Сущность закона отрицания отрицания
В процессе развития, при последовательном отрицании отрицания, каждая новая ступень оказывается богаче по содержанию предыдущей, концентрируя в себе все то, что было приобретено, как положительное, во всех предыдущих ступенях. Поэтому процесс развития представляет собой поступательное движение от более низких ступеней организации к более высоким. И в силу повторяемости черт, структур, признаков, это движение является циклическим, оно происходит, как бы, по расширяющейся спирали. Спираль эта состоит из циклов. Каждый цикл начинается с одной и той же черты, отрицавшейся ранее и вновь появившейся на новом качественном уровне.
Законы диалектики имеют методологическое значение. Знание законов позволяет с общефилософских позиций рассматривать процесс развития систем различной природы, поскольку они дают в общем виде ответ на такие важные вопросы, как почему происходит развитие, каким образом оно осуществляется и что получается в итоге, в результате. Исследователь, изучая ту или иную целостную систему определённой природы, с самого начала должен исходить из понимания того, что динамическое состояние системы обусловлено взаимодействием определённых противоположных процессов, сторон, признаков, среди которых имеются основные. Именно их следует определить, прежде всего, так как они в конечном счёте создают предпосылки к количественным и качественным изменениям в структуре системы. Необходимо при этом учитывать количественные изменения в противоположных процессах, а также появление новых признаков, элементов и их количественное нарастание. Во всех случаях важное значение имеет установление определённых границ меры количественных изменений, за пределами которых возможны переходы в иное качественное состояние как отдельных сторон, отдельных структурных образований, так и структуры в целом. Все состояния системы и её частей преходящи. Переход из одного состояния в другое представляет собой диалектическое отрицание; что-то при этом теряется и что-то приобретается новое, поэтому необходимо учитывать особенности отрицания отрицания, выражаемые данным законом.
Проблема человека
Человек – высшая ступень живых организмов на Земле, общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.
Вопрос о природе и сущности человека – одна из основных проблем в истории философской мысли. В древней китайской, индийской, греческой философии человек мыслится как часть космоса, как «малый мир», микрокосм (Демокрит) — отображение и символ Вселенной, макрокосма (в свою очередь понимаемого антропоморфно — как живой одухотворённый организм). Человек содержит в себе все основные элементы (стихии) космоса, состоит из тела и души (тела, души, духа), рассматриваемых как два аспекта единой реальности (аристотелизм) или как две разнородные субстанции (платонизм).
В учении о переселении душ, развитом индийской философией, граница между живыми существами (растениями, животными, человеком, богами) оказывается подвижной; однако только человеку присуще стремление к «освобождению» от пут эмпирического существования с его законом кармы — сансары. Согласно веданте, специфическое начало человека составляет атман (душа, дух, «самость», субъект), тождественный по своей внутренней сущности со всеобщим духовным началом – Брахманом.
В философии Аристотеля нашло выражение, определяющее для античной философии понимание Ч. как живого существа, наделённого духом, разумом («разумной душой», в отличие от сенситивной и вегетативной души) и способностью к общественной жизни.
В христианстве библейское представление о человеке как «образе и подобии Бога», внутренне раздвоенном вследствие грехопадения, сочетается с учением о соединении божественной и человеческой природы в личности Христа и возможности в силу этого внутреннего приобщения каждого человека к божественной «благодати» (в христианской традиции кристаллизуется термин «сверхчеловек» — лат. superhumanus).
Эпоха Возрождения проникнута идеей антропоцентризма, признания безграничных творческих возможностей человека (Пико делла Мирандола и др.). Наряду с этим у Паскаля мы находим представление о хрупкости человеческого бытия (человек – «мыслящий тростник»). Представление Декарта о мышлении как единственно достоверном свидетельстве человеческого существования («мыслю, следовательно, существую») легло в основу новоевропейского рационализма, который именно в разуме, мышлении усматривает специфическую особенность человека, его сущность. Картезианский дуализм души и тела надолго определил постановку антропологической проблематики. При этом тело рассматривалось как автомат, машина, общая у человека с животными, а душа отождествлялась с сознанием. Б.Франклин определяет Ч. как «животное, производящее орудия»
У Канта вопрос «Что такое человек?» формулируется как основной вопрос философии. Исходя из дуалистического понимания человека. как существа, принадлежащего двум различным мирам – природной необходимости и нравственной свободы, Кант разграничивает антропологию в «физиологическом» и «прагматическом» отношении: первая исследует то, «... что делает из человека природа...», вторая — то, «... что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам».
В немецкой философии конца 18 – начала 19 вв. происходит возвращение к пониманию человека как живой целостности, характерному для эпохи Возрождения (И.Г.Гердер, И.В.Гёте, натурфилософия романтизма). Гердер называет человека «первым вольноотпущенником природы»: его органы чувств и телесная организация, в отличие от животных, не специализированы, более неопределенны, что составляет источник его специфического преимущества: он сам должен формировать себя, создавая культуру. Для немецкой классической философии определяющим является представление о человеке как о субъекте духовной деятельности, создающем мир культуры, как о носителе общезначимого сознания, всеобщего идеального начала – духа, разума.
В иррационалистических концепциях человека 19–20 вв. доминирующими становятся внемыслительные способности и силы (чувство, воля и т.д.). Согласно Шопенгауэру, Ницше, Фрейду человек определяется игрой жизненных сил и влечений (Мировая Воля у Шопенгауэра, воля к власти у Ницше, либидо у Фрейда), а не сознанием и разумом.
С точки зрения марксизма и современной материалистической философии и науки, человек есть живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретённого. Как живой организм человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим законам, на уровне сознательной психики и личности человек обращен к социальному бытию с его специфическим закономерностями. Физическая, морфологическая организация человека является высшим уровнем организации материи в известной нам части мироздания. Человек кристаллизует в себе всё, что накоплено человечеством в течение веков. Эта кристаллизация осуществляется и через приобщение к культурной традиции, и через механизм биологической наследственности.
Человек возник на Земле в ходе длительного и неравномерного эволюционного процесса – антропогенеза, многие этапы которого до конца не ясны. Полагают, что 8–5 млн. лет назад африканские обезьяны разделились на 2 ветви: одна привела к человекообразным обезьянам (шимпанзе и др.), другая – к первым гоминидам (австралопитекам), обладавшим двуногой походкой. Австралопитеки имели небольшое тело (длина в среднем 120-130 см), объем мозга колебался от 300 до 570 см3. По-видимому, среди древнейших австралопитеков были предки как поздних, более массивных австралопитеков, так и рода “человек”.
Вероятно, около 2 млн. лет назад австралопитеки дали начало роду “человек” (Homo), первым представителем которого многие ученые считают “человека умелого” (Homo habilis) – его ископаемые остатки находят вместе с древнейшими каменными орудиями (так называемая олдувайская культура). Около 1,6 — 1,5 млн. лет назад этот вид сменился в Восточной Африке “человеком прямоходящим” (Homo erectus). Различные по особенностям морфологии и степени развития представители этого вида начали расселяться из Тропической Африки по всему континенту, а также в Европе и Азии.
По поводу времени, места возникновения и непосредственных предков человека современного типа — “человека разумного” (Homo sapiens) — в науке нет единого мнения. Согласно одной гипотезе, он возник в Африке около 200 тыс. лет назад и затем повсюду вытеснил более древних людей; согласно другой — формирование “человека разумного” (так называемая сапиентация) происходило постепенно в разных частях планеты. Около 40 тыс. лет назад, на рубеже верхнего палеолита, “человек разумный” становится единственным представителем семейства гоминид и заселяет практически всю Землю.
Как биологический вид человек имеет множество общих признаков с млекопитающими, прежде всего приматами. Специфические особенности человека, резко выделяющие его из мира животных: прямохождение, высокое развитие головного мозга, мышление и членораздельная речь. Человек познает и изменяет мир и самого себя, творит культуру и собственную историю. Сущность человека, его происхождение и назначение, место человека в мире были и остаются центральными проблемами философии, религии, науки и искусства.