Тема 7: движение и покой пространство и время

1)понятие движения и покоя как способов бытия

А) определение движения 6

Б) определение покоя формы движения 8

2)пространство и время как форма бытия

А) определение времени и пространства две концепции пространства и времени7

Б) различные представления о времени размерность пространства6

В) основные свойства пространства и времени 6

3)единство бытия 6

1а) весь мир можно охарактеризовать по 2 понятиям движения и покой . понятие движения является главным. Под движением в эпоху античности понимали превращение вещей метаморфоз. Эпоху Нового времени в связи с развитием физики и в частности технической механики под движением стали понимать прежде всего перемещение тел в пространстве.

В связи с открытиями в области молекулярного и атомарного строения тел выработалась новое определение понятия движения. Под движением стали понимать

Движение это всеобщее свойство всех вещей и явлений переходить из одного состояния в другое. Движение это способ бытия мира.

1б) покой это всеобщее свойство всех вещей и явлений обладать относительной устойчивостью определенность формой это способ бытия мира. Мир существует в единстве движения и покоя.

Движение по своей сути может быть различным это зависит во первых от особенности строения объекта осуществляющего движение, во вторых от своеобразия изменений происходящих с объектом в третьих т наличия особых законов движения.

Как правило выделяют следующие формы движения 1) механическое движение 2) физическое движение 3) химическое движение 4) биологическое движение 5) социальное движение 6) духовное движение т.е. применительно к мыслям и чувствам человека

2а) пространство это всеобщее свойство всех вещей и явлений обладать теми или иными размерами и занимать определенное положение по отношению к другим объектам.

Время это всеобщее свойство всех вещей и явлений иметь длительность своего существования и определенную последовательность происходящих с ними процессах и событиях. Понятие пространства и время применяются только. По отношению к сознанию человека их можно использовать только как метафоры.

В философии существует 2 концепции пространства и времени 1) субстанциональная согласно которой пространство и время это самостоятельные сущности независящие в своем существовании от мира вещей. Данная концепция была сформулирована в 4 веке до нашей эры Аристотелем. 2) реляционная концепция согласно которой пространство и время это не самостоятельные сущности а только особая характеристика вещей. Данная концепция была сформулирована в конце 18 века как в современной науке как правило используют именно эту концепцию в следствии простоты и ее доказательства.

2Б) в истории развития человеческих цивилизаций сущесвовали различные представления о времени. Как правило выделяют 3 основных: 1) представление о времени людей первобытно общины согласно которому время это то что происходит сейчас без прошлого и будущего так называемое время зрителя. 2) восприятие времени в древних аграрных цивилизациях согласно которых время движется циклично как смена времен года так называемый вечный круговорот времен. 3) восприятие времени в эпоху индустриальной цивилизации время определяется линейно так называемая стрела времени. Основным свойством пространства является размерность пространство воспринимаемого нами мира 3 х мерно. Оно обладает высотой шириной и длиной. В других метоголактиках может существовать большее количество измерений. Многомерность также существует в микромире где соответственно доказано более 10 11 измерений.

2в) время одномерно оно проходит через настоящее из прошлого в прошлого в будущее отсутствует обратное движение времени но допускается обратное движение в рамках микромира. Пространство и время зависит от скорости и массы тела согласно теории Инштейна. Соответственно исходя из теории относительно инштейна используют понятия темпоральная спиральная. Считается что пространство обладает конечностью а время обладает бренностью. Считается что вселенная бесконечна во времени и пространстве

Доказательство единства мира можно привести на 2 уровнях 1) абстрактный уровень т.е. мир существует значит он единый. 2) конкретный т.е. мир это объективная взаимосвязанная реальность (материя).

Материальная концепция имеет 2 варианта 1) субстратный согласно ему мир един так как имеет одинаковую структуру строения атомов и молекул но возможно иное строение вдоль иных метагалактик. 1) Атрибутивный т.е. мир един так как обладает общими свойствами или атрибутами такими как движение покой пространство время.

Тема 8:

1)Определение понятия гносеология5

2)Проблема познаваемости мира

А) гносиологический оптимизм 7

Б) гносеологический пессимизм 7

3)познание как взаимодействия субьекта и объекта5

4)модели познания 6

5)современная концепция позновательного процесса 6

6)структура позновательного процесса

А) чуственное познание 7

Б) логическое познание единство чуственного и логического познания 7

В) другие команенты познавательного процесса 6

1)гносеология это раздел классической философии которой рассматривает проблемы связанные с позновательной деятельностью человека. Данный раздел является базовым разделом философии т.к. через процессы познания проходт практически все другие философские проблемы. Соответственно они связаны с гносеологией.

Гносеология как раздел философии находится в постоянном развитии изменении так если классическая гносеология изучала рассматривала только научные знания то современная гносеология занимается проблемами всех видов познавательной деятельности в том числе таких как религиозная мистическое познание .

2а) главным вопросом гносеологии является вопрос о познаваемости мира . этот вопрос условно имеет как бы 2 уровня 1) что я вляется предметом познания внешний мир или идеи мысли человека о мире 2) может ли человек получить правельные неискаженные знания о мире.

Существуют 3 варианта ответов на эти вопросы: 1) реализм согласно реализму мир существует независимо от человека и полностью познаваем. 2) точка зрения канта или огнастицизм человек может познавать внешнюю сторону вещей и явлений а внутренняя сторона остается непознаваемой для человека 3) идеализм согласно которому человек может познавать только свои идеи мысли а мир вне идеи и мысли человека непознаваемый.

Из этих вариантов вытекает 2 направления гносеологии: 1) гносеологический оптимизм и гносеологический пессимизм

Гносеологический оптимизм считает что мир познаваем оптимизм основывается на 2-х положениях: 1) на практических и интеллектуальных способностях человека осуществлять познания. 2) на признании того факта что мир устроен рационально и соответственно он дается в познание человеку .

2б) гносеологический пессимизм может быть 3-х вариантов: 1) огносцицызм или точка зрения канта 2) позитивизм швейцарского философа маха согласно которому познаваема лишь область ощущений человека. 3) скептицизм английского философа Юма согласно которому полностью достоверных знаний в процессе познания человек получить не может

Базой для писимизма являются следующие положения: 1) в мире всегда есть что то непознанное на данный момент время 2) знание человека постоянно расширяются и углубляются и то что ранее считалось верным с течением времени объявляют ложным. 3) в мире есть вещи принципиально не доступные познанию человека 4) не возможно дать однозначные ответы на так называемые проклятые или философские вопросы.

Не смотря на обоснованность писимизма современная философия рекомендует человеку быть умеренным гносиологичнским оптимистом т.е. верить в познаваемость мира но помнить что такое познание так или иначе будет основаться неполным.

3)для характеристики познавательного процесса в философии эпохи нового времени было введено понятие объект и субъект познания.

Субъект познания это тот кто осуществляет познание как правило это человек. Объект познания это то что познается т.е. предмет следует помнить что человек может так же выступать как предмет познания. Субъект и объект взаимосвязаны друг без друга не существуютт.е. нет объекта без объекта и наоборот.

4)в 17 начале 18 веков сформировались 2 модели познавательного процесса: объективно натуралистическая и субъективно рефлексивная. Согласно первой модели познание это прежде всего непосредственный контакт человека с вещью т.е. человек в познании осмысливает информацию которую он получает с помощью органов чувств так называемый принцип зеркала.

В субъективно рефлексивной модели человек познает в процессе размышления над своими собственными мыслями т.е. в процессе рефлексии.

В настоящее врем обе эти модели слиты в одну целую модель познавательного процесса.

5)современная модель познания сводится к следующему: 1) познание это активная деятельность человека направленная на изменение объекта с целью раскрытия его сущности в основе познания всегда лежи практик. 2) субъект познания человек это общественное явление т.е. он познает на том уровне развития на котором находится общество в котором он живет. 4) объекты и субъекты познания подвижны т.е. они изменяются в ходи познавательного процесса они развиваются.

6а) познавательный процесс имеет определенную структуру. Структура познавательного процесса включает в себя чувственное и логическое познание. Чувственное познание это познание при помощи органов чувств. Соответственно в чувственном познание человек может познавать только то что лежит на поверхности и является внешними проявлениями вещей и явлений. Чувтвенное познание имеет 3 основных формы: 1) ощущение т.е. фиксация отдельных свойств вещей отдельными органами чувств 2) восприятие т.е. фиксация суммы признаков вещей. 3) представление т.е. воспроизведение в памяти конкретных чувственных образов.

Следует помнить что чувственное восприятии по своей сути индивидуально т.е. не существует общего для всех у каждого оно индивидуально.

6б) логическое познание дает человеку возможность познавать закономерности и сущность мира путем размышления. Логическое познание так же имеет 3 основных формы: 1) понятие это простейшая форма мысли которая отражает общее существенные и необходимые свойства вещей. 2) суждение это форма мысли которая отражает связи между понятиями. 3) ума заключение это форма мысли в рамках которой делаются выводы.
в реальном процессе познания чувственное и логическое познание действуют неразрывно т.к. разум и чувство человека неразрывно по своей сути.

6в) другим компонентом или составным частям познавательного процесса относят 1) интуиция это догадка без выводов и доказательств правильности (в современной науке не существует общей теории объясняющей природу интуиции соответственно сущность интуиции остается до конца нераскрытой). 2) вера это знание которое требует исходной точки правильность которой очевидна. 3) рефлексия это осмысление мысли или повторное размышление.

Таким образом познавательный процесс это прежде всего взаимодействие суммы различных взаимозависимых компанентов.

Наши рекомендации