Основные подходы к постижению феномена человека
Из краткого обзора образов человека в истории философии и культуры видно, насколько многомерным является феномен человека. В нем есть:
- природная составляющая, представленная естественными процессами на уровне тела;
- социальная составляющая, формирующаяся под влиянием социокультурных факторов;
3. метафизическая составляющая;
- конкретно-индивидуальное начало, реализующее свою свободную волю.
Соответственно этим составляющим сформировались следующие основные подходы к постижению человека:
- натурализаторский;
- социологизаторский;
- рационалистический;
- экзистенциально-персоналистский.
В рамках натурализаторского подходачеловек понимается как элемент природы, подобный животным, действия которого определяются природными, естественными закономерностями. В человеке нет ничего сверх того, что присуще другим природным образованиям. Под влиянием эволюционной теории Дарвина человека стали считать «венцом природы» (Ж.Ламетри, Д.Дидро, Г.Спенсер и др.) и вместе с тем – дефективным животным, означающим тупик природного развития (Ф.Ницше, З.Фрейд, А.Гелен и др.). Биологизаторские концепции человека пытались объяснить законы общества и культуры посредством проведения аналогий с организацией животных сообществ.
Социологизаторский подход (марксизм, структурализм и др.) рассматривает человека как продукт, результат воздействия на него различных социокультурных факторов. Главную установку социологизаторского подхода наиболее четко выразил К.Маркс, сказав, «сущность человека есть совокупность всех общественных отношений». Человеческая природа формируется обществом и меняется вместе с изменением исторической ситуации. Только посредством социализации человек преодолевает в себе природное, и только в обществе он может действительно реализовать себя.
Рационалистический подход (классический рационализм от Платона до Гегеля) сущностной особенностью человека считает разум, сознание, что позволяет ему постигать глубинные связи и законы внешней действительности, планировать в соответствии с полученными знаниями свои действия. Разум – это такое свойство человека, посредством которого преодолевается естественно-природное в человеке. Разум понимается не как естественное развитие животных инстинктов, а имеет сверхприродное происхождение (дар Бога, проявление Мирового разума и т.п.).
Экзистенциально-персоналистский подход понимает человека как особое начало в мире, необусловленное никакими внешними законами (природными или социальными), но объяснимое лишь исходя из его индивидуального опыта и проекта, намерений. Сущностной чертой человека является свобода. Человек сам творит себя, свою судьбу и мир вокруг себя. Каждый человек индивидуален и уникален, и не предопределен никакими факторами, кроме своей свободной воли.
Каждый из отмеченных подходов акцентирует внимание на лишь одной, хотя и существенной, грани человека. Реальная истина о человеке складывается из дополнительности этих подходов.
Проблема антропосоциогенеза
Длительный процесс одновременного становления человека и общества называется антропосоциогенезом. Происхождение человека и общества по сей день остается научной проблемой, то есть вопросом, на который так и не найдено окончательного ответа.
Признанной научной версией антропосоциогенеза является эволюционная теория Ч.Дарвина.Основным фактором эволюционного развития живых организмов является естественный отбор. Главную причину изменчивости организмов Дарвин видел в изменениях окружающих условий жизни. Современная наука добавляет еще случайные мутации, происходящие на генетическом уровне. Причиной мутаций могут быть стрессы, вызываемые, в частности, колебаниями ионизирующей радиации космического происхождения. В процессе борьбы за существование выживают те животные, которые в наибольшей степени приспосабливаются к меняющимся условиям существования. Непосредственным предком человека стала обезьяна. Дарвин не дал четкого ответа на вопрос, что именно послужило причиной выделения человека из животного мира.
Эволюционную концепцию антропосоциогенеза дополняет и развивает трудовая теория, пытающаяся объяснить механизм превращения обезьяны в человека. Трудовая теория была развита Ф.Энгельсом. Если животное приспосабливается к природе за счет изменения своих биологических характеристик, то человек приспосабливается, изменяя не себя, а природу. Труд как целенаправленная деятельность человека по преобразованию природы с использованием орудий труда становится сущностной характеристикой человека. Вопрос о том, почему наши гоминидные предки стали трудиться, не имеет однозначного ответа. Ф.Энгельс полагал, что причиной этого стало глобальное изменение климата и похолодание, в результате чего гоминиды вынуждены были спуститься с деревьев и искать новые возможности выживания. Труд способствовал становлению прямохождения, изменению руки, росту объемов головного мозга. Поскольку трудовая деятельность носила общественный характер, она способствовала становлению речи, выработке норм поведения, форм социальной жизни.
Существуют теории, пытающиеся объяснить происхождение человека возникновением культуры. В психоаналитической теории З.Фрейда придается большое значение сексуальной жизни человека и тем психическим процессам, которые с ней связаны. По мнению Фрейда, на почве «эдипова комплекса» некогда было совершено преступление, ставшее исходным пунктом человеческой истории, выведшее человека из животного мира. Это преступление было совершено сыновьями жестокого и ревнивого отца-патриарха. Изгнанные из племени, братья объединяются и убивают отца, после чего их охватывает чувство вины за содеянное, и они устанавливают систему запретов (табу), регулирующих половую жизнь. Убитый предок обожествляется, становится тотемом племени. Так на почве страха и стыда появляются религия и мораль, своими культурными запретами запустившие в действие механизм сублимации - перевода энергии сексуальных и агрессивных инстинктов на различные виды деятельности, одобряемые обществом. Сублимированная энергия творит культуру и самого человека.
В рамках игровой модели Й.Хейзинги игра, а не труд, рассматривается как основа происхождения религии, искусства, права, философии и т.п. Подобно тому, как в индивидуальном развитии ребенок приобщается к миру взрослых через игру, а не труд, так и человечество, играя, вступило в свою историю. Игра – это форма свободной творческой активности по добровольно принятым правилам и вне сферы материальной пользы и необходимости. Игра представляется бесполезной для обеспечения утилитарных сторон жизни, однако ее притягательность и значимость обусловливаются тем, что именно в ней человек может реализовать свою свободу. При этом игра в не меньшей степени, чем труд, способствует тренировке органов и закреплению навыков. Анализ известных архаичных форм культурного творчества позволяет Й.Хейзинге сделать вывод, что они организуются и функционируют по правилам игры (из игры-представления возник религиозный культ, из игры-состязания – война и т.д.).
По мнению французского социолога и этнографа К.Леви-Стросса, автора семиотической концепции антропо- и культурогенеза, создателем культуры и человека является язык. Человек становится в подлинном смысле человеком, лишь овладевая языком и теми смыслами, которые в нем заключены. Язык определяет свойства как самой действительности, так и человека. При этом в качестве языка могут быть рассмотрены самые разнообразные культурные феномены и сферы, функционирующие посредством циркуляции знаков по определенным правилам, например, системы родства, ритуалы, структуры власти.
Предлагая интересные интерпретации человека и культуры, психоаналитическая, игровая и семиотическая концепции практически не решают вопрос о генезисе игры, языка или психических переживаний.
Философское обобщение упомянутых и других концепций происхождения человека подводит к выводу о комплексном характере антропосоциогенеза. Это означает, что формирование анатомии человека, труда как специфически человеческой формы жизнедеятельности, сознания и речи, социально-нравственных норм жизни происходило одновременно. Принципиально неверно утверждать, что сначала появился труд, потом – общество, еще позже – язык и сознание.
Гипотетической является и появившаяся в XX в. инопланетарная (уфологическая) версия антропогенеза. Высказывается мысль, что на Землю из космоса были занесены метеоритами «споры жизни», а дальше вступила в действие эволюция. В другом варианте, люди были «сконструированы» высокоразвитыми космическими цивилизациями. У различных вариантов инопланетарной теории есть один общий изъян – они не отвечают на вопрос о возникновении жизни в космосе.
В последнее время появляются научные данные, возрождающие интерес к долгое время считавшейся безнадежно устаревшей религиозной (креационистской) теории антропосоциогенеза. Согласно ей, Бог создал человека «из праха земного» по «образу своему и подобию». Выражение «из праха земного», используемое для обозначения материала, из которого создан человек, подчеркивает связь человека с природным миром. С Богом человека роднят духовные признаки – разум, свободная воля, способность к творчеству. Они являются божественным даром, превратившим биологическое существо в человека. Таким образом, в человеке органично соединяются телесное и духовное, природное и внеприродное, естественное и сверхъестественное.
В настоящее время достаточно популярна теория «разумного плана», взаимоувязывающая различные концепции антропосоциогенеза. С точки зрения этой теории, можно предположить, что некая неизвестная пока современной науке сила (условно говоря, Бог) создала программу развития Вселенной и запустила ее в действие. Механизм же реализации этой программы описывается, в частности, уфологической, эволюционной, трудовой и прочими концепциями антропосоциогенеза.