) Собрать схему, показанную на рисунке 9.1.

Тема: Знакомство с программой WorkBench и исследование логических элементов. - student2.ru

Рис. 9.1. Схема трѐхразрядного суммирующего счѐтчика

2) Дважды щѐлкните по источнику импульсов и установите частоту 1 Гц, закройте диалоговое окно.

3) Понаблюдайте за изменением индикатора.

4) Выключите схему и отредактируйте еѐ, чтобы получить вычитающий счѐтчик.

Вычитающий счѐтчик можно получить двумя способами:

а) Считывать выходные сигналы счетчика не с прямых, а с инверсных выходов триггеров;

б) Изменить структуру связей в счетчике: подавать на счетный вход следующего триггера сигнал не с инверсного, а с прямого выхода предыдущего.

5) Подсоедините вместо семисегментного индикатора логический анализатор, как показано на рисунке 9.2.

6) Дважды щѐлкните по источнику импульсов и установите частоту 2

КГц.

7) Двойным щелчком по анализатору откройте диаграммы и запустите

схему. Через несколько секунд остановите работу схемы.

8) Зарисуйте и проанализируйте диаграммы суммирующего и вычитающего счѐтчиков.

Тема: Знакомство с программой WorkBench и исследование логических элементов. - student2.ru

Рис. 9.2. Схема счетчика для анализа диаграмм

Задание №2. Изучение работы делителя частоты

Счетчик должен иметь 5 состояний, которые в простейшем случае образуют последовательность: {О, 1, 2, 3, 4}. Циклическое повторение этой последовательности означает, что коэффициент деления счетчика равен 5.

Схема такого счѐтчика изображена на рисунке 9.3

Тема: Знакомство с программой WorkBench и исследование логических элементов. - student2.ru

Рис. 9.3. Схема счѐтчика с коэффициентом деления 5

1) Нарисуйте схему рисунка 8.3.

2) Сделайте двойной щелчок на источнике импульсов и установите частоту 1 Гц.

3) Включите схему и понаблюдайте за индикатором.

Лабораторная работа №5

Тема: Исследование ОЗУ.

Задание №1. Исследование оперативного запоминающего устройства

1) Нарисовать схему, показанную на рисунке 12.1.

Тема: Знакомство с программой WorkBench и исследование логических элементов. - student2.ru

Рис. 12.1. Схема ячейки памяти

При записи в ячейку памяти (см. рис. 12.1) на соответствующей разрядной шине устанавливается 1 или 0, на входе WR/RD' устанавливается сигнал 1 и после стробирования счетчика или дешифраторов адреса сигналом CS (на адресных входах X и Y сигнал 1) срабатывают элементы U1, U2. Положительный перепад сигнала с элемента U2 поступает на тактовый вход D-триггера U4, в результате чего в нем записывается 1 или 0 в зависимости от уровня сигнала на его D-входе.

При чтении из ячейки памяти на входе WR/RD устанавливается 0, при этом срабатывают элементы U1, U3, U5 и на вход РАЗРЕШЕНИЕ ВЫХОДА буферного элемента U6 поступает разрешающий сигнал, в результате чего сигнал с Q-выхода D-триггера передается на разрядную шину DO. Для проверки функционирования ячейки памяти используется генератор слова (рис. 12.2).

2) Занести в генератор слова комбинации из таблицы 12.1.

3) Заполнить таблицу 12.1 и определить: какая операция выполняется при каждой комбинации – чтение 1 (0) или запись 1 (0)?

Таблица 12.1 Результат эксперимента

X Y WR/RD DI DO Режим
   
   
   
   

Лабораторная работа №1

Тема: Знакомство с программой WorkBench и исследование логических элементов.

Наши рекомендации