Пространственно-временная организация материального мира
Пространственно-временная организация бытия означает, что любой материальный объект существует в пространстве и времени. Категория пространства обозначает свойство объектов обладать размерами и занимать определенное положение по отношению друг к другу. Категория времени указывает на свойство объектов иметь какую-то длительность существования и занимать определенное место в последовательности событий.
Пространство обладает такими свойствами, как размерность и изотропность. Размерность – способность вещей и явлений обладать некоторыми параметрами, которые могут быть измерены и зафиксированы (например, длина, ширина, высота вещи, ее положение в той или иной системе координат). В макромире размерность пространства реализуется в его трехмерности.Изотропность – это физическая тождественность, равенство всех участков и направлений пространства.
Все вещи и явления реального мира имеют начало и конец существования. Или же, по крайней мере, начало, вопрос же об их конце остается пока открытым (жизнь на Земле, существование человечества, бесконечно расширяется или пульсирует наша Вселенная и др.). И лишь в отдельных случаях можно говорить о вечности, то есть о бесконечном, вневременном существовании: так постулируется вечность Бога, Абсолютной идеи, материи и т.п. – иными словами, некой неизменной субстанции. Время обладает такими свойствами как одномерность и необратимость. Эти значит, что время имеет только одно измерение, и его вектор направлен от прошлого к настоящему и далее к будущему, вернуться в прошлое нельзя (так называемая «стрела времени»).
В философии и науке различают реальное, перцептуальное и концептуальное пространство и время. Реальное пространство и времяфиксируются приборами с ориентацией на определенные процессы, происходящие в микромире или космосе.Перцептуальное пространство и время– это психическое восприятие человеком реальных пространственных и временных свойств мира. Концептуальное пространство и время – это теоретические модели описания реального пространства и времени. Таковыми выступают трехмерное эвклидово пространство, четырехмерное пространство-время теории относительности, многомерные модели. В принципе, наука допускает возможность существования множества различных миров помимо нашего, с иными размерностями пространства и времени.
В истории философии и науки сформировались и дошли до наших дней две основные концепции пространства и времени – субстанциальная и реляционная.Согласно субстанциальной концепции, пространство и время представляют собой особые самостоятельные субстанции, сущности, существующие до и независимо от вещей и явлений материального мира. Пространство представлялось как огромное вместилище для вещей, которое останется даже в том случае, если мир вдруг исчезнет. Истоки этой концепции восходят к античной философии. Так, например, у Демокрита в роли чистого, абсолютного пространства выступает пустота, в которой существуют атомы. Время представлялось в виде потока, реки, несущей с собой в будущее весь мир и человека. Гераклит говорил: «Все течет, все изменяется» и «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». В Новое время субстанциальная концепция была развита в физике И.Ньютона.
Согласно реляционной концепции, пространство и время не обладают самостоятельным существованием, они являются особыми характеристиками материальных явлений. Понятие пространства имеет смысл лишь постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурирована. Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на предметы, а эти предметы в свою очередь не членились на элементы, связанные между собой, то понятие пространства не имело бы смысла. Понятие времени имеет смысл лишь постольку, поскольку материальный мир находится в состоянии движения и развития. В реляционной концепции исчезновение мира вещей привело бы к исчезновению пространства и времени. Таких взглядов в античности придерживался Аристотель, в Новое время – Г.В.Лейбниц. Истинность реляционной концепции пространства и времени была подтверждена общей и специальной теорией относительности А.Эйнштейна. Согласно специальной теории относительности, если материальный объект движется со скоростью, близкой к скорости света, то его пространственные размеры сокращаются, а время для него течет медленнее. В общей теории относительности утверждается, что вблизи больших скоплений масс материи (например, «черные дыры» в космосе) также происходит изменение пространственных и временных характеристик материальных объектов.
В трактовке времени выделяют две концепции: динамическую (различаются прошлое, настоящее и будущее состояния предметов и явлений) истатическую (отрицается «течение» времени, считается, что все события сосуществуют).
Пространственные и временные свойства материальных объектов специфичны на разных структурных уровнях бытия - в неживой природе, живой природе и обществе. В свою очередь, в неживой природе существуют особенности пространства-времени в микро-, макро-и мегамире. В микромире считается возможным существование даже 10- и 11-мерных структур и обратимых во времени процессов. В локальных областях макромира пространство-время характеризуется эвклидовой геометрией. В масштабах галактик и Метагалактики существенную роль играет кривизна пространства-времени, вызываемая тяготением масс.
На уровне живой природы можно говорить о существовании биологического пространства и времени. Пространственную организацию живых молекул характеризует асимметрия «левого» и «правого» в группировках атомов. Большинство органических молекул может существовать в двух формах, отличающихся противоположной пространственной ориентацией одних и тех же группировок атомов. Что же касается живых систем, то в составляющих их молекулах имеются только «левосторонние» формы. Неравенство левизны и правизны проявляется не только на молекулярном уровне, но и на уровне организмов, выражаясь в их строении и динамике. Существует не только симметрия, но и асимметрия в строении органов, в композиции частей тела сложных организмов. Такое сочетание симметрии и асимметрии обеспечивает активно-приспособительные реакции организмов, разнообразие движений и функций, необходимое для их выживания.
Живая материя имеет специфику и временной организации. Все организмы имеют внутренние биологические часы, обеспечивающие приспособление к ритмам окружающей среды. Роль биологических часов играет периодически возникающая и затухающая активность клеток и отдельных органов. Например, известно, что в разные времена суток органы тела работают с разной интенсивностью. В четыре часа ночи ритмы организма таковы, что активность всех органов снижается, и именно в это время наблюдается наибольшее число смертей. Существенное влияние на биологические часы, считается, оказывает состояние обмена веществ. По мере старения интенсивность обмена веществ уменьшается и, соответственно, замедляется ход нашего внутреннего биологического «часового механизма». В молодости он «тикает» быстрее, чем в старости, а значит с возрастом наши внутренние «секунды» как бы растягиваются. А поскольку с ними сопоставляются все внешние события, то возникает ощущение ускорения внешнего времени.
В обществе ярко проявляется социальное пространство и время. Человек не рождается с чувством времени и пространства, его понятие о них всегда определяется той культурой, к которой он принадлежит. В разных цивилизациях и обществах, на различных стадиях общественного развития, в разных слоях одного и того же общества и даже отдельными индивидами категории пространства и времени субъективно переживаются и осознаются неодинаково. Пространственно-временная организация социального, созданного человеком мира всегда обладает надприродными, социально значимыми характеристиками. Они не только отражают общественную жизнь, но и активно воздействуют на нее, функционируя в качестве своеобразной матрицы, в соответствии с которой воспроизводится свойственный определенной эпохе образ жизни людей.
В отличие от изотропного, однородного геометрического пространства социальное пространство является системой разнокачественных мест, которые наделяются нравственными, религиозными, магическими и др. смыслами. В культуре, например, правое и левое, верх и низ, запад и восток не считаются равноценными направлениями. Пространственные формы технических устройств, упорядоченное пространство полей, садов, орошаемых земель, искусственно созданных водоемов, планировка и архитектура городов и другие формы организации социального пространства отражают специфику менталитета и общественных отношений, характерных для определенной исторической эпохи.
На восприятие пространства влияет научно-технический прогресс. Новые средства сообщения и передвижения сделали возможным покрывать за единицу времени несравненно большие расстояния, нежели несколько десятков лет назад, не говоря уже о более отдаленном прошлом. В результате, мир стал гораздо меньше - пространство оказалось способным к сжатию.
Время также наделяется социально значимыми характеристиками, которые менялись в разные эпохи. Так, для первобытного человека время осознавалось, главным образом, как теперь. Прошлое и будущее почти не отличаются от настоящего. В древних аграрных цивилизациях, зависящих от природных циклов (смена времен года), время также понималось циклически, как вечный круговорот. Нормой деятельности было повторение уже накопленного опыта, стереотипное воспроизводство действий и поступков прошлого, которые выступали в форме священных традиций. Отсюда особая ценность прошлого времени в жизнедеятельности традиционных обществ. Человек древнейших цивилизаций жил, ориентируясь на прошлое, которое представлялось ему золотым веком. Не случайно в традиционных обществах понятия «древний» и «хороший», «правильный» были почти синонимами.
В средние века под влиянием христианской идеологии формируется уже четкое представление о движении мира от прошлого к будущему (начало и конец мира) и об основных состояниях времени – прошлом, настоящем и будущем. Эта идея линейного времени закрепляется в эпоху машинной цивилизации, ориентированной на постоянный прогресс, на будущее. И в предыдущие эпохи люди осознавали невозвратность быстротекущего времени, но никогда время не ценилось столь высоко, как ныне, и не занимало такого места в сознании человека. Мы живем в эпоху «культа времени». В человеческой деятельности огромное значение приобрела категория скорости, коренным образом изменился ритм жизни. Циферблат со спешащей секундной стрелкой мог бы стать символом нашей цивилизации.
С позиций современной философии, социальное время выступает не как прямая линия и не как круг, а является скорее волной со своими отрезками «сгущения» и «разрежения», точками максимума и минимума интенсивности социальных процессов. Социальное время течет неравномерно, можно сказать, пульсирует.
Философия природы
1. Природа как объект философского и научного познания
2. Природа как среда обитания человека
3. Взаимодействие человека и природы. Основные идеи экологической философии