Тема 10. Политическая наука под знаком гуманизма: Н. Макиавелли
(лекция).
Возрождение как крупнейшее явление позднего средневековья. Реформация и Возрождение: сходства и различия идеологических установок. Политические идеи ключевых фигур европейского гуманизма 14-16 веков: Л.Б.Аретино, У. фон Гуттена, Э.Роттердамского, Д.Уиклифа и др. Мораль и политика, политика и религия в идеологии эпохи Возрождения. Место политического учения Н. Макиавелли в истории политической науки. Критика Макиавелли римско-католической церкви и христианской религии. Место религии в политике.
Тема 11. «Государь» Н. Макиавелли.
(практическое занятие).
Вопросы для обсуждения:
· Типология государств: республика, единовластие, новые и смешанные государства.
· Разновидности республиканского и монархического правлений. Свобода и тирания.
· Методы достижения политической популярности.
· Государь и его окружение.
· Реформы и преобразования.
· Фортуна и доблесть.
· Способы завоевания и укрепления власти.
· Границы имморализма в политике.
Проектное задание:
Систематизируйте аргументы pro и contra в отношении политической философии Н. Макиавелли и подготовьте сценарий дебатов по этой теме.
Форма: письменная.
Тема 12. Основы политической науки эпохи европейского Просвещения.
(лекция)
Первые буржуазные революции и «дух протестантизма». Основные идеологические парадигмы Нового времени: теория общественного договора, естественно-правовая школа, Просвещение, либерализм, консерватизм. Основы концепций гражданского общества и правового государства. Понятия «прав человека» и «разделения властей». Правоведческие основы политической науки Нового времени.
Тема 13. Основы теории гражданского общества и правового государства в сочинениях Дж. Локка.
(практическое занятие)
Вопросы для обсуждения:
· Понятия (гражданского) общества и государства, по Локку.
· Дж. Локк о формах государства и видах власти.
· Границы политической власти.
· Понятие «формы правления» и причины ее распада.
· Теория разделения властей как центральный элемент политической концепции Д. Локка. Критика деспотизма и защита правовых основ государства.
Проектное задание:
Сравните современное понятие гражданского общества с аналогичным концептом Дж. Локка.
Форма: письменная.
Тема 14. Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея.
(практическое занятие).
Вопросы для обсуждения:
· Авторство «Федералиста», его ситуативно-историческое и концептуальное значение.
· А. Гамильтон: экономические аспекты новой конституции; отклонение крайностей чисто монархического и чисто демократического правления; различие между «демократией» и «республикой»;
· Дж. Мэдисон: принцип политического плюрализма, формирование и легитимация партий и групп интересов.
· Дж. Джей: руководящие принципы американской внешней политики.
Проектное задание: покажите, каким образом в тексте «Федералиста»
обосновывается система конституционных сдержек и противовесов
Форма: письменная.
Тема 15. Начала сравнительной политологии в европейской науке 18-19 вв.
(лекция)
Зачатки сравнительного политического анализа в трудах Платона и Аристотеля. Эмпирический базис сравнительного метода в трактате Ш.Л. Монтескье. Сравнение европейских и американских политических порядков в работе А де Токвиля «Демократия в Америке». Сравнительный метод в политических работах К. Маркса и М. Вебера. Основа сравнительных исследований политических элит и политических партий в работах В. Парето, Р. Михельса, Г. Моска, М. Острогорского, М. Дюверже.
Тема 16. Токвиль А де. Демократия в Америке.
(практическое занятие).
Вопросы для обсуждения:
· Европейская аристократия и американское народовластие.
· Равенство стартовых возможностей как социальное преимущество.
· Личная свобода и опора на собственные силы как принципы американской социально-политической жизни.
· Централизация и децентрализация, достоинства федеративного устройства.
· Роль прессы для функционирования американской демократии.
· Искусство и демократия.
· Всеобщее избирательное право и судьба политической свободы.
Проектное задание:определите, в каких суждениях А. де Токвиля об Америке выражается его статус европейца-аристократа первой половины 19 в.
Форма: письменная.
Тема 17. М. Вебер. Политика как призвание и профессия.
(практическое занятие).
Вопросы для обсуждения:
· Феномен профессиональных политиков. Способы сделать из политики свою профессию.
· Политики и чиновники.
· Две категории общественных функционеров: чиновники-специалисты и политические чиновники.
· Типическое своеобразие профессионального политика.
· Своеобразие и функции политической журналистики.
· Отношение между этикой и политикой.
· Этика убеждения и этика ответственности.
Проектное задание: приведите случаи, при которых базисные веберовские различия между политиком и чиновником, а также между этикой ответственности и этикой убеждения не работают либо работают плохо.
Форма: письменная.
Тема 18. Теория элит Г. Моска и В. Парето.
(практическое занятие).
Вопросы для обсуждения:
· Г. Моска о трех способах обновления элиты: наследование, выборы и кооптация.
· Г. Моска: автократический и либеральный типы управления как следствие двух способов передачи власти: сверху вниз и снизу вверх.
· В. Парето о «круговороте элит». Элиты и неэлиты.
· Две части элиты, по В. Парето: «правящая» и «неправящая».
· «Ресурс согласия» как умение правящего класса убедить массы в собственной правоте.
Проектное задание: дайте интерпретацию теории элиты Г. Моска и В. Парето на примере эволюции советских и постсоветских политических элит.
Форма: письменная.