К учебному курсу «Философия»
КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философии
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
К учебному курсу «Философия»
для подготовки к зачетам и экзаменам
студентов всех специальностей
Курган 2006
Кафедра философии
Справочные материалы к учебному курсу «Философия» для подготовки к зачетам и экзаменам студентов всех специальностей
Составители: к.филос.н., доц. Царев Р.Ю. (I, 1-4), к.филос.н., проф.Степанова И.Н. (I.5), к.филос.н., доц. Логиновских Т.А. (I), к.филос.н., доц. Романюк Т.Н. (I, 7), к.филос.н., доц. Юровских Н.Г. (I, 8), к.филос.н., доц. Шихардина Т.Н. (II).
Отв. редактор: Степанова И.Н., к.филос.н., проф.,зав. кафедрой философии
Утверждены на заседании кафедры 03.05.06 г.
I. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ: ЭПОХИ, ШКОЛЫ, НАПРАВЛЕНИЯ
ЭПОХА ДРЕВНЕГО МИРА
Древняя Индия
Веды – канонический текст древнеиндийской культуры.
Даршаны – религиозно-философские учения древней Индии.
По отношению к признанию авторитета Вед древнеиндийские даршаны подразделяются на астику и настику. Астика – совокупность религиозно-философских систем, признающих авторитет Вед (ортодоксальные даршаны), настика – не признающих (неортодоксальные даршаны).
К астике относятся: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика; к настике: локаята (чарвака), адживика, джайнизм, буддизм. Монистические учения: локаята (чарвака) – материалистическое; веданта, миманса, йога, ньяя, вайшешика, адживика – объективно-идеалистические. Санкхья – дуалистическое.
Важнейшие понятия:
- атман – субъективное духовное начало, «Я» (сознание), душа. Противопоставляется брахману и в то же время совпадает с ним (идея тождества атмана и брахмана);
- брахман – высшая объективная реальность, безличное, абсолютное духовное начало, из которого возникает мир и все сущее;
- карма – закон воздаяния за все совершенные человеком поступки в земной жизни, как положительные, так и отрицательные;
- сансара – идея перерождения личности или души в различные ипостаси (животное, растение, бог, человек и т.д.) в зависимости от характера поступков человека в земной жизни;
- мокша –освобождение человека от вовлеченности в круг перерождений (сансары), достигается при условии познания тождества атмана и брахмана;
- нирвана –состояние отсутствия желаний, слияние интеллекта, чувств и воли, ощущение покоя и блаженства, абсолютной свободы духа от материального мира;
- дхарма –абсолютный, моральный долг, закон мироздания и жизни человека, добродетель;
- майя – иллюзия того, что видимая нами реальность – подлинная.
Древний Китай
Важнейшие философские школы - даосизм (основоположник – Лао-Цзы), конфуцианство (основоположник – Кун-цзы или Конфуций).
Важнейшие понятия:
- дао –в даосизме:вечный, естественный, всеобщий закон возникновения, развития и исчезновения Вселенной, генетическое и субстанциальное начало и основа всего сущего; в конфуцианстве: дао лишено космологической окраски, имеет смысл морального закона, этического принципа, долга, пути поведения человека и зависит от его образованности;
- дэ – проявление дао в конкретных вещах, раскрывающее их сущность;
- ян и инь –понятия, характеризующие противоположные и сменяющие друг друга явления: свет и тьма, солнце и луна, огонь и вода, активность и пассивность, мужское и женское, небо и земля и т.д. Эти противоположности находятся в постоянном взаимодействии и противоборстве, благодаря чему создается и изменяется материальный мир, общество, культура и мораль;
- тайцзи – «великий предел», «великое начало», «великое единство», изначальный хаос, небытие, из которого рождается бытие, порождает инь и ян;
- ци (чи) – энергия, жизненная сила мироздания и человека;
- да тун – в даосизме: принцип «всеобщей гармонии» природы, а человек – ее часть;
- у вэй – в даосизме: принцип «осознанного недеяния» человека по отношению к естественному ходу процессов в природе;
- жэнь – у Конфуция: понятие, означающее гуманность, добродетель человека; жэнь образуют: 1) любовь к людям; 2) правильное отношение к обществу (следование традиции, почитание старших); 3) любовь к природе; дао человека совершенствуется через обучение и жэнь;
- ли – понятие философии Конфуция, означающее «закон, этикет, руководящий принцип», призванный устанавливать гармоничное отношение между людьми, тесно связан с жэнь;
- золотое правило морали – этический принцип Конфуция: «не навязывай другим того, чего не желаешь себе, упрочивай других в том, в чем желаешь упрочиться сам».
Античность
Этапы античной философии: натурфилософский (7-6 в. до н.э.), классический (5-4 в. до н.э.), эллинистическо-римский (3 в. до н.э.- 6 в. н.э.).
Особенности античной философии:
- космоцентризм – мир, космос в большинстве учений находился в центре внимания;
- панпсихизм – учение о всеобщей одушевленности природы (от псюхе – душа);
- гилозоизм – учение о том, что вся природа - живая;
- пантеизм – учение о божественной сущности мироздания.
Натурфилософский этап образуют: ионийская философия – Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и Гераклита; италийская философия – пифагорейцы, Элейская школа (Парменид, Зенон). Эти мыслители – «старшие» «физики», «натурфилософы», «физиологи». «Младшие» - атомисты (Левкипп, Демокрит). Главная проблема, интересовавшая этих мыслителей – архэ какпервоначало мира (космоса), поэтому в центре их внимания находилась природа.
Варианты первоначала: вода (Фалес), апейрон (Анаксимандр), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит), числа (Пифагор), атомы и пустота (атомисты). Учениям этих философов был присущ стихийный материализм – интуитивная догадка о материальности первоначала (исключая Пифагора, который был сторонником объективного идеализма, и Парменида). Милетские философы, Гераклит, Парменид были сторонниками монизма, Левкипп и Демокрит – плюрализма. Гераклит был великим диалектиком древнегреческой философии в понимании природы, его оппонентом был Парменид с метафизическим взглядом на мир. У Зенона диалектика предстала как учение о мышлении в противоположных категориях. Существовала и идея закономерности, необходимости, причинности в мире: у Гераклита – логос, у Демокрита – ананке. Демокрит: идея человека как микрокосмоса – «малого мира»,подобного макрокосмосу – «большому миру».У Анаксимандра и Демокрита: идея множественности миров, Анаксимандра и Гераклита – эволюции жизни.
Классический этап подразделяется на раннюю и зрелую классику. Представители ранней классики – софисты и Сократ, зрелой – сократические школы (киники, мегарики, киренаики), Платон и Аристотель. Благодаря софистам и, прежде всего, Сократу была поставлена проблема человека, его ценностей и нравственности (антропологический поворот в философии). Правда, в учениях Платона и Аристотеля разрабатывался фактически весь круг философских проблем.
Получила дальнейшее развитие и диалектика. У софистов она понималась как искусство ведения спора и была отрицательной, т.е. основывалась на абсолютном сомнении, относительности всех знаний, ценностей, моральных норм (этический релятивизм) и вела к скептицизму - сомнению в возможности получения достоверного знания. У Сократа диалектика понималась как путь к истине через противоречия, и в отличие от софистов у него она была не только отрицательная, но и положительная, состоящая в возможности постижения абсолютных истин и ценностей.
Великим учеником Сократа был Платон – создатель целостной системы объективного идеализма, представитель рационализма, диалектики, психизма в понимании сущности человека. Развивая учение Сократа об абсолютных, общезначимых ценностях, Платон придал им объективное существование в форме «мира идей» как подлинного бытия,и высшей «идеей» он считал идею «блага». Диалектику Платон понималкак разделение понятий на обособленные роды, искание знания об истинно сущем – «мире идей», сведение противоречивых частностей в единое целое.
Аристотель был противником учения Платона об «идеях» и отрицал платоновское противопоставление «идей» и «вещей» как сущности и явления, общего и единичного. Аристотель являлся сторонником дуализма в онтологии, материализма в гносеологии, создателем логики как науки о законах и формах мышления. Аристотель окончательно разграничил философию и мифологию, разработал категориальный аппарат философии; ему принадлежит развитая в последующие исторические эпохи идея социальной и разумной сущности человека.
Эллинистическо-римский этап – совокупность древнегреческих и римских философских учений – скептицизм (Пиррон), эпикуреизм (Эпикур), стоицизм (Сенека, Марк Аврелий), неоплатонизм (Плотин, Прокл). В онтологии мыслители опирались на ранее созданные учения – Гераклита (стоицизм), Демокрита (эпикуреизм), Платона (неоплатонизм). На этом этапе философов интересовал вопрос о сущности счастья и путях его достижения, выдвигается идеал мудреца:
- атараксия – у скептиков и эпикурейцев: идеальное душевное состояние полного спокойствия и невозмутимости; по мнению скептиков, достигается отказом от познания в силу его недостоверности, по Эпикуру, - избавлением страха перед богами и смертью, ограничением потребностей, умеренностью в наслаждениях, устранением от государственных дел;
- апатия – у стоиков и эпикурейцев: способность мудреца к бесстрастию в восприятии жизни, автаркия – к независимости от внешних обстоятельств;
- эвдемонизм – принцип, согласно которому счастье – высшая цель жизни человека (в стоицизме: счастье – в покорности судьбе); гедонизм – принцип, согласно которому получение наслаждений – высшее благо и основа поведения человека; в школе киренаиков: наслаждение - в получении чувственных удовольствий; в эпикуреизме – в отсутствии страданий.
Материалисты античной философии:философы Милетской школы, Гераклит, представители атомистики, стоики; идеалисты: Пифагор и пифагорейцы, Платон (объективный идеалист). По вопросу познания мира: докса – «мнение» о мире, возникающее у человека в результате чувственного познания;эпистеме –«знание истины», возникающее у человека в результате рационального познания. В целом рационализм в античной философии доминировал над сенсуализмом (в учениях Гераклита, Парменида, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля).
ЭПОХА НОВОГО ВРЕМЕНИ
Философия этой эпохи, с одной стороны, во многом продолжает и развивает тенденции философии эпохи Возрождения, с другой, откликается на требования своей эпохи. Возникновение и развитие капитализма привело к возникновению новой системы ценностей, качественно отличной от существовавшей в эпоху Средних веков; развитие естественных наук изменило взгляд человека на мир. В Новое время разрабатывался весь комплекс философских проблем, но под влиянием успехов науки, и, прежде всего, математики и механики, на первый план вышли проблемы гносеологии. Поэтому одной из важнейших черт философии эпохи является ее гносеологизация.
Онтология:
- деизм – учение, что Бог создал мир, но не вмешивается в его развитие (это представление было доминирующим);
- атеизм – учение, отрицающее бытие Бога (французские материалисты XVIII в.);
- материализм – учение, что материя - единственная универсальная основа всего сущего;
- механицизм – учение, что законы механики универсальны, а механическая форма движения материи единственно объективна.
Гносеология:
- эмпиризм – направление в теории познания, согласно которому опыт, эксперимент является единственной основой познания (термин применяется, прежде всего, к научному познанию);
- сенсуализм - направление в теории познания, согласно которому единственным источником знаний о мире являются показания органов чувств (термин применяется к познанию вообще);
- рационализм – в широком смысле: учение, что разум - единственная основа познания и поведения людей; в узком: направление в теории познания Нового времени о первенстве разума в познании, его независимости от чувственных восприятий, противостоит эмпиризму и сенсуализму;
- учения о методе научного познания: индукция – метод, основанный на движении мысли от единичного к общему, от фактов к теории (обоснован в эмпиризме); дедукция - метод, основанный на движении мысли от общего к единичному (обоснован в рационализме);
- теория двойственности истин, с одной стороны, религии, с другой, философии и науки.
Философская антропология:
- механицизм - учение о подчиненности телесности человека законам механики;
- соматизм – учение, что сущность человека определяется его телесной организацией;
- натурализм – учение, что сущность человека предзадана природой;
- социологизм – учение, что сущность человека является общественной;
- проблема соотношения души и тела;
- идея человека как разумного существа, преобразователя природы и общества;
- идея господства человека над природой на основе познания ее законов.
Этика:
- рационализм в понимании мотивов действий человека;
- индивидуализм в соотношении человека и общества, идея автономности личности;
- прагматизм (утилитаризм) как принцип полезности распространялся и на науку;
- гедонизм (получение удовольствий) в противоположность средневековому аскетизму;
- эвдемонизм (достижение человеком счастья);
- доктрина прав и свобод человека, ее неотъемлемых (естественных) прав.
Социальная философия:
- критика традиционной идеологии, сословных прав, клерикализма;
- теория общественного договора;
- теория разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная);
- идея атомарности общества, его разделения на отдельных индивидов (XVII-XVIII в.);
- системность общества, взаимозависимость людей в общественных отношениях (XIX в.);
- революционная идеология преобразования общества (XIX в.).
Философия истории:
- теория общественного прогресса;
- телеологизм – учение о наличии направляющей цели исторического процесса;
- концепция объективной закономерности исторического процесса.
Философия XVI - XVII веков
Эмпиризм:
Ф.Бэкон – его родоначальник вэпоху Нового времени, сторонник номиналистического материализма, представитель деизма, теории двойственности истины.
Т.Гоббс - продолжатель и систематизатор учения Ф.Бэкона, сторонник номиналистического материализма, деизма, представитель механицизма в понимании природы, человека, общества, создал законченную систему механистического материализма. Государство он понимал как «искусственное тело», «механическое чудовище» («Левиафан»), возникающее на основе общественного договора. Естественное состояние людей было предпосылкой договора, когда люди жили разобщенно и находились в состоянии «войны всех против всех».
Рационализм:
Основоположник рационализма эпохи Нового времени – французский философ, математик Р. Декарт – сторонник деизма, дуализма, механицизма.
Последователи: голландский философ Б.Спиноза – сторонник монизма, субстанциального материализма, пантеизма, механистического детерминизма, представитель метафизики и немецкий философ и математик Г.Лейбниц – сторонник плюрализма, объективного идеализма, деизма, в его учении содержатся элементы диалектики. Рационализм распался на две ветви - материалистический (Спиноза) и идеалистический (Лейбниц). Дуалистическое учение Р.Декарта занимает в этом отношении особое место.
Сенсуализм:
В Новое время разделился на две ветви – материалистическую (Д.Локк) и субъективно-идеалистическую (Д.Беркли и Д.Юм).
Д.Локк – сторонник материализма, деизма, либерализма в политике, представитель теории естественного права и общественного договора, сторонник идеи разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную и федеративную (внешнеполитическую) власть.
Д.Беркли – сторонник теизма, в его взглядах субъективный идеализм совмещался с идеями объективного идеализма, критиковал учение Д.Локка. Учению Д.Беркли присущ солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признается только мыслящий субъект, а все остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида.
Д.Юм – сторонник субъективного идеализма,но в отличие от Д.Беркли, допускал возможность объективного существования мира, и агностицизма.
Онтология
Онтология – учение о бытии.
Бытие – предельная обобщенная характеристика того, что присуще всему в мире, то, что есть, существует, реально.
Субстрат (основа, подкладка) - материал, вещество, из которого строится все существующее.
Субстанция (сущность, первооснова) - то, что в своем существовании не нуждается ни в чем, кроме самого себя.
Монизм – признание единого начала, единой субстанции всего существующего, «построение теории в форме логически последовательного развития исходного положения».
Дуализм – утверждение, что материя и дух - это не стороны одной и той же субстанции, а две разных, независимых друг от друга субстанции.
Материя – объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания.
Атрибуты – всеобщие, неотъемлемые свойства, обусловленные происхождением из единого начала.
Пространство – система отношений, характеризующих протяженность и взаимное расположение вещей.
Время – система отношений, характеризующих длительность и последовательность процессов.
Система – целое, состоящее из связанных между собой частей.
Синергетика – теория самоорганизации открытых динамических систем.
Закон – общая и инвариантная связь между элементами системы и системами.
Явление как нечто существующее в пространстве есть вещь.
Явление как нечто существующее во времени есть процесс.
Качество – характеристика явления, определяемая его свойствами и субстратом.
Количество – совокупность множеств и величин, характеризующих вещь или процесс.
Мера – интервал, в границах которого изменения количества не ведут к изменению качества.
Вероятность – количественная мера возможности, оценка степени ее осуществления.
Гносеология
Гносеология – теория познания, раздел философии, который занимается исследованием общих принципов, форм и методов человеческого познания.
Диалектика – методология познания, требующая изучать явления в их противоречивости, развитии и взаимосвязи.
Метафизика – антидиалектический подход к пониманию бытия и познания.
Практика – деятельность людей, посредством которой они целенаправленно преобразуют окружающую действительность.
Творчество – деятельность, приводящая к качественно новым и социально значимым результатам.
Истина – классическая концепция (корреспондентская): истина – соответствие знания о предмете самому предмету; когерентная концепция – истинность связывается с согласованностью, непротиворечивостью знания; прагматическая – истинность связывается с практической полезностью знания.
Ощущение - отражение отдельного свойства объекта, возникающее при его воздействии на органы чувств.
Восприятие – целостное отражение объектов при их воздействии на органы чувств.
Представление – наглядный образ объекта, не воздействующего в данный момент на органы чувств.
Понятие – мысль о предмете, выделяющая в нем существенные признаки (существительное).
Суждение – утверждение или отрицание чего-либо о понятии.
Умозаключение – логическое рассуждение, посредством которого из одних суждений выводятся другие. Умозаключение, в котором из частных суждений выводится общее называется индуктивным. Умозаключение, в котором вывод логически необходимо следует из посылок, называется дедуктивным.
Проблема – вопрос или задача, подлежащие решению.
Теория – логически упорядоченная система знаний о каких-либо явлениях, в которой строятся мысленные модели и формируются законы, объясняющие и предсказывающие наблюдаемые факты и закономерности.
Наблюдение – целенаправленное и специально организованное восприятие явлений.
Эксперимент – управляемое и контролируемое воздействие на изучаемый объект с целью получения информации о нем.
Фальсифицируемость – принципиальная возможность опровержения (на важность этого методологического требования впервые обратил внимание К.Поппер).
Гипотеза – научное предположение, истинность которого вероятна.
Научный метод – способ действий, с помощью которого решается некоторый тип научных задач.
Анализ – мысленное разделение объекта на составные части.
Аналогия – умозаключение по сходству признаков.
Вненаучное познание – познавательная деятельность, протекающая вне сферы науки – в практической жизни, религии, мифологии, искусстве, игре и т.д..
Психофизическая проблема – проблема связи между психическими и физическими явлениями. Варианты ее решения: психофизическое взаимодействие (Р.Декарт); психофизический параллелизм (Г.Лейбниц); информационный подход: психические процессы – процессы получения, хранения, передачи информации, а физиологические – материальные носители этой информации.
Отражение – реакция объекта на внешнее воздействие, несущая в себе информацию об этом воздействии.
Сознание – способность субъекта отражать окружающую действительность и самого себя в идеальных образах, создавать свой внутренний духовный мир и язык, на котором выражается его содержание.
Структура сознания: интеллект, эмоции, мотивация, воля. С ними связаны его познавательная, оценочно-ориентационная, целеполагающая и управленческая функции.
Эмоции – характеризуют не объекты, а отношение человека к ним.
Мотивация – совокупность побуждений, стремлений, желаний, определяющих целенаправленность действий человека.
Социальная философия
Социальная реальность – вся совокупность условий общественной жизни, которые выступают для членов общества как надиндивидуальные, объективно данные условия их существования.
Социальная синергетика - рассмотрение общества как открытой динамической, самоорганизующейся системы, колеблющейся между порядком и хаосом. Если порядок господствует над хаосом – это «закрытое» общество. «Открытое» общество синтезирует в себе порядок и хаос, дисциплину и свободу.
Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной генетической линии.
Племя – совокупность родов, связанных кровнородственными отношениями, общими чертами культуры, племенным самосознанием и самоназванием.
Этнос – социальная общность, обусловленная единством генетических и социально-экономических признаков.
Этногенетический стереотип – обобщенное представление о типических чертах, характеризующих какой-либо народ.
Страта – слой людей, имеющих сходные показатели по какому-либо критерию социального неравенства.
Форма правления – характеристика организации верховной государственной власти (монархия, республика), порядок образования ее органов, их взаимоотношения с гражданами.
Форма государственного устройства – характеристика политического и территориального деления (унитарная, федеративная, конфедеративная).
Политический режим – система методов и средств осуществления государственной власти (тоталитарный, авторитарный, либеральный, демократический).
Толпа – кратковременное скопление людей, которых собрал в одном месте общий интерес.
Организация – это группа людей, действующих совместно и упорядоченно во имя достижения общих целей.
Власть – способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность людей с помощью воли, авторитета, насилия.
Коллектив – относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи.
Гражданское общество – социальная система, в которой функции целого осуществляются через взаимодействие автономных индивидов.
Индустриальное общество – общество, основанное на развитии крупного промышленного производства, формирующее соответствующие модели рынка, потребления, социальной организации, науки и культуры.
Информационное общество – общество, которое характеризуется всесторонней информатизацией социальных структур и приходит на смену постиндустриальному.
Подходы к анализу исторического процесса: формационный, цивилизационный, мир-системный, теории индустриального и постиндустриального общества, теории глобализации.
Философская антропология
Философская антропология – в широком смысле: философская наука о человеке, раздел философии. В узком смысле: течение в философии ХХ века. Немецкая философская антропология (М.Шелер, А.Гелен, Х.Плеснер) как один из вариантов построения философской антропологии в широком смысле.
Личность – человеческий индивид как социальное существо, способное к самостоятельной деятельности (марксизм), духовное качество человека-индивида.
Темперамент – обусловленная свойствами нервной системы динамика поведения человека.
Характер – совокупность устойчивых черт личности, определяющих типичные для нее способы поведения.
Способности – психические свойства личности, благоприятствующие успешному выполнению какой-либо деятельности. Способности, обеспечивающие особо успешную деятельность, называют одаренностью.
Талант – уровень способностей, позволяющих в некоторой сфере деятельности получать принципиально новые творческие результаты.
Гениальность – высшая степень творческой одаренности. Гения от таланта отличает не столько уровень способностей, сколько масштаб деятельности.
Индивид – (от лат.неделимый) – единичный представитель человеческого рода, понятие не содержит качественных характеристик.
Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, приобретение им качеств, позволяющих ему быть членом общества.
Социальная роль – образ поведения, ожидаемый от человека в силу того, что он занимает определенное место в обществе.
Самосознание – осознание и оценка человеком самого себя как личности, своего нравственного облика и интересов, мотивов поведения.
Аффект – сильная, кратковременная эмоциональная реакция человека на отношение к внешнему миру.
Свобода совести – право каждого человека определять свое отношение к религии.
Мораль – способ регуляции поведения человека в обществе с помощью норм, исполнение требований которых санкционируется лишь формами духовного воздействия.
Идеал – образец, нечто возвышенное, совершенное, благое и прекрасное, высшая цель стремления
Культура – способ деятельности людей по воспроизведению и возобновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты.
КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философии
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
к учебному курсу «Философия»
для подготовки к зачетам и экзаменам
студентов всех специальностей
Курган 2006
Кафедра философии
Справочные материалы к учебному курсу «Философия» для подготовки к зачетам и экзаменам студентов всех специальностей
Составители: к.филос.н., доц. Царев Р.Ю. (I, 1-4), к.филос.н., проф.Степанова И.Н. (I.5), к.филос.н., доц. Логиновских Т.А. (I), к.филос.н., доц. Романюк Т.Н. (I, 7), к.филос.н., доц. Юровских Н.Г. (I, 8), к.филос.н., доц. Шихардина Т.Н. (II).
Отв. редактор: Степанова И.Н., к.филос.н., проф.,зав. кафедрой философии
Утверждены на заседании кафедры 03.05.06 г.