Тема 24. С. Хантингтон о «столкновении цивилизаций»
(практическое занятие).
Вопросы для обсуждения:
· Новая эра мировой политики: многополюсный, полицивилизационный мир.
· Природа и история цивилизаций.
· Проблема «универсальной цивилизации».
· Модернизация как вестернизация и причины ее цивилизационного отторжения.
· Феномен «разорванных стран». Россия как пример.
· Глобальная политика цивилизаций и понятие конфликта цивилизаций.
· Природа и динамика войн по линиям цивилизационных разломов.
· Запад - Китай - Россия: границы русского геополитического субконтинента.
Проектное задание: Определите, в чем политический процесс за последние два десятилетия подтвердил либо поставил под сомнение базисные положения теории «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона.
Форма: письменная.
Тема 25. Основы современной теории демократии как результат взаимодействия нормативной и эмпирической политической науки.
(лекция)
Развитие теории демократии в послевоенной политической науке (Р. Даль, А. Лейпхарт, Дж. Сартори, Р. Патнэм и др.). Формирование основ теории демократизации (демократических транзитов) в работах X. Линца, Л. Даймонда, Ф. Шмиттера, Г. О'Доннела, С. Хантингтона и др. Методология сравнительных исследований и ее роль в развитии теории демократии. Работы Г. Алмонда, С. Вербы, А. Инкелеса, Р. Инглхарта, С. Барнза, А. Пшеворского и X. Тьюна, А. Сайфарта, Н. Смелзера, М. Догана, Д. Кольера и Г. Кинга и др. Новые теории демократии в работах Ю. ХабермасаЛаслау и Ш. Муфф, Б. Манена и др.
Тема 26. Р. Даль: демократия и ее критики
(практическое занятие).
Вопросы для обсуждения:
· Р. Даль об истоках и исторических этапах демократии.
· Демократическая критика анархизма и попечительства.
· Проблема включения как проблема теории демократического процесса.
· Когда народ готов к демократическому процессу?
· Понятие полиархии, условия ее (не-)возможности в ряде стран.
· Плюрализм, полиархия и общее благо.
Проектное задание: объясните, что принципиально нового в понимание демократии вносит теория полиархии Р. Даля.
Форма: письменная.
Тема 27. А. Лейпхарт о демократии в многосоставных обществах.
(практическое занятие).
Вопросы для обсуждения:
· Сотрудничество элит как первая и основная отличительная черта сообщественной демократии.
· Понятие многосоставного общества (plural society) и его отношение к демократическим режимам.
· Многосоставное общество и проблема культурно-политических различий между «первым» и «третьим» мирами.
· Многосоставные общества и партийные системы.
· Понятие сообщественной демократии.
· Сообщественная демократия в западных странах.
· Соообщественные системы в постколониальных странах.
Проектное задание: определите, в каких моментах теория сообщественной демократии А. Лейпхарта развивает и дополняет теорию полиархии Р. Даля.
Форма: письменная.
4.4. Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
Реформы Шан Яна в царстве Цинь. Реализация легистского законодательства в империи Цинь |
Критика Аристотелем лакедемонского, критского и карфагенского типов государственного устройства |
Дж. Локк: Принцип отделения церкви от государства и религиозная терпимость |
А. де Токвиль о феномене «тирании большинства» и его опасность для Америки |
В. Парето политической истории как «кладбище элит» |
М. Дюверже: политические партии и общественное мнение |
Г. Алмонд и С. Верба об отношении гражданской культуры и демократической стабильности |
Р. Даль о пределах возможностей демократии и ее самокритике |
А. Лейпхарт: условия, благоприятствующие построению системы сообщественной демократии |
V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Для реализации целей освоения дисциплины используются следующие формы организации учебного процесса:
Интерактивно-иллюстративный метод изложения лекционного материала с использованием мультимедийного оборудования;
Метод проблемного изложения (постановка проблемы, формулирование познавательной задачи, раскрытие системы доказательств, сравнение точек зрения, различных подходов);
Метод проектов («развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления») с использованием практикума как формы, закрепляющей теоретические знания;
Работа в малых учебных группах (team work), в ходе которой магистранты выполняют практикующие упражнения, разбирают конкретные ситуации, готовят групповые проекты и участвуют в деловых играх;
В качестве основных форм самостоятельной работы магистрантов предполагается выполнение индивидуальных проектных заданий по личной инициативе магистранта; подготовка к докладу на семинарском занятии.
VI. Наименование тем занятий с использованием активных форм обучения:
№ | Тема занятия | Вид занятия | Форма / Методы интерактивного обучения | Кол-во часов |
Политическая наука с позиции пользы: «Артхашастра» Каутильи | лекция | работа в малых учебных группах (team work) | ||
Политическая философия и политические технологии легизма | практическое | работа в малых учебных группах (team work) | ||
«Государь» Н. Макиавелли | практическое | Мозговой штурм | ||
С. Хантингтон о «столкновении цивилизаций» | практическое | Метод case study («анализ конкретных ситуаций»); | ||
А. Лейпхарт о демократии в многосоставных обществах | Метод case study («анализ конкретных ситуаций»); | |||
Итого часов |