Социокультурные проекции личности.

Подлинная реализация «Я» лишь в обществе.

Механизмы социокультурной детерминации рассматриваются в 3 аспектах: генетический (как общество формирует человека), функциональный (какие роли человек играет в обществе) и телеологический (смысл, цели и ценности существования – общественные идеалы).

Социализация – приобщения к определенной социальной среде силами общества и самого человека. Выделяют первичную и вторичную социализацию (до получения первоначальной профессии и после). Социализация бывает стихийной и целенаправленной. Основные институты социализации: семья (особо важна как общество в миниатюре), традиция, образование, СМИ.

Социализация: 1) обеспечивает исторически необходимую связь поколений; 2) формирует личность.

Основные модусы (проекции,проще - способы) человеческого бытия в обществе: деятельность (ее ядро труд) и коммуникации (средства общения).

Виды социальной деятельности классифицируются так:

- по объекту: материально-предметная (труд), социально-историческая (поведение) и духовная (творчество);

- по субъекту: индивидуальная и коллективная;

- по целям: труд (цели извне) и игра (самоцель);

- по средствам: физический труд (ручной и механизированный) и умственная деятельность.

Структура деятельности (особенно трудовой) включает: субъект, объект, цель, средство, предмет и продукт.

Коммуникации – процесс обмена информацией, субъект-субъектные отношения. Структура: не менее 2 субъектов, тема (предмет), цели, сообщения-тексты, средства трансляции текстов.

Виды коммуникаций классифицируются:

- по связи: автокоммуникация (внутренний разговор с самим собой), межличностная, публичная, массовая коммуникации;

- по целям: инструментальная (другой средство), коммуникативная (другой цель);

- по средствам: аудиокоммуникация (болтовня), видеокоммуникация (шоу), синтетическая коммуникация (все вместе, авторский пример – Интернет, который якобы не только не решает все проблемы, но и создает еще дополнительные трудности для человечества).

ДОПОЛНЕНИЕ: Вышеприведенный ответ более-менее годится для ответа на вопрос № 28 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Социальная природа сознания. Общественное сознание и его структура». Смотри, кроме того, ответ на вопрос № 34.

Проблема сознания и основные подходы к ее философскому анализу.

Сознание – сущностная характеристика человека (то, что делает его человеком) = способность к осмыслению (постижению, переживанию, проектированию) внешней действительности и своего внутреннего опыта.

Сознание неуловимо для внешнего наблюдения. При объективировании в языке, поведении-деятельности, мозге – нивелируется уникально-личностное. Авторы же считают, что философская реконструкция сознания должна отражать все его философские аспекты.

Видимо, поэтому авторы уверены, что философия сознания повторяет подходы к философскому анализу сознания, применявшиеся в истории европейской метафизики:

- субстанциональная концепция (Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Гегель): разум – субстанция (основа и сущность) мира, человеческий разум – проявление Мирового Разума;

- функциональная модель (Гоббс, Локк, Бюхнер, Ленин, Рорти): сознание – функция нервной системы и мозга, чувства – источник сознания;

- экзистенциально-феноменологическая концепция (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр): сознание свободно конструируется индивидуальным Я из внешних и внутренних потоков мыслей, чувств, ассоциаций;

- социокультурная парадигма (марксизм, символический интеракционизм, структурализм): сознание – продукт общественных отношений, социальных взаимодействий, языка.

ДОПОЛНЕНИЕ: Вышеприведенный ответ содержит дополнительную информацию для ответа на вопрос № 25 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Генезис сознания. Сознание человека и психика животных». А также частично освещает первую часть вопроса № 26 из того же перечня «Сознание, мышление и язык. Проблема моделирования сознания в кибернетических системах».

Проблема генезиса сознания.

Сознание многоуровневая система из природного, личностного и социокультурного, поэтому его генезис = природная эволюция + становление культуры и общества + индивидуальное развитие.

Природное основание сознания – свойство отражения, в живой природе развивающееся так: раздражимость (недифференцированная реакция) – чувствительность (дифференцированная реакция) – психика (комплексная реакция и гибкое приспособление).

Отличие человеческого сознания от психики животных: абстрактно-логическое мышление, целеполагание, самосознание, язык. Эти отличия продукт социо- и культурогенеза.

Первичный акт сознания как человеческого мышления – оперирование идеальными проекциями объектов. Стадии развития мышления: наглядно-действенное – образно-символическое – логико-понятийное.

Онтогенез (личное развитие) сознания – повторение филогенеза (истории развития рода). Его стадии: сенсомоторная (непосредственная реакция) – дооперационная (предварительное продумывание слов-символов) – операционная (практическая реализация - реальное комбинирование элементов сознания и языка).

ДОПОЛНЕНИЕ: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на вопрос № 25 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Генезис сознания. Сознание человека и психика животных».

Наши рекомендации