Глава 6. Коммуникация и творчество
Хотя этой теме уже посвящен ряд моих публикаций, вернуться меня побудила статья С.В. Михайловой, в которой она анализирует понятие паратопии, введенное французским филологом Д. Менгено. Оно определяется как прагматически и социокультурно значимое коммуникативное пространство, включающее самого автора и его дискурс. Менгено разделяет известную точку зрения (М. Бахтин, П. Бурдье и др.), что творческая личность существует во «вненаходимости», не имеет собственного пространства до тех пор, пока не создаст собственную публику. Текст возникает не только и не столько в силу внешних социокультурных условий, сколько благодаря дискурсу, который одновременно создает и собственный контекст: «В литературной коммуникации творить - значит одновременно выстраивать текст и создавать условия, позволяющие его выстраивать»1. В термине «паратопия», таким образом, просматривается примерно то же концептуальное содержание, что и во введенном мной термине «индивидуальная культурная лаборатория»2, на что обращает внимание С.В. Михайлова. Это стало поводом, чтобы посмотреть, как понятие творчества встраивается в социальную эпистемологию.
К истории
В классической теории познания понятие «творчество» стоит несколько особняком, а его философский категориальный статус находится под сомнением. Использование и разработка этого понятия обычно оценивались как форма психологизации эпистемологии или как стремление к нестрогому, ненаучному, публицистическому способу философствования. Известное противопоставление контекста открытия и контекста обоснования, субъективности творчества в искусстве и объективности научного исследования, самовыражения и познания, конструктивизма и репрезентационизма принадлежит самой сути классической теории познания и философии науки. Потребность в переосмыслении этого понятия связана с развитием неклассических эпистемо-
' Михайлова С.В. Литературный салон XVII века как фактор паратопии // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. Филология. Теория языка. Языковое образование. 2011.№ 1.С. ПО; Maingueneau D. Lecontexte de I'oeuvre litteraire. Enonciation, ecrivain, societd. P.: Dunod, 1993. P. 28.
2 См.: Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. Гл. VI.
Раздел I. Категориальные сдвиги
логических подходов, для которых междисциплинарность в науках и философии, с одной стороны, и взаимодействие научных и вненаучных форм знания, типов знания и социальных практик — с другой, становится важнейшей реальностью.
Понятие коммуникации долгое время также ускользало от эпистемологического интереса, проходя по ведомству социальной философии или философии языка. И даже тогда, когда познание начало трактоваться в единстве сознания, деятельности и общения, перенос этого подхода на интерпретацию творчества еще долго заставлял себя ждать. Предстояло воспринять уроки как отечественных (М. Бахтин, Л. Выготский, М.К. Петров), так и зарубежных (К. Ясперс, Ю. Хабермас, К.О. Апель, К. Кнорр-Цети-на) мыслителей XX в., которые обнаружили в понятии коммуникации новые эвристические возможности.
Античность видела в творчестве человеческое стремление к воссозданию совершенных образцов; несовершенное, хотя и богоподобное искусство; творческая способность понималась как божественная одержимость, а в эпоху позднего героизма — как соревнование с богами, причем мудрость оценивалась выше практического искусства, созерцательно-умозрительное теоретическое познание - выше экстатического творческого труда. Средние века принуждают креативного субъекта к анонимности, утверждают его ограниченность, греховность и несопоставимость с божественным творением, открывая при этом волевую природу креативного акта, создающего новое и в этом смысле как бы творящего из ничего. Возрождение культивирует как возвышенное, так и приземленное понимание творчества: как новаторское демиургиче-ское искусство (гуманизм) и как смиренный труд во спасение (реформация), впервые обнаруживая интерес как к авторству, так и творческому процессу. Новое время рассматривает творчество как изобретательную комбинаторику или противопоставляет ему универсальный и общедоступный метод, логику и интеллект. Одновременно развивается теория «креативного восприятия» (Дж. Беркли), идея «продуктивного воображения» (И. Кант, Ф. Шеллинг, романтики), согласно которым творчество - фундаментальная предпосылка познания вообще. Теории эпохи Просвещения не выходили за пределы противопоставления таланта и гения, врожденности и божественности творческих способностей, интеллекта и безумия как источников творчества (Гёте, Гегель vs Шопенгауэр,
Глава 6. Коммуникация и творчество
Ницше). Философия жизни противопоставляет технической рациональности творческое органическое начало (А. Бергсон) или культурно-историческую деятельность (В. Дильтей). Экзистенциалистские теории трактуют креативность в терминах внутреннего переживания: как «встречу», «самоактуализацию», «предельный опыт», «готовность к новому рождению» (Э. Фромм, К. Роджерс, А. Маслоу), а также как суть человека вообще - транс-цендирование, самопроектирование. Идущие от 3. Фрейда теории глубинной психологии подчеркивают роль бессознательного в творчестве и интерпретируют его как «осуществление детской мечты», «нарциссистское идеалопостроение» (О. Ранк), «управление интуицией через архетипы» (К. Юнг), «результат компенсаторных проектов жизненных целей» (А. Адлер). Прагматистские и близкие к ним теории творчества отождествляют его с комбинационным изобретательством, решением ситуативных задач (Дж. Дьюи). Современная актуализация проблемы и понятия творчества связана с развитием конструктивизма (конструкционизма) как широкого междисциплинарного направления и влиятельного тренда в эпистемологии, атакже с пониманием познания как социального (дея-тельностного, коммуникативного) явления.