Психотехнологии развития проф культуры
Важность дополнительного профессионального образования специалистов объясняется тем, что многие годы профессиональное обучение сотрудников было направлено на подготовку исполнителей, но никак не преобразователей. В процессе обучения основное внимание обращалось не на раскрытие способностей, а на усвоение уже отработанных методов и алгоритмов решения различных профессиональных проблем. В результате формировались профессионалы узкого профиля. На сегодняшний день в связи с возрастающей ролью сознания и мышления самого человека, вынужденного самостоятельно делать выбор и принимать решения, в центре системы дополнительной профессиональной подготовки сотрудника, становится личность, способная к самореализации и творческому диалогу.
В структуре профессиональной культуры выделяют три компонента: эмоциональный, деонтологический и коммуникативный. Рассмотрим их более подробно.
Выделение эмоционального компонента в структуре профессиональной культуры обусловлено следующими обстоятельствами: экстремальный характер профессиональной деятельности сотрудников, участвующих в операцтях, обусловливает высокий уровень профессионального стресса, который приводит к снижению эффективности их профессиональной деятельности в повседневных и, особенно, экстремальных ситуациях. Это предъявляет повышенные требования к стрессоустойчивости и психологическим качествам личности, обеспечивающим стресспреодолевающее поведение и эффективность деятельности в экстремальных ситуациях. Проблема психологической устойчивости сотрудников федеральной противопожарной службы к стрессу является профессионально значимой, от нее зависит не только эффективность деятельности сотрудников, но и спасение жизни пострадавших (например). Оценка и формирование психологической устойчивости к стрессу относятся к числу приоритетных задач профотбора, профессиональной и психологической подготовки сотрудников.
Согласно исследованиям К. Е. Изарда, целостное определение эмоции «должно принимать во внимание три аспекта, или компонента, характеризующие это явление: а) переживаемое или осознаваемое ощущение эмоции; б) процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; в) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоции, в частности, те, которые отражаются на лице».
В структуре эмоционального компонента важное место занимает такой феномен как стресс. Стресс стал типичным явлением, сопутствующим человеку в созданных им самим условиях жизни. Широта и интенсивность распространения этого явления достигла столь значительных масштабов, что речь уже заходит об опасной и выходящей из-под контроля эпидемии со значительными разрушительными последствиями как для индивида, так и для общества: существенно снижается работоспособность, профессиональная надежность работников, ухудшается здоровье, увеличивается вероятность принятия ошибочных решений, провоцируются конфликтные ситуации, аварии и даже катастрофы. Как следствие, еще более нарастает напряженность. Создается замкнутый круг: изначальная причина усиливается её последствиями.
Следующим компонентом является деонтологический компонент. Выделение данного компонента обусловлено следующими обстоятельствами: в связи с ростом количества и интенсивности чрезвычайных ситуаций повышается значимость готовности сотрудника к действиям в экстремальных ситуациях не только в профессиональном плане, но и в моральнопсихологическом отношении. Все активнее высказываются требования, что специалист, который оказывает помощь людям, должен являться не только грамотным, подготовленным, квалифицированным в своей области, но и должен обязательно знать и соблюдать этические нормы и принципы, принятые в профессии. Согласно исследованиям К.К. Пашаян, основным критерием формирования деонтологической компетентности и нравственного функционирования личности сотрудника является его мировоззрение. Показателями позитивности мировоззрения личности сотрудника с точки зрения формирования деонтологической компетентности личности сотрудника являются: сформированность у сотрудника достаточно высокого нравственного идеала (не ниже требований естественного нравственного закона), что обеспечивает отсутствие глубоких внутренних конфликтов с совестью; чувствительность и готовность к ситуациям морального выбора; способность принятия решения с учетом веления своей совести.
Таким образом, деонтологическая компетентность является профессионально важным качеством сотрудника и представляет собой способность и готовность сотрудника взаимодействовать с профессиональной и социальной средой в ходе решения стоящих задач на основе норм профессиональной этики. Она характеризуется наличием у сотрудника системы знаний, мировоззренческих и нравственных ценностей и определяется профессионально-нравственными идеалами и ценностями.
Третьим компонентом в структуре профессиональной культуры является коммуникативный компонент. Развитие коммуникативных способностей у сотрудников является одной из важнейших задач, т.к. это способствует более эффективной профессионально-коммуникативной деятельности.
Таким образом, коммуникативные способности сотрудника – это сочетание необходимых свойств личности, детерминирующих эффективность его профессиональной деятельности и поведения в коллективе, а также в рабочих ситуациях. Под профессиональной культурой сотрудников мы понимаем комплексное личностное образование, включающее в свою структуру совокупность развитых с учетом современных требований к его профессиональной деятельности особых знаний, убеждений, ценностных ориентации и установок, навыков, умений, привычек, а также качеств, определяющих его морально-психологические отношения к людям, к труду, к самому себе. В структуре профессиональной культуры мы выделяем три компонента: эмоциональный, деонтологический и коммуникативный.
Преодоление деструкций
Возможные пути профессиональной реабилитации, позволяющие в какой-то мере снизить негативные последствия таких деструкций:
-o повышение социально-психологической компетентности и аутокомпетентности;
-o диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления;
-o прохождение тренингов личностного и профессионального роста. При этом серьезные и глубокие тренинги конкретным работникам желательно проходить не в реальных трудовых коллективах, а в других местах;
-o рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста;
-o профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста;
-o овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций;
-o повышение квалификации и переход на новую квалификационную категорию или должность (повышение чувства ответственности и новизны работы).