МОДУЛЬ 1. Истоки политической науки.
Философия
Уровень образования:
Магистратура
Форма обучения:
Очная
Ростов-на-Дону, 2016
Программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 47.04.01 Философия, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «3» декабря 2015 г. № 1408
Составитель:
______________________ Поцелуев С.П.
подпись
«____» _____________ 2016_____ г.
Программа одобрена на заседании кафедры ____________________________________
«____» _____________ 2016_____ г., протокол № _____
Руководитель кафедры:
______________________
подпись
«____» _____________ 2016_____ г.
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основной целью учебного курса "Истоки и актуальные проблемы социальной философии и политической науки" является формирование у магистрантов целостного представления об истории социально-политических учений в контексте политической истории и культуры Древнего Востока, Античности, Средневековья, Возрождения и Нового времени, а также России. Данный учебный курс нацелен на выяснение ключевых концепций и парадигм, составляющих начала мировой социально-философской и политической мысли.
Основные задачи курса:
· предложить связные и теоретически проработанные знания об основных этапах, школах, проблемах и основных трудах философско-политической мысли древнего Востока, античности, западноевропейского средневековья, Возрождения и Нового времени, включая ХХ век и российскую традицию;
· рассмотрение основных понятий и ключевых проблем социально-философских учений России в их историческом развитии.
· сформировать целостное представление об истории социально-философских и политических учений в контексте политической истории и культуры Древнего Востока, Запада и России;
· обеспечить концептуальное единство курса общей рамочной темой «Человек – Общество – Политика»;
· указать на моменты преемственности и принципиальной новизны в эволюции социально-философской и политической мысли Древнего мира, Запада и России;
· показать значение идейно-политического наследия философско-политической классики для понимания современных социально-политических процессов.
II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО
2.1. Учебная дисциплина "Истоки и актуальные проблемы социальной философии и политической науки" относится к базовой части Блока 1 дисциплины/модули, изучается во 2 и в 3 семестрах.
2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: «Актуальные проблемы современной философии и ее истории», Философские и методологические проблемы социогуманитарных исследований. Литература и философия (модуль 1. Философские проблемы гуманитарных исследований)», «Междисциплинарность и новые научные парадигмы», «Философия науки, университетское образование и институционализация науки (модуль 1. Философия науки: история и современность)».
Для успешного усвоения дисциплины магистрант должен владеть следующими знаниями, умениями и навыками, приобретенными в результате освоения предыдущих дисциплин. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- основные этапы и школы, играющие ключевую роль в истории социально-философской и политической мысли Древнего Востока, античности, а также Западной Европы и России.
- мировоззренческие, социально и личностно значимые социально-философские и политические проблемы, нашедшее отражение в классических трудах философов и политических ученых;
- значимость изучения истории социально-философской и политической мысли для профессионального становления ученых-гуманитариев.
Уметь:
- использовать полученные знания и навыки по истории социально-философских и политических учений (знание основных учений и концепций мировой и отечественной социально-философской и политической мысли, умение работать с оригинальными научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями) в своей теоретической и практической работе;
- уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям в области отечественной и зарубежной социально-философской и политической мысли, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;
- ориентироваться при изучении основных проблем и тенденций современности на достижения истории мировой философско-политической мысли, связывать проблематику классических научных текстов с актуальной политической теорией и практикой.
Владеть:
· культурой мышления, отвечающей традициям мировой социально-философской и политической мысли;
· методологией анализа современных социально-философских и политологических доктрин и подходов с учетом истории философских и политических учений;
· навыками исследовательской работы в истории философии и политологии;
2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:
Актуальные проблемы современной философии и ее истории (модуль 3. Аналитическая философия: история, традиции и поиск идентичности), «Философия науки, университетское образование и институционализация науки (модуль 3. Институционализация науки)».
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине,
соотнесенных c планируемыми результатами освоения образовательной программы:
Шифр и формулировка компетенций (результаты освоения ОП) | Элементы компетенций, формируемые дисциплиной |
Общекультурные компетенции (ОК) | |
ОК- | Знания: |
Умения: | |
Навыки: | |
Общепрофессиональные компетенции (ОПК) | |
ОПК-1 - владением углубленным знанием современных проблем философии, готовностью предлагать и аргументировано обосновывать способы их решения; | Знания: основных социально-философских парадигм, теоретических и методологических оснований и понятий политической науки; |
Умения: использовать полученные знания и навыки по истории социально-философской и политической мысли для понимания природы фундаментальных проблем современности и способов их решения; использовать полученные знания и навыки по истории социально-философской и политической мысли для прогнозирования и моделирования социально-политических процессов; | |
Навыки:постановкифилософских проблем с учетом глобальных и региональных политических контекстов, а также осмысления актуальных политических проблем в широком социально-философском контексте. | |
Профессиональные компетенции (ПК) | |
ПК-8 готовностью к практическому использованию полученных углубленных знаний в принятии управленческих решений | Знания: основных подходов к политическому управлению, развитых в базисных политических учениях современности, в частности, в теориях демократии. |
Умения: использовать полученные знания по истории социально-философской и политической мысли в осмыслении актуальных социальных и политических проблем; владеть методиками анализа и интерпретации классических трудов по социальной философии и политической науке в целях использования их теоретического потенциала для разработки методологии прикладных научных исследований | |
Навыки:политического анализа и прогноза с учетом контекста мировой социально-философской традиции |
IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Трудоемкость дисциплины (2-ой модуль) составляет 3 зачетные единицы, 108 часов,
в том числе ___1__ зачетная единица ,____36___часов на экзамен
Форма отчетности: экзамен
4.1Содержание дисциплины, структурированное по темам, c указанием видов учебных занятий и отведенного на них количества академических часов
1 часть
№ п/п | Раздел дисциплины/темы | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Контактная работа преподавателя с обучающимися | Самостоятельная работа | ||||||
Лекции | Семинарские (практические занятия) | Лабораторные занятия | |||||
Модуль 1 | Истоки политической науки | ||||||
Тема 1. | Начало политический науки как проблема истории науки | Интерактивный опрос | |||||
Тема 2. | Зачатки политической науки в письменных памятниках Древнего Востока | Интерактивный опрос | |||||
Тема 3. | Политическая наука с позиции пользы: «Артхашастра» Каутильи | Презентация научных докладов, сообщений; проектное задание, работа в малых учебных группах (team work) | |||||
Тема 4. | Политическая наука как мораль и философия: конфуцианство и даосизм | Презентация научных докладов, сообщений; case study (анализ конкретных ситуаций | |||||
Тема 5. | Политическая философия и политические технологии легизма | Презентация научных докладов, сообщений; проектное задание; работа в малых учебных группах (team work) | |||||
Тема 6. | Античные основы политической науки: Платон и Аристотель | Презентация научных докладов, сообщений; case study (анализ конкретных ситуаций); проектное задание | |||||
Тема 7. | Диалог «Государство» Платона | Презентация научных докладов, сообщений; проектное задание | |||||
Тема 8. | Диалоги «Политик» и «Законы» Платона | Презентация научных докладов, сообщений; case study (анализ конкретных ситуаций | |||||
Тема 9. | «Политика» Аристотеля | Презентация научных докладов, сообщений; проектное задание | |||||
Тема 10. | Политическая наука под знаком гуманизма: Н. Макиавелли | Интерактивный опрос | |||||
Тема 11. | «Государь» Н. Макиавелли | Презентация научных докладов, сообщений; проектное задание; Мозговой штурм эссе | |||||
Тема 12. | Основы политической науки эпохи европейского Просвещения | Интерактивный опрос | |||||
Тема 13. | Основы теории гражданского общества в трактатах Д. Локка и Т. Гоббса | Презентация научных докладов, сообщений; проектное задание | |||||
Тема 14. | Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея | Презентация научных докладов, сообщений; case study (анализ конкретных ситуаций | |||||
Тема 15. | Начала сравнительной политологии в европейской науке 18-19 вв. | Интерактивный опрос | |||||
Тема 16. | Токвиль А де. Демократия в Америке | Презентация научных докладов, сообщений; case study (анализ конкретных ситуаций), проектное задание | |||||
Тема 17. | М. Вебер. Политика как призвание и профессия | Презентация научных докладов, сообщений; проектное задание | |||||
Тема 18 | Теория элит Г. Моска и В. Парето | Презентация научных докладов, сообщений; проектное задание, case study (анализ конкретных ситуаций) | |||||
Тема 19. | «Чикагская революция» в сфере политической науки чарлз мерриам+ гарольд госнелл | Интерактивный опрос | |||||
Тема 20 | Политическая психология Г. Лассуэлла | Презентация научных докладов, сообщений; проектное задание | |||||
Тема 21. | «Системная» революция в послевоенной политической науке: Д. Истон и Т. Парсонс | Интерактивный опрос | |||||
Тема 22. | М. Дюверже. «Политические партии» | Презентация научных докладов, сообщений; проектное задание, case study (анализ конкретных ситуаций) | |||||
Тема 23. | Алмонд Г., Верба С.: Теория «гражданской культуры» | Презентация научных докладов, сообщений, case study (анализ конкретных ситуаций), проектное задание | |||||
Тема 24. | С. Хантингтон о «столкновении цивилизаций» | Презентация научных докладов, сообщений, метод case study («анализ конкретных ситуаций»), проектное задание, эссе | |||||
Тема 25. | Основы современной теории демократии как результат взаимодействия нормативной и эмпирической политической науки | Интерактивный опрос | |||||
Тема 26. | Р. Даль: демократия и ее критики | Презентация научных докладов, сообщений; проектное задание, case study (анализ конкретных ситуаций | |||||
Тема 27. | А. Лейпхарт о демократии в многосоставных обществах | Презентация научных докладов, сообщений, проектное задание, метод case study («анализ конкретных ситуаций») | |||||
Форма промежуточной аттестации по 1-му модулю - экзамен | |||||||
Итого часов (1 модуль) |
4.2 План внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Семестр | Название раздела, темы | Самостоятельная работа обучающихся | Оценочное средство | Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы | ||
Вид самостоятельной работы | Сроки выполнения | Затраты времени (час.) | ||||
Политическая философия и политические технологии легизма | Изучение научной литературы | 1 неделя | Контрольная работа | - Сухорукова О.А. История политических и правовых учений Древнего мира, Средневековья, Возрождения и Нового времени: Учебное пособие. М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - Кравцов Н.А. Лекции по истории политических и правовых учений : учебное пособие - Ростов-н/Д : Издательство Южного федерального университета, 2011. - Т. 1. Древний восток, Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время. - 480 с. То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241091 | ||
«Политика» Аристотеля | Изучение научной литературы | 1 неделя | Контрольная работа | - Сухорукова О.А. История политических и правовых учений Древнего мира, Средневековья, Возрождения и Нового времени: Учебное пособие. М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - Кравцов Н.А. Лекции по истории политических и правовых учений : учебное пособие - Ростов-н/Д : Издательство Южного федерального университета, 2011. - Т. 1. Древний восток, Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время. - 480 с. То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241091 | ||
Основы теории гражданского общества в трактатах Д. Локка и Т. Гоббса | Изучение научной литературы | 1 неделя | Контрольная работа | - Сухорукова О.А. История политических и правовых учений Древнего мира, Средневековья, Возрождения и Нового времени: Учебное пособие. М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - Кравцов Н.А. Лекции по истории политических и правовых учений : учебное пособие - Ростов-н/Д : Издательство Южного федерального университета, 2011. - Т. 1. Древний восток, Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время. - 480 с. То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241091 | ||
Токвиль А де. Демократия в Америке | Изучение научной литературы | 1 неделя | Контрольная работа | - Сухорукова О.А. История политических и правовых учений Древнего мира, Средневековья, Возрождения и Нового времени: Учебное пособие. М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - Кравцов Н.А. Лекции по истории политических и правовых учений : учебное пособие - Ростов-н/Д : Издательство Южного федерального университета, 2011. - Т. 1. Древний восток, Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время. - 480 с. То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241091 | ||
Теория элит Г. Моска и В. Парето | Изучение научной литературы | 1 неделя | Контрольная работа | - Сухорукова О.А. История политических и правовых учений Древнего мира, Средневековья, Возрождения и Нового времени: Учебное пособие. М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - Кравцов Н.А. Лекции по истории политических и правовых учений : учебное пособие - Ростов-н/Д : Издательство Южного федерального университета, 2011. - Т. 1. Древний восток, Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время. - 480 с. То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241091 | ||
М. Дюверже. «Политические партии» | Изучение научной литературы | 1 неделя | Контрольная работа | - Кравцов Н.А. Лекции по истории политических и правовых учений : учебное пособие - Ростов-н/Д : Издательство Южного федерального университета, 2011. - Т. 1. Древний восток, Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время. - 480 с. То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241091 - Зотов В.Д., Зотова Л.В. История политических учений: Учебник - 3-е изд.,перераб. и доп. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. | ||
Алмонд Г., Верба С.: Теория «гражданской культуры» | Изучение научной литературы | 1 неделя | Контрольная работа | - Кравцов Н.А. Лекции по истории политических и правовых учений : учебное пособие - Ростов-н/Д : Издательство Южного федерального университета, 2011. - Т. 1. Древний восток, Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время. - 480 с. То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241091 - Зотов В.Д., Зотова Л.В. История политических учений: Учебник - 3-е изд.,перераб. и доп. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. | ||
Р. Даль: демократия и ее критики | Изучение научной литературы | 1 неделя | Контрольная работа | - Кравцов Н.А. Лекции по истории политических и правовых учений : учебное пособие - Ростов-н/Д : Издательство Южного федерального университета, 2011. - Т. 1. Древний восток, Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время. - 480 с. То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241091 - Зотов В.Д., Зотова Л.В. История политических учений: Учебник - 3-е изд.,перераб. и доп. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. | ||
А. Лейпхарт о демократии в многосоставных обществах | Изучение научной литературы | 1 неделя | Контрольная работа | - Кравцов Н.А. Лекции по истории политических и правовых учений : учебное пособие - Ростов-н/Д : Издательство Южного федерального университета, 2011. - Т. 1. Древний восток, Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время. - 480 с. То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241091 - Зотов В.Д., Зотова Л.В. История политических учений: Учебник - 3-е изд.,перераб. и доп. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. | ||
Общая трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине (час) | ||||||
Бюджет времени самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом для данной дисциплины (час) |
Содержание учебного материала
V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Для реализации целей освоения дисциплины используются следующие формы организации учебного процесса:
Интерактивно-иллюстративный метод изложения лекционного материала с использованием мультимедийного оборудования;
Метод проблемного изложения (постановка проблемы, формулирование познавательной задачи, раскрытие системы доказательств, сравнение точек зрения, различных подходов);
Метод проектов («развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления») с использованием практикума как формы, закрепляющей теоретические знания;
Работа в малых учебных группах (team work), в ходе которой магистранты выполняют практикующие упражнения, разбирают конкретные ситуации, готовят групповые проекты и участвуют в деловых играх;
В качестве основных форм самостоятельной работы магистрантов предполагается выполнение индивидуальных проектных заданий по личной инициативе магистранта; подготовка к докладу на семинарском занятии.
VI. Наименование тем занятий с использованием активных форм обучения:
№ | Тема занятия | Вид занятия | Форма / Методы интерактивного обучения | Кол-во часов |
Политическая наука с позиции пользы: «Артхашастра» Каутильи | лекция | работа в малых учебных группах (team work) | ||
Политическая философия и политические технологии легизма | практическое | работа в малых учебных группах (team work) | ||
«Государь» Н. Макиавелли | практическое | Мозговой штурм | ||
С. Хантингтон о «столкновении цивилизаций» | практическое | Метод case study («анализ конкретных ситуаций»); | ||
А. Лейпхарт о демократии в многосоставных обществах | Метод case study («анализ конкретных ситуаций»); | |||
Итого часов |
VIII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
7.1. Основная литература.
1. Вдовина, А. История политической мысли: практикум. Оренбург: ОГУ, 2014. - 103 с. То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259367
2. Зотов В.Д., Зотова Л.В. История политических учений: Учебник - 3-е изд.,перераб. и доп. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
3. История политических и правовых учений: учебное пособие / Н.Д. Амаглобели, Н.В. Михайлова, Г.Ю. Курскова и др. / под ред. Н. Михайлова, А. Опалева, А.Ю. Олимпиев. М. : Юнити-Дана, 2012. - 368 с. То же [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115295
4. История политических и правовых учений. Древний мир. М.: Наука, 1985.
5. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М.: Наука, 1986.
6. История политических и правовых учений: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. И. Ф. Мачина. Москва: Юрайт, 2012. - 412 с.
7. Кравцов Н.А. Лекции по истории политических и правовых учений : учебное пособие - Ростов-н/Д : Издательство Южного федерального университета, 2011. - Т. 1. Древний восток, Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время. - 480 с. То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241091
8. Сухорукова О.А. История политических и правовых учений Древнего мира, Средневековья, Возрождения и Нового времени: Учебное пособие. М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015.
7.2. Дополнительная литература.
1. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти странах / пер. с англ. Е. Генделя. Москва: Мысль, 2014. - 500 с.
2. Аристотель. Политика. // Аристотель. Сочинения в 4-ех т. – Т.4. М.: Мысль, 1983. – С. 376-462.
3. Артхашастра, или наука политики. М.: Наука, 1993.
4. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990. С. 644 - 706.
5. Гегель Г.В.Ф. Философия права. Издательство: М.: Мысль, 1990.
6. Гоббс Т. О гражданине // Гоббс Т. Сочинения в 2 тт. Т.1. М.: Мысль, 1989. С. 271-427.
7. Даль Р. Демократия и ее критики. М.: РОССПЭН, 2003. - 576 с.
8. Дюверже М. Политические партии / Пер. с франц. - М.: Академический Проект, 2000. - 538 с.
9. Истон Д. Новая революция в политической науке // Социально-политический журнал. 1993. № 8. С. 115 - 128.
10. Истон Д. Категории системного анализа политики // Политология: Хрестоматия. / Сост.: проф. М. А. Василик, доц. М. С. Вершинин. – М.: Гардарики, 2000. С. 319–331.
11. История китайской философии. М.: Прогресс, 1989.
12. Лассуэлл Г.Д. Психопатология и политика / Пер. с англ. Т.Н. Самсоновой, Н.В. Коротковой. М.: РАГС, 2005. - 352 с.
13. Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование. М.: Аспект пресс, 1997. – 286 с.
14. Локк Д. Два трактата о государственном правлении // Локк Дж. Сочинения в трех т.: Т.З. М.: Мысль, 1988. С. 262- 405.
15. Локк Дж. Послание о веротерпимости // Локк Дж. Сочинения в трех т.: Т. 3. М.: Мысль, 1988. С.91-134.
16. Макиавелли Н. Государь / Пер. с ит. Г. Муравьевой, Р. Хлодовского. СПб.: Азбука, 2002.
17. Монтескье Ш. Л. О духе законов. М.: Мысль, 1999. - 672 с.
18. Моска Г. Правящий класс, «Социологические исследования», 1994. № 10. С. 187— 198.
19. Парето В. Трансформация демократии / пер. с итал. М. Юсима. М.: Издательский дом "Территория будущего", 2011. - 208 с.
20. Парсонс Т. Система современных обществ. Москва: Аспект Пресс, 1998. - 270 с.
21. Платон. Государство. Санкт-Петербург: Наука, 2005. - 570 с.
22. Платон. Законы // Платон. Сочинения в 4-ёх т. – Т. 4. М., 1994.
23. Платон. Политик // Платон. Сочинения в 4-ёх т. – Т. 4. – М., 1994.
24. Токвиль А. де. Демократия в Америке. Пер. с франц. / Предисл. Гарольда Дж. Ласки. – М.: Прогресс, 1992.- 560 с.
25. Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея / Пер. с англ. / Под общ. ред., с предисл. Н.Н.Яковлева, коммент. О.Л.Степановой. М.: Издательская группа “Прогресс” – “Литера”, 1994. – 592 с.
26. Шумпетер Й.А. Капитализм, Социализм и Демократия: Пер. с англ. / Предисл. и общ. ред. В.С. Автономова. — М.: Экономика, 1995.
27. Lasswell H.D., Kaplan A. Power and Society. A Framework for Political Inquiry. London: Routledge & Kegan Paul, 1950.
28. Morgenthau Hans J. Politics Among Nations. The Struggle for Power and Peace. Second Edition, Alfred A. Knopf: New York, 1955.
IX. МАТЕРИАЛЬНО -ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Программные средства
программное обеспечение (Windows XP/Vista, Microsoft Office 2007)
наглядные пособия.
1.3. Технические и электронные средства
Технические средства обучения (ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска); В учебном процессе используется комплект презентационных материалов по дисциплине.
X. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
10.1. Методические указания по выполнению проектного задания.
В ходе выполнения проектного задания используются также электронные базы полнотекстовых ресурсов. Доступ к базам полнотекстовых ресурсов осуществляется через сервисы сайта Южного федерального университета. На главной странице официального сайта ЮФУ (www.sfedu.ru) через раздел «Ресурсы» по ссылке «Библиотека» необходимо перейти на сайт Зональной научной библиотеки ЮФУ. В меню в левой части экрана необходимо выбрать пункт «Полнотекстовые ресурсы». В открывшемся перечне следует выбрать подпункт «Подписные ресурсы». Необходимо помнить, что свободный доступ к ресурсам данной группы открывается только с компьютеров, расположенных в учебно-лекционных корпусах и библиотеках университета. Поиск статей можно производить через сервис электронной научной библиотеки elibrary.ru (http://elibrary.ru/defaultx.asp). Поиск статей через официальный сайт Института социологии РАН http://www.isras.ru/, где представлены полные версии социологических журналов и т.д.
10.2. Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям.
Приступая к освоению дисциплины, магистрант обязан ознакомиться с ее основным содержанием и требованиями к освоению данного содержания, представленными в настоящем учебно-методическом комплексе. Существенным элементом в освоении содержания дисциплины является работа в рамках практических занятий, проходящая как в аудиторном, так и во внеаудиторном форматах.
Внеаудиторная подготовка предполагает самостоятельную проработку магистрантом вопросов, вынесенных для рассмотрения на семинарском занятии. Для подготовки к практическому занятию магистранту необходимо ознакомиться с предложенными к обсуждению темами, согласовать с преподавателем тему выбранного доклада, сообщения. Подготовка доклада предполагает знакомство с требованиями, предъявляемыми к данному виду работы. При подготовке доклада необходимо пользоваться актуальной научной, учебной и учебно-методической литературой, официальной статистикой, аналитическими материалами, Интернет-ресурсами.
Необходимые материалы, источники информации (книги, публикации) представлены в электронном образовательном пространстве университета – Цифровом кампусе ЮФУ, а также в университетских библиотечных фондах.
Доклад, представляемый в устной форме, должен иметь печатную версию, которая помимо основного текста доклада снабжается стандартным титульным листом с указанием названия факультета, ФИО магистранта, темы доклада, а также библиографическим перечнем литературы.
Магистранты, не участвующие в подготовке докладов к конкретному практическому занятию, также должны принимать в нем активное участие, в т.ч. в формате участия в коллективном обсуждении той или иной научной проблемы, формулирования вопросов для основных докладчиков.
В случае возникновения методических затруднений в ходе подготовки научных докладов, магистранту необходимо обратиться за консультационной поддержкой к преподавателю, ведущему дисциплину. Сделать это можно, используя соответствующие интерактивные сервисы Цифрового кампуса ЮФУ (сервис онлайн-консультаций, обмена текстовыми сообщениями).
XI. УЧЕБНАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
«Истоки и актуальные проблемы социальной философии и политической науки» (2 модуль)
3 зач.ед.; ак.ч всего: 108 , в т.ч.: 36 ч. лекций, 18 ч. практич., 18 ч. СРС.
Преподаватель Поцелуев С.П.____________________________________________
Кафедра _теоретической и прикладной политологии ИФиСПН_______________________________
Курс __1___, семестр __2___
Направление подготовки: 47.04.01 Философия (уровень магистратуры)
№ | Количество баллов за 1 контрольное мероприятие | Текущий контроль | Рубежный контроль | |||
Модуль 1. Истоки политической науки | ||||||
2. | Презентация научных докладов, сообщений на практических занятиях, проектных заданий. | |||||
3. | Подготовка эссе | |||||
4. | Контрольная работа | |||||
Всего | ||||||
Бонусные баллы | до 10 баллов за 1 модуль | Выполнение индивидуальных заданий на «отлично» - 3; активное участие в групповой проектной работе - 3; участие в неделе академической активности - 3; активность в ходе изучения дисциплины – 1; | ||||
Промежуточная аттестация в форме экзамена | баллов | 1 часть: письменное задание – до 20 баллов; 2 часть: устный ответ – до 20 баллов; | ||||
Преподаватель___________________ _Поцелуев С.П_
подпись расшифровка подписи
Философия
Уровень образования:
Магистратура
Форма обучения:
Очная
Ростов-на-Дону, 2016
Программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 47.04.01 Философия, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «3» декабря 2015 г. № 1408
Составитель:
______________________ Поцелуев С.П.
подпись
«____» _____________ 2016_____ г.
Программа одобрена на заседании кафедры ____________________________________
«____» _____________ 2016_____ г., протокол № _____
Руководитель кафедры:
______________________
подпись
«____» _____________ 2016_____ г.
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основной целью учебного курса "Истоки и актуальные проблемы социальной философии и политической науки" является формирование у магистрантов целостного представления об истории социально-политических учений в контексте политической истории и культуры Древнего Востока, Античности, Средневековья, Возрождения и Нового времени, а также России. Данный учебный курс нацелен на выяснение ключевых концепций и парадигм, составляющих начала мировой социально-философской и политической мысли.
Основные задачи курса:
· предложить связные и теоретически проработанные знания об основных этапах, школах, проблемах и основных трудах философско-политической мысли древнего Востока, античности, западноевропейского средневековья, Возрождения и Нового времени, включая ХХ век и российскую традицию;
· рассмотрение основных понятий и ключевых проблем социально-философских учений России в их историческом развитии.
· сформировать целостное представление об истории социально-философских и политических учений в контексте политической истории и культуры Древнего Востока, Запада и России;
· обеспечить концептуальное единство курса общей рамочной темой «Человек – Общество – Политика»;
· указать на моменты преемственности и принципиальной новизны в эволюции социально-философской и политической мысли Древнего мира, Запада и России;
· показать значение идейно-политического наследия философско-политической классики для понимания современных социально-политических процессов.
II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО
2.1. Учебная дисциплина "Истоки и актуальные проблемы социальной философии и политической науки" относится к базовой части Блока 1 дисциплины/модули, изучается во 2 и в 3 семестрах.
2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: «Актуальные проблемы современной философии и ее истории», Философские и методологические проблемы социогуманитарных исследований. Литература и философия (модуль 1. Философские проблемы гуманитарных исследований)», «Междисциплинарность и новые научные парадигмы», «Философия науки, университетское образование и институционализация науки (модуль 1. Философия науки: история и современность)».
Для успешного усвоения дисциплины магистрант должен владеть следующими знаниями, умениями и навыками, приобретенными в результате освоения предыдущих дисциплин. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- основные этапы и школы, играющие ключевую роль в истории социально-философской и политической мысли Древнего Востока, античности, а также Западной Европы и России.
- мировоззренческие, социально и личностно значимые социально-философские и политические проблемы, нашедшее отражение в классических трудах философов и политических ученых;
- значимость изучения истории социально-философской и политической мы<