Определите предмет философии

Определите предмет философии

Философия как способ духовного освоения действительности.

На ряду с философией к духовной деятельности человека относятся: наука, религия, искусство, мировоззрение.

Философия любовь и мудрость. Стремление к истине.

Философия рождается из мифа из разрыва между я и мы в 5 веке. Философия понимается как теоретическая деятельность. Предмет философии связан с её началом и это всегда мысли о мире в целом и об отношение человека к этому миру.

2. Система академического философского знания включает: онтологию, гносеологию, логику, этику, эстетику, философскую антропологию, аксиологию. Дайте определения этих понятий.

Онтология- учение о сущем, наиболее общих категориях и закономерностях. Занимается такими понятиями как бытие и небытие, реальность, возможность необходимость, причина, следствие, время пространство. Онтология занимается реально существующим. Что реально, а что нет.

Гносеология- теория познания

Эпистемология- научное познание. О методах познавательной деятельности ( чувства, разум)

Логика- наука о правильном, доказательном, непротиворечивом, аргументированном мышлении

Этика- учение о нравственности и морали.

Эстетика- учение о прекрасном.

Философская антропология- вопросы человеческого бытия. Что такое человек?

Аксиология- учение о ценностях. Что считать ценностью? Какие ценности важнее?

Определите признаки научного знания. Философия – это наука?

Философия и наука.

Наука – деятельность человеку по учению, накоплению, знаний о мире.

Признаки научного знания:

доказуемость (теоретические: логика размышления. Имперические: наблюдения, эксперименты).

системность- организованность определенным образом.

Опровержимость, фальсифицируемость.

Эссенциалистская направленность- направленность на изучение сущности.

Философию можно проверить на практике с помощью этики.

Философия и наука. Философия и Наука – две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия стремится познать всё: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека и нет, реальное и нереальное. Для Философии нет границ – она стремится понять всё, даже иллюзорное. Наука же изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить и т.п. Но изучение это происходит по сравнению с изучением этого же философией хотя и однобоко, но более тщательно. Философия и Наука изучают картину мира, взаимно дополняя друг друга.

Они имеют ряд общих характеристик: всеобщность и универсальность, логичность и доказательность, рациональные основы исторического развития, наличие внутренней структурной организации и системы знаний. Факты науки: вещи, вещества, энергия, движения и т.п. Факты философии: смысл и идеи. Опыт науки – это очевидная данность той или иной области научного знания. Опыт философии – опыт мира в целом и опыт нахождения в «идеальном плане» действительности. Ученый – всегда аналитик. Философ – всегда созерцатель. Наука стремится разгадать тайны мира. Философия склоняется перед неустранимой его тайной.

Философия и наука тесно взаимосвязаны. С развитием науки, как правило, происходит прогресс философии: с каждым делающим эпоху открытием в естествознании

Итак, наука и философия – не одно и тоже, хотя у них и немало общего. Общее между философией и наукой заключатся в том, что они:1. Стремятся к выработке рационального знания;2. Ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объектов и явлений;3.Выстраивают категориальный аппарат (свой язык) и стремятся к построению целостных систем.

Разное, что:1. Философия всегда представлена адресно, т.е. тем или иным философом, когда его идеи, труды могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяют или не разделяют их другие философы. Наука же в конечном счёте – плод коллективного труда;2. В философии (в отличие от конкретных наук) нет единого языка и единой системы; 3. Философские знания не проверяемы экспериментально (иначе они становятся научными);4. Философия не может дать точного прогноза.

Апории о движении

Это наиболее известные парадоксы Зенона.

В V веке до н. э. древнегреческая математика достигла высокой ступени развития, и пифагорейская школа выражала уверенность, что математические закономерности лежат в основе всех законов природы. В частности, математическая модель движения в природе была создана на основе геометрии, которая к этому времени уже была достаточно глубоко разработана. Геометрия пифагорейцев опиралась на ряд идеализированных понятий: тело, поверхность, фигура, линия — и самым идеализированным было фундаментальное понятие точки пространства, не имеющей никаких собственных измеримых характеристик. Тем самым любая классическая кривая считалась одновременно и непрерывной, и состоящей из бесконечного количества отдельных точек. В математике это противоречие не вызывало проблем, но применение этого же подхода к реальному движению поставило вопрос, насколько правомерен такой внутренне противоречивый подход. Первым проблему ясно сформулировал Зенон Элейский в серии своих парадоксов (апорий).

Апории и вообще взгляды Зенона нам известны только в кратком пересказе других античных философов, которые жили столетия спустя и хотя высоко ценили Зенона как «основателя диалектики», но чаще всего были его идейными противниками. Поэтому трудно достоверно выяснить, как формулировал апории сам Зенон, что он хотел показать или опровергнуть. По мнению большинства комментаторов, их цель — показать, что наше (математическое) представление о движении противоречиво. Эта точка зрения подтверждается тем, что элеатов в древности называли афизиками, то есть противниками науки о природе.

Основные категории даосизма

1.Дао— буквально «путь», в даосизме — бытие и изменение Вселенной в самом общем смысле. Безличностная сила, воля вселенной, которой должен соответствовать порядок всех вещей в мире. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао.

2.Дэ— буквально «добродетель» или «мораль». Добродетель, данная свыше (от Дао), не имеет характеристики физического, силового воздействия, в отличие от греческого «арете». Благодать, огромная духовная мощь, которой Небо наделяло правителя Китая и которую он мог передавать своим подданным

3. У-вэй— буквально «недеяние» — понимание того, когда надо действовать, а когда бездействовать

4. Ци — дыхание жизни.

Религиозно-христианское

Культурологическое

3 расовая интерпретация (в Третьем рейхе под Сверхчеловеком понималась расово выдержанная породистая человеческая особь).

По своей сути, эти трактовки Сверхчеловека находятся в прямом противоречии с тем смысловым наполнением этого образа, который вложил в него Ф.Ницше.

Охарактеризуйте основные особенности русской философии. Какую оценку России и ее исторической судьбе дает П.Я.Чаадаев в своих «Философических письмах», согласны ли Вы с ней? В чем суть спора славянофилов и западников?

1. Русская философия, как особая сфера духовной жизни общества, складывается сравнительно поздно. По словам выдающегося отечественного мыслителя Г. Шпета, история нашей философии «началась с Петра, но протекала в потемках общественного философского сознания. Лишь к концу второго века после Петра стало светать, отдельные и одинокие вершины зарделись золотым светом, умы стали просыпаться и разбрелись для работы.

2. Видимо, важнейшая особенность философской мысли в России — это пристальное внимание философов к социальной проблематике. Практически все русские мыслители в своих философских построениях давали «рецепты» переделки общества, строили некую модель будущего развития страны. Указанная особенность во многом была связана со спецификой исторического пути России, который не укладывался ни в западную, ни в восточную схемы смены формаций, эпох.

3. Вторая отличительная черта отечественной философской традиции, тесно связанная с первой, была названа Н. Бердяевым «народопоклонством». Что здесь имеется в виду? Русской интеллигенции всегда было свойственно болезненное ощущение «долга перед народом»: П. Лавров образно сравнивал интеллигенцию с цветком, выросшим из грязи: за получение образования и возможность заниматься творческим интеллектуальным трудом представителям интеллигенции простой народ должен был заплатить страшной ценой — своей темнотой, невежеством, забитостью.

4. Русская философия «учительная» и мучительная одновременно, для нее характерна нравственная точка отсчета во всех теориях и построениях. Для русских мыслителей философское творчество приобретает характер нравственной проповеди.

5. Еще одним очень важным моментом развития отечественной философии стала борьба «западничества» и славянофильства в духовной жизни русского общества. Историческая судьба России опровергает схемы, устанавливающие жесткие границы культурно-исторических ареалов Запада и Востока.

6. Русскую философию отличает и еще одна характерная черта — складывание в конце XVIII — начале XIX века такого феномена духовной жизни общества, как философско-художественный комплекс.

7. Еще одной чертой, отличающей русскую философию, является пристальное внимание к религиозной проблематике. Долгое время наши учебники представляли русскую философию как преимущественно материалистическую по сути и революционную по направленности.

Определите предмет философии

Философия как способ духовного освоения действительности.

На ряду с философией к духовной деятельности человека относятся: наука, религия, искусство, мировоззрение.

Философия любовь и мудрость. Стремление к истине.

Философия рождается из мифа из разрыва между я и мы в 5 веке. Философия понимается как теоретическая деятельность. Предмет философии связан с её началом и это всегда мысли о мире в целом и об отношение человека к этому миру.

2. Система академического философского знания включает: онтологию, гносеологию, логику, этику, эстетику, философскую антропологию, аксиологию. Дайте определения этих понятий.

Онтология- учение о сущем, наиболее общих категориях и закономерностях. Занимается такими понятиями как бытие и небытие, реальность, возможность необходимость, причина, следствие, время пространство. Онтология занимается реально существующим. Что реально, а что нет.

Гносеология- теория познания

Эпистемология- научное познание. О методах познавательной деятельности ( чувства, разум)

Логика- наука о правильном, доказательном, непротиворечивом, аргументированном мышлении

Этика- учение о нравственности и морали.

Эстетика- учение о прекрасном.

Философская антропология- вопросы человеческого бытия. Что такое человек?

Аксиология- учение о ценностях. Что считать ценностью? Какие ценности важнее?

Наши рекомендации