Более реальным и фундаментальным способом считается покой. Т.е. эта точка зрения сводится к тому, что покой абсолютен, а движение относительно.

В течение многих веков движение материи понималось узко – как пространственное перемещение тел (бильярдных шаров, людей). Через много лет философы поняли, что движение шире: это и химические реакции, и жизненные процессы в живой ткани, и социальные процессы в обществе. Впервые это выразил Энгельс: “Движение понимаем как атрибут материи, который обнимает собой все происходящие в природе процессы”. Движение – это любое изменение вообще: химические реакции, ассимиляция в живом организме, классовые изменения в обществе.

Проблема классификации форм движения связана с тем, что существуют все изменения, независимо от уровня сложности. Это классификация по направленности:

1. Движение как прогресс;

2. Движение как регресс;

3. Ни то, ни другое (круговорот воды в природе, движение колеса), т.е. движение по кругу, возвращение в предыдущую точку. Хотя философски ничего нельзя в точности повторить и вернуться в ту же точку.

Но когда Энгельс сказал, что движение – это всякое движение вообще, то стала проблема всех видов изменения по степени их сложности. Энгельс выделяет 5 видом движения: механическое, химическое, физическое, биологическое, социальное. Но сейчас эта классификация расширилась, т.к. расширилось естествознание, связанное с философией. Сейчас открыты физические подвиды движения (движение электромагнитных полей), биология и химия шагнули далеко. Это привело к добавлению некоторых форм к энгельсовской классификации. Кедров считает, что надо добавить геологическую форму, другие считают, что кибернетическое. Энгельсовская классификация устарела. [Настоящая наука устаревает, а положения религии вечны.] Но не устарел сам принцип классификации – *принцип восхождения от низших форм к высшим. *Не устарела связь определённой формы движения материи с носителем [носитель биологической формы движения – живая ткань]. *У Энгельса каждая более высокая форма материи базируется на более простых предыдущих. *Принцип несводимости высших форм движения к низшим. Возникают новые закономерности в более высокой форме.

В философии и биологии существует направление витализм (лат. Vita – живая сила). Он говорил, что недостаточно объяснить существование живого организма только посредством физических и химических процессов. В живом есть особая жизненная сила – душа. Строгий материализм объясняет это естественными процессами. Возникает новое, чего нет в предыдущей форме (из одних и тех же деталей можно собрать работающую машину, а можно неработающую). Так и в человеке, физические и химические процессы идут по определённому механизму. Строгий материализм объясняет живые и неживые предметы так: в живой ткани те же атомы и система Менделеева, как и в неживой. Есть тайна соединения элементов таблицы Менделеева.

ВОПРОС 32. Цивилизационные концепции развития общества.

Концепция цивилизационного развития представлена несколькими теориями: теорией общественной типологии Н.Я. Данилевского, согласно которой нет всемирной истории, а есть лишь история отдельных цивилизаций, имеющих индивидуальный, замкнутый характер развития; теорией культуры и цивилизации О. Шпенглера, рассматривающей цивилизацию как заключительную стадию развития культуры, с присущими ей признаками - распространением индустрии и техники, деградацией искусства и литературы, превращением народа в безликую «массу», теорией исторических типов цивилизации П. Сорокина и др. А. Тойнби выделил и классифицировал 21 цивилизацию, каждая из которых есть. живой и сугубо индивидуальный общественный организм, проходящий один и тот же, неизменный жизненный цикл, от рождения до смерти. Все цивилизационные концепции - не линейные, а циклические, и все они покоятся на далеко идущей аналогии законов истории общества с законами биологической эволюции.

В основе линейных концепций лежит идея внутреннего единства всемирной истории. Предполагается, что история человечества, как мировой океан, вбирает в себя реки «историй» локальных обществ. Авторы циклических теорий истории доказывают, что никакого внутреннего единства в истории нет, что «человечество» - это абстракция, отвлеченное понятие, а в действительности существуют лишь отдельные народы, и у каждого свой, независимый от остальных жизненный цикл и свое собственное направление развития.

ВОПРОС 33. САМООРГАНИЗАЦИЯ И СИСТЕМНОСТЬ.

Под системностью бытия понимается тот факт, что все существующее не является хаотичным скоплением отдельных, никак не связанных друг с другом предметов, явлений, процессов. Мир представляет собой сложную систему, со стоящую из многих подсистем и элементов, находящихся в многочисленных структурных связях.

Система - это ограниченное множество элементов, находящихся в устойчивых взаимосвязях. Элемент -объект, который при определенном подходе к системе рассматривается как далее неразложимая ее часть (хотя при другом подходе он может рассматриваться как система). Так, планета Земля может рассматриваться и как элемент Солнечной системы, и как система, состоящая из элементов. Сложные системы включают в свой состав ее части - подсистемы. Например, культура как сложная система состоит из трех подсистем: материальной, социальной и духовной культуры. Совокупность связей, обеспечивающая упорядоченность элементов системы, ее самоорганиза­цию, относительную устойчивость, называется структурой. Эти категории широко применяются в современной науке, осо­бенно при анализе сложных систем.

Наиболее крупной системой является вся известная современ­ной науке Вселенная (мегамир, космос). Это развивающаяся система, состоящая из множества подсистем и элементов. Она может быть представлена следующей схемой:

Вселенная

Система галактик

Наша Галактика

Солнечная система, звезды

Земля, планеты

Наши рекомендации