Резкая градация в росте населения в разных странах
изменение природы как среды обитания человека
увеличение количества стран с ядерным оружием
неравномерность экономического развития между странами
Решение:Для современного мира характерна резкая градация демографических тенденций для различных регионов. Наблюдаются противоположные процессы: быстрый рост, равновесие, абсолютное падение. Применительно к демографической ситуации можно выделить три группы стран. Первая группа состоит примерно из 60 стран, выключает в себя расположенные южнее Сахары африканские государства, а также Ирак, Сирию, Малайзию. Для них характерна общая судьба – удвоение населения. Вторая группа включает примерно 90 государств, которые не сумеют перешагнуть порог удвоения населения – «демографические гиганты», такие как Китай, Индия, Индонезия, Бангладеш, Мексика. К этой же группе относятся США, Великобритания и Франция. У этой группы стран больше возможностей справиться с последствиями демографического дисбаланса. Страны третьей группы имеют противоположные по демографическому вектору перспективы: им грозит стремительное сокращение населения. (Германия, Италия, Россия, Япония, многие страны Центральной и Восточной Европы).
ЗАДАНИЕ N 17 сообщить об ошибке
Тема: Общество и история
В философии различные исторические теории, определенная «философия истории» обозначаются термином …
историцизмматериализм идеализм реализм
Решение:
В философии различные исторические теории, определенная «философия истории» обозначаются термином историцизм. Отметим, что в советской философской традиции в эпоху господства диалектического и исторического материализма было принято различать «историцизм» и «историзм», первый из которых относился к «буржуазным» концепциям истории (от В. Дильтея и О. Шпенглера до Р. Д. Коллингвуда и А. Тойнби), второй – к «подлинно научному» пониманию исторической действительности, кульминацией которого считался марксизм-ленинизм.
ЗАДАНИЕ N 18 сообщить об ошибке
Тема: Культура, цивилизация, формации
Установите соответствие между выделенными Г. Гегелем мирами в истории и их особенностями.
1. Деспотические формы правления
2. Дух достигает полного расцвета и зрелости
3. «Царство прекрасной свободы»
4. Аристократия как форма правления
1 Восточный мир
2 Германский мир
3 Греческий мир
4 Римский мир
Евразийский мир
Решение:В соответствии с географией Г. Гегель историю делит на Восточный мир, Греческий, Римский и Германский.
Восточный мир – детский возраст истории. Здесь царствует деспотизм и свободным чувствует себя только деспот. Люди вращаются вокруг одного центра, то есть властителя, который стоит во главе государства как патриарх. Он требует от всех граждан соблюдать соответствующие предписания.
Греческий мир – период юности всемирной истории, когда формируются индивидуальности. Здесь, по мнению Г. Гегеля, царствуют действительная свобода индивида, истинная гармония, мир и согласие. Индивидуальная воля субъекта придерживается обычаев, привычек, общепринятых норм и законов.
Римский мир – возраст возмужалости истории. В Риме господствует абстрактная свобода, ставящая государство и политику выше любой индивидуальности, но вместе с тем создается свободная личность, отличающаяся от индивидуальности. Преобладающей формой правления становится аристократия. Аристократия борется с царями, плебеи с аристократией.
Германский мир – четвертый период истории. Германский народ, по убеждению Г. Гегеля, призван хранить христианские принципы духовной свободы и примирения. Дух в германском мире достигает полного расцвета и зрелости. Венцом и вершиной развития всемирной истории представляется прусская монархия.
ЗАДАНИЕ N 19 сообщить об ошибке
Тема: Сознание и познание
Представителями вульгарного материализма, считавшими природу сознания материальной, являются …
Л. Бюхнер К. Фогт Я. Молешотт К. Маркс Аристотель И. Фихте
Решение:Представителями вульгарного материализма, считавшими природу сознания материальной, являются Л. Бюхнер, К. Фогт, Я. Молешотт.Согласно вульгарному материализму, мысль не менее материальна, чем материален сам физиологический процесс. Так, К. Фогт утверждал, что мысль находится в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени или моча к почкам.
ЗАДАНИЕ N 20 сообщить об ошибке
Тема: Познавательные способности человека
Понятие представляет собой форму отражения действительности на ______________ ступени познания.
рациональной чувственной искусственной виртуальной
Решение:Понятие представляет собой форму отражения действительности на рациональной ступени познания. Понятие – мысль, которая выделяет из некоторой предметной области (универсума) и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак.
ЗАДАНИЕ N 21 сообщить об ошибке
Тема: Сущность и природа познания
Автором концепции «обоснованного рационализма» является …
Г. Башляр Ф. Аквинский Дж. Бруно П. Фейерабенд
Решение:Автором концепции «обоснованного рационализма» является Г. Башляр – французский философ, представитель неорационализма. Согласно Башляру, познание прошло в своем развитии ряд этапов: первый этап – «донаучный»; второй – научный; третий – этап «нового научного духа». Последний этап выражает особенности развития науки в ХХ веке. Так, на смену классической уверенности в окончательности научных истин приходит понимание условности и относительности научных истин.
ЗАДАНИЕ N 22 сообщить об ошибке
Тема: Проблема истины
Ограниченность знания историческими условиями жизни общества отражается в категории « _____ ».
относительная истинаабсолютная истина заблуждение ложь
Решение:
Ограниченность знания историческими условиями жизни общества отражается в такой категории, как «относительная истина» – неполное, неточное знание о действительности, которое по мере дальнейшего развития познания может углубляться, дополняться, уточняться либо признаваться заблуждением (несоответствием знания действительности). Истина внутренне противоречива: она относительна, поскольку мышление отражает объект не полностью, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются; при этом в каждой относительной истине, поскольку она объективна, содержится часть абсолютной истины, выступающей предельной целью, идеалом познания.
ЗАДАНИЕ N 23 сообщить об ошибке
Тема: Развитие науки
Установите соответствие между основными научно-техническими достижениями и этапами научно-технической революции:
1. Овладение атомной энергией
2. Развитие генной инженерии
3. Появление нанотехнологий
1 конец 40-х – 60-е гг. ХХ в.
2 середина 80-х – 90-е гг. ХХ в.
3 начало XXI века
начало ХХ века
Решение:В развитии научно-технической революции можно выделить следующие этапы: конец 40-х – 60-е гг. ХХ века – овладение атомной энергией, возникновение кибернетики, появление телевизионной сети, начало освоения человеком космического пространства; 70-е – середина 80-х гг. ХХ века– создание микропроцессоров, развитие электронно-вычислительной и робототехники, автоматизация производства; середина 80-х – 90-е гг. – появление персональных компьютеров и Интернета, развитие генной инженерии; начало XXI века – появление новых технологий в производстве (нанотехнологии), наука превращается в главную социальную силу.
ЗАДАНИЕ N 25 сообщить об ошибке
Тема: Методы и формы научного познания
Основным принципом диалектического метода является …
историзм абсолютизм скептицизм вера
Решение:Основным принципом диалектического метода является историзм. Данный принцип предполагает рассмотрение предметов и явлений в их изменчивости и развитии.
ЗАДАНИЕ N 26 сообщить об ошибке
Тема: Наука и техника
С точки зрения Л. Мамфорда, строгая иерархическая социальная организация, приводящая к увеличению количества материальных благ ценой ограничения возможностей и сфер человеческой деятельности, называется …
мегамашиной структурой макромиром системой
Решение:С точки зрения Л. Мамфорда («Миф о машине», 1967 – 1970), строгая иерархическая социальная организация, приводящая к увеличению количества материальных благ ценой ограничения возможностей и сфер человеческой деятельности, называется мегамашиной (например, армия, объединения работников в группы). Мегамашины приводят к дегуманизации.
ЗАДАНИЕ N 27 сообщить об ошибке
Тема: Человек, индивид, личность
Философом, обосновавшим идеал жизни по принципу «Человек человеку Бог», был …
Л. Фейербах Дж. Локк В. Вернадский Ф. Ницше
Решение:Философом, обосновавшим идеал жизни по принципу «Человек человеку Бог», был Л. Фейербах (1804–1872 гг.). По его мнению, вера в то, что человек есть высшее существо, раскрывает способность человека уважать и любить в другом «Божественное Ты».
ЗАДАНИЕ N 28 сообщить об ошибке
Тема: Человек и культура
Многообразие производимых человеком предметов, а также природные вещи и явления, измененные воздействием человека, называются …
материальной культурой духовным производством контркультурой образованием
Решение:Многообразие производимых человеком предметов, а также природные вещи и явления, измененные воздействием человека, называются материальной культурой. В современных трактовках под материальной культурой понимается все, что относится к взаимоотношениям человека со средой его обитания, к удовлетворению потребностей его существования, технологической стороне жизни.
ЗАДАНИЕ N 29 сообщить об ошибке
Тема: Происхождение и сущность человека
Процесс возникновения и развития человека как биологического вида называется …
антропогенезом антропоморфизмом антропоцентризмом антропологией
Решение:Процесс возникновения и развития человека как биологического вида, называется «антропогенез». Исследования этого процесса начались с публикации работы Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой подбор» (1871), где была выдвинута теория происхождения человека от его животного и человекоподобного предка.
ЗАДАНИЕ N 30 сообщить об ошибке
Тема: Ценности и смысл человеческой жизни
Учение, согласно которому смыслом человеческой жизни является достижение счастья, называется …
эвдемонизмом гедонизмом сотериологизмом гуманизмом
Решение:Учение, согласно которому смыслом человеческой жизни является достижение счастья, – эвдемонизм (греч. «эвдемония» – счастье, блаженство). Это сформировавшийся в Античности принцип жизнепонимания, а позднее в этике – принцип истолкования и обоснования морали. Предпосылкой эвдемонизма является сократовская идея внутренней свободы, достигаемой благодаря самосознанию личности и ее независимости от внешнего мира. Эвдемонизм отличается от гедонизма пониманием счастья: это не просто длительное и гармоничное удовольствие, а результат преодоления стремления к чувственным наслаждениям путем самоограничения, отрешение от привязанностей к внешнему миру и его благам (Аристотель, Сенека, Спиноза). Эвдемонизм в некотором смысле противостоит и сотериологизму – религиозному учению о спасении души, придающем большую значимость страданиям, нежели счастью.
ЗАДАНИЕ N 1 сообщить об ошибке
Тема: Функции философии
Социальное предназначение философии состоит в том, чтобы способствовать решению ______________ проблем.
мировоззренческих экономических производственных диалектических
Решение:Социальное предназначение философии состоит в том, чтобы способствовать решению мировоззренческих проблем. Философия стремится отыскать новые мировоззренческие ориентиры, когда традиционные жизненные смыслы уже не позволяют найти ответ на новые исторические вызовы.
ЗАДАНИЕ N 2 сообщить об ошибке
Тема: Структура философии
Направление в философии, считающее духовное первоосновой мира, природы, сущего, называется …
идеализмом материализмом нигилизмом натурализмом
Решение:Направление в философии, считающее духовное первоосновой мира, природы, сущего, называется идеализмом. В идеализме выделяют два самостоятельных направления: объективный идеализм (Платон, Гегель) и субъективный идеализм (Беркли, Юм). Идеализм является философским антиподом натурализма, материализма, реализма.
ЗАДАНИЕ N 3 сообщить об ошибке
Тема: Картины мира
Установите соответствие между картинами мира и присущими им характерными чертами.
1. Образно-символическое восприятие мира, антропоморфизм
2. Критический анализ предельных оснований человеческого сознания и поведения
3. Креационизм, провиденциализм
1 мифологическая картина мира
2 философская картина мира
3 религиозная картина мира
научная картина мира
Решение:Мифологическая картина мира представляет собой систему образно-символического, а не понятийного мышления. В мифологической картине мира не существует причинно-следственных связей, они заменены образом. Мир природы и общества в мифологической картине мира персонифицируется, на него переносятся человеческие качества.
Идея креационизма – представление о том, что мир сотворён Богом из ничего, актом его воли – присуща для религиозной картины мира. Провиденциализм – религиозное понимание истории как проявления воли Бога, осуществления заранее предусмотренного божественного плана «спасения» человека. Провиденциализм присущ всем теистическим религиям – иудаизму, христианству, исламу.
С древности до наших дней предметом философских размышлений были и остаются «начальные», «предельные» основания, самые общие и глубокие идеи и принципы, из которых человек должен исходить в своей жизни и деятельности, в понимании окружающей действительности.
ЗАДАНИЕ N 4 сообщить об ошибке
Тема: Предмет философии
Основной вопрос философии, сформулированный в рамках диалектического материализма, звучит как вопрос об отношении …
мышления к бытию человека к Богу науки к религии общества к терроризму
Решение:
Основной вопрос философии, сформулированный в рамках диалектического материализма, звучит как вопрос об отношении мышления к бытию. Данный вопрос был сформулирован Ф. Энгельсом в произведении «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». В зависимости от решения вопроса об отношении бытия к материи Энгельс противопоставляет материализм и идеализм как подходы и ставит противоположность между материей и сознанием, а бытие разделяет на бытие идеального и материальное бытие.
ЗАДАНИЕ N 5 сообщить об ошибке
Тема: Методы и формы научного познания
Методологическим принципом, предполагающим установление ложности гипотез и теорий за счет обнаружения их несоответствия с эмпирическими данными, является …
фальсификация верификация синтез историзм
Решение:Методологическим принципом, предполагающим установление ложности гипотез и теорий за счет обнаружения их несоответствия с эмпирическими данными, является фальсификация. К научным относятся лишь те положения и теории, которые в принципе могут быть опровергнуты благодаря новым фактам. Этот принцип в научный оборот ввел К. Поппер.
ЗАДАНИЕ N 6 сообщить об ошибке
Тема: Наука и техника
Основной вид деятельности, в рамках которой в нашей цивилизации создавалась техника, называется …
инженерной промышленной аксиологической производной
Решение:Основной вид деятельности, в рамках которой в нашей цивилизации создавалась техника, называется инженерной. В конце XVIII–начале XX вв. формируются основные виды инженерной деятельности: инженерное изобретательство, конструирование, инженерное проектирование.
ЗАДАНИЕ N 7 сообщить об ошибке
Тема: Развитие науки
Установите соответствие между основными научно-техническими достижениями и этапами научно-технической революции:
1. Овладение атомной энергией
2. Развитие генной инженерии
3. Появление нанотехнологий
1 конец 40-х – 60-е гг. ХХ в.
2 середина 80-х – 90-е гг. ХХ в.
3 начало XXI века
начало ХХ века
Решение:В развитии научно-технической революции можно выделить следующие этапы: конец 40-х – 60-е гг. ХХ века – овладение атомной энергией, возникновение кибернетики, появление телевизионной сети, начало освоения человеком космического пространства; 70-е – середина 80-х гг. ХХ века– создание микропроцессоров, развитие электронно-вычислительной и робототехники, автоматизация производства; середина 80-х – 90-е гг. – появление персональных компьютеров и Интернета, развитие генной инженерии; начало XXI века – появление новых технологий в производстве (нанотехнологии), наука превращается в главную социальную силу.
ЗАДАНИЕ N 10 сообщить об ошибке
Тема: Сознание и познание
Согласно теории отражения, сознание – это …