По учебному курсу «основы права»

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ОСНОВЫ ПРАВА»

Брест 2009

УДК 340.01(476)(075.8)

ББК 67.0я73

Автор-составитель:

Кандидат экономических наук, доцент,

зав. кафедрой уголовно-правовых дисциплин

Корзик В.Ф.

Рецензент:

Кандидат юридических наук, доцент

Горупа Т.А.

Печатается по решению редакционно-издательского совета

БрГУ имени А.С. Пушкина

Логическиезадания для студентов неюридических специальностей по учебному курсу «Основы права» / Cост.: В.Ф. Корзик . Брест: Изд-во БрГУ им. А.С. Пушкина, 2009. ––63 с.

Содержатся логические задания по учебному курсу «Основы права», представляющие один из видов домашних заданий, рассчитанных на активизацию внимания студентов при самостоятельном изучении учебной литературы и первоисточников, повышение познавательного интереса, формирование навыков учебно-познавательной деятельности.

Предназначено для студентов неюридических специальностей, изучающих курс «Основы права».

Издательство БрГУ

им. А.С. Пушкина, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

1. Методические рекомендации

Тема 1. Общая теория государства и права

Тема 2. Система законодательства Республики Беларусь

Тема 3. Основы конституционного права Республики Беларусь

Тема 4. Основы административного права

Тема 5. Основные положения семейного права

Тема 6. Основы гражданского права

Тема 7. Основы трудового права

Тема 8. Основы финансового права

Тема 9. Основы экологического права

Тема 10. Основы уголовного права

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Опыт проведения семинарских занятий по учебному курсу «Основы права» со студентами неюридических специальностей показывает, что некоторым из них трудно самостоятельно разобраться в изучаемой теме, выделить главное в содержании рекомендованной учебной литературы. Чтобы помочь таким студентам в самостоятельном осуществлении умственных операций с прочитанным материалом на логической ступени процесса познания, преподавателю очень важно выбрать необходимые методы стимулирования их учебно-познавательной деятельности.

Для обучения студентов самостоятельному вдумчивому чтению и глубокому осмыслению содержания учебников в педагогике рекомендуется использовать логические задания.

Под логическим заданием понимается вопрос, поставленный к тексту учебника, книги, изучаемой студентом, с целью стимулирования его мыслительной активности и направления ее в соответствующее цели изучения русло.

На наш взгляд, в логических заданиях сливается воедино преподавание (деятельность преподавателя, составившего задание) и учение (деятельность студента). С помощью логических заданий преподаватель помогает студентам активизировать внимание, повысить познавательный интерес, формировать навыки учебно-познавательной деятельности.

Предлагаемые логические задания по учебному курсу «Основы права» — это один из видов домашних заданий, рассчитанных на глубокое и прочное усвоение знаний.

Вместе с тем, метод логических заданий преподаватель может использовать также непосредственно на семинарских занятиях. Например, с помощью логического задания можно проверить, читали ли студенты рекомендованные учебные пособия. Для этого необходимо задать им вопрос и предложить найти ответ в рекомендованных к изучению источниках. Студенты, которые читали необходимый учебник или статью, мобилизовав свою память, найдут ответ, как правило, быстрее, чем те студенты, которые с данным источником не знакомились.

Преподаватель может предложить также студентам (студенту) выдержку из учебного пособия и попросить их (его) поставить к приведенному тексту два-три вопроса, направленные на углубление понимания его смысла.

Конечно, различные приемы использования логических заданий на семинарских занятиях могут служить всего лишь дополнительным способом проверки самостоятельной работы студентов над первоисточниками.

Обращаем внимание студентов на то, что предлагаемые логические задания составлены применительно к основной литературе, рекомендуемой для изучения учебного курса «Основы права». Прежде всего, к таким источникам, как: 1) Основы права: учебник / Г.А. Василевич

[и др.]; под общ. ред. Г.Б. Шишко. – Минск: Амалфея, 2002. 2) Основы права: учеб. пособие / С.Г. Дробязко, [ и др.]; под ред. В.А. Витушко. – Минск: БГЭУ, 2002.; 3) Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.). – Мiнск: «Беларусь», 1997.; 4) Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»; 5) Уголовный кодекс Республики Беларусь; 6) Кодекс Республики Беларусь о браке и семье; 7) Трудовой кодекс Республики Беларусь.

Структурированы логические задания по темам семинарских занятий по учебному курсу «Основы права».

Вопрос 3. Реализация права.

1. Реализация права – это претворение в жизнь права, осуществление его предписаний в поведении субъектов права. Реализация права осуществляется в различных формах.

а). Охарактеризуйте такие формы реализации права, как использование, соблюдение, исполнение права.

б). Почему эти три формы реализации права именуются непосредственными формами реализации права?

Для ответа на вопросы используйте:

1) Основы права: учебник / Г.А. Василевич [и др.]; под общей ред. Г.Б. Шишко. – Минск: Амалфея, 2002. – С. 35–36.;

2) Основы права: учеб. пособие / С.Г. Дробязко [ и др.]; под ред. В.А. Витушко. – Минск: БГЭУ, 2002. – С. 53.

2.Особой формой реализации права является применение права.

а). В каких случаях имеет место применение права?

б). Какие выделяют стадии в правоприменительной деятельности? Сравните подходы к выделению стадий правоприменения в разных учебных источниках.

в). Что представляет собой каждая из стадий правоприменения?

г). В какие формы облекаются правоприменительные акты?

Для ответа на вопросы используйте:

1). Основы права: учебник / Г.А. Василевич [и др.]; под общей ред. Г.Б. Шишко. – Минск: Амалфея, 2002. – С. 37;

2). Основы права: учеб. пособие / С.Г. Дробязко [и др.]; под ред. В.А. Витушко. – Минск: БГЭУ, 2002. – С. 53–54.

3. Реализация правовых норм происходит путем осуществления предусмотренных ими прав и обязанностей субъектов права. Субъективными являются совершенно определенные (личные) права и обязанности. Субъективные права могут реализовываться самостоятельно, но чаще они осуществляются во взаимоотношениях с другими субъектами права. Отношение, предусмотренное правом, называется правовым отношением, правоотношением. Правоотношение имеет свою структуру, одним из элементов которой являются субъекты правоотношения.

а). Кто является субъектами права?

б). Раскройте такие юридические качества субъектов права, как правоспособность и дееспособность (правосубъектность).

в). Какие организации могут выступать в качестве особых субъектов права – юридических лиц?

Для ответа на вопросы используйте:

1) Основы права: учебник / Г.А. Василевич [и др.]; под общей ред. Г.Б. Шишко. – Минск: Амалфея, 2002. – С. 41–42.

4. Правоотношение имеет свою структуру, одним из элементов которой являются субъективные права и обязанности сторон правоотношения.

а). Что представляют собой юридические права?

б). В чем выражается юридическая обязанность?

в). Что такое юридический факт как непосредственное основание возникновения правоотношения?

г). Как классифицируются юридические факты?

д). Раскройте такие понятия, как события, деяния, правовые проступки, преступления, фактический состав, фактическое состояние.

Для ответа на вопросы используйте:

1) Основы права: учебник / Г.А. Василевич [и др.]; под общей ред. Г.Б. Шишко. – Минск: Амалфея, 2002. – С. 43–44;

2) Основы права: учеб. пособие / С.Г. Дробязко [и др.]; под ред. В.А. Витушко. – Минск: БГЭУ, 2002. – С. 54–55.

5. Правоотношение имеет свою структуру, одним из элементов которой являются объекты правоотношения.

а). Что понимается под объектами правового отношения?

б). Что может быть объектом правого отношения?

Для ответа на вопросы используйте:

1). Основы права: учеб. пособие / С.Г. Дробязко [и др.]; под ред. В.А. Витушко. – Минск: БГЭУ, 2002. – С. 55.

6. Правоотношение имеет свою структуру, одним из элементов которой является фактическое (реальное) поведения субъектов правоотношения.

а). Каковы условия признания поведения правомерным?

б). Как относятся государственные органы к правомерному поведению?

в). Дайте определение понятиям правомерного поведения.

г). Какое поведение признается правонарушением?

д). Что является главным орудием борьбы с правонарушителями?

е). Что такое юридическая ответственность?

ж). Какие выделяют виды юридической ответственности в зависимости от отраслей права, которыми она предусматривается?

з). Каковы основания юридической ответственности?

и). Что такое наказание?

Для ответа на вопросы используйте:

1). Основы права: учебник / Г.А. Василевич [и др.]; под общей ред. Г.Б. Шишко. – Минск: Амалфея, 2002. – С. 44–46;

2). Основы права: учеб. пособие / С.Г. Дробязко [и др.]; под ред. В.А. Витушко. – Минск: БГЭУ, 2002. – С. 55–57.

7. Элементами правовой системы являются правосознание и правовая культура. Правосознание – совокупность идей, представлений, чувств людей, в которых выражается их отношение к законам, законности, правомерному поведению, правам, обязанностям, правосудию и другим правовым явлениям общественной жизни.

а). Каким может быть восприятие людьми права?

б). Какие различают виды правосознания по его содержанию?

в). Какой вид правового сознания (с точки зрения содержания) образуют идеи, взгляды, отражающие правовые явления в научных трудах и законодательстве?

г). К какому виду правового сознания (с точки зрения содержания) относятся правовые представления, чувства, переживания, складывающиеся у людей под влиянием правотворческой, правоприменительной и правоохранительной практики, освещения правовых явлений, межличностные отношения?

д). Что такое правовая культура как понятие юриспруденции?

е). В чем проявляется правовая культура общества?

ж). Чем определяется правовая культура личности?

Для ответа на вопросы используйте:

1). Основы права: учеб. пособие / С.Г. Дробязко [и др.]; под ред. В.А. Витушко. – Минск: БГЭУ, 2002. – С. 57–59.

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В.Ф. Корзик

Редактор Корзик В.Ф

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ОСНОВЫ ПРАВА»

Брест 2009

УДК 340.01(476)(075.8)

ББК 67.0я73

Автор-составитель:

Кандидат экономических наук, доцент,

зав. кафедрой уголовно-правовых дисциплин

Корзик В.Ф.

Рецензент:

Кандидат юридических наук, доцент

Горупа Т.А.

Печатается по решению редакционно-издательского совета

БрГУ имени А.С. Пушкина

Логическиезадания для студентов неюридических специальностей по учебному курсу «Основы права» / Cост.: В.Ф. Корзик . Брест: Изд-во БрГУ им. А.С. Пушкина, 2009. ––63 с.

Содержатся логические задания по учебному курсу «Основы права», представляющие один из видов домашних заданий, рассчитанных на активизацию внимания студентов при самостоятельном изучении учебной литературы и первоисточников, повышение познавательного интереса, формирование навыков учебно-познавательной деятельности.

Предназначено для студентов неюридических специальностей, изучающих курс «Основы права».

Издательство БрГУ

им. А.С. Пушкина, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

1. Методические рекомендации

Тема 1. Общая теория государства и права

Тема 2. Система законодательства Республики Беларусь

Тема 3. Основы конституционного права Республики Беларусь

Тема 4. Основы административного права

Тема 5. Основные положения семейного права

Тема 6. Основы гражданского права

Тема 7. Основы трудового права

Тема 8. Основы финансового права

Тема 9. Основы экологического права

Тема 10. Основы уголовного права

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Опыт проведения семинарских занятий по учебному курсу «Основы права» со студентами неюридических специальностей показывает, что некоторым из них трудно самостоятельно разобраться в изучаемой теме, выделить главное в содержании рекомендованной учебной литературы. Чтобы помочь таким студентам в самостоятельном осуществлении умственных операций с прочитанным материалом на логической ступени процесса познания, преподавателю очень важно выбрать необходимые методы стимулирования их учебно-познавательной деятельности.

Для обучения студентов самостоятельному вдумчивому чтению и глубокому осмыслению содержания учебников в педагогике рекомендуется использовать логические задания.

Под логическим заданием понимается вопрос, поставленный к тексту учебника, книги, изучаемой студентом, с целью стимулирования его мыслительной активности и направления ее в соответствующее цели изучения русло.

На наш взгляд, в логических заданиях сливается воедино преподавание (деятельность преподавателя, составившего задание) и учение (деятельность студента). С помощью логических заданий преподаватель помогает студентам активизировать внимание, повысить познавательный интерес, формировать навыки учебно-познавательной деятельности.

Предлагаемые логические задания по учебному курсу «Основы права» — это один из видов домашних заданий, рассчитанных на глубокое и прочное усвоение знаний.

Вместе с тем, метод логических заданий преподаватель может использовать также непосредственно на семинарских занятиях. Например, с помощью логического задания можно проверить, читали ли студенты рекомендованные учебные пособия. Для этого необходимо задать им вопрос и предложить найти ответ в рекомендованных к изучению источниках. Студенты, которые читали необходимый учебник или статью, мобилизовав свою память, найдут ответ, как правило, быстрее, чем те студенты, которые с данным источником не знакомились.

Преподаватель может предложить также студентам (студенту) выдержку из учебного пособия и попросить их (его) поставить к приведенному тексту два-три вопроса, направленные на углубление понимания его смысла.

Конечно, различные приемы использования логических заданий на семинарских занятиях могут служить всего лишь дополнительным способом проверки самостоятельной работы студентов над первоисточниками.

Обращаем внимание студентов на то, что предлагаемые логические задания составлены применительно к основной литературе, рекомендуемой для изучения учебного курса «Основы права». Прежде всего, к таким источникам, как: 1) Основы права: учебник / Г.А. Василевич

[и др.]; под общ. ред. Г.Б. Шишко. – Минск: Амалфея, 2002. 2) Основы права: учеб. пособие / С.Г. Дробязко, [ и др.]; под ред. В.А. Витушко. – Минск: БГЭУ, 2002.; 3) Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.). – Мiнск: «Беларусь», 1997.; 4) Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»; 5) Уголовный кодекс Республики Беларусь; 6) Кодекс Республики Беларусь о браке и семье; 7) Трудовой кодекс Республики Беларусь.

Структурированы логические задания по темам семинарских занятий по учебному курсу «Основы права».

Наши рекомендации