Нейро-логические уровни и нервная система
В 1988 году я кодировал данное понятие как модель «Нейро-логических уровней», которая связывает выделенные Бейтсоном уровни обработки информации с нервной системой. Сам Бейтсон (Bateson, 1972) утверждал, что иерархия, сформированная различными уровнями научения, будет соответствовать «иерархиям структуры схем, который мы действительно вправе ожидать и должны найти в головном мозге», заявляя, что «следует ожидать появления классификации или иерархии нейрофизиологических структур, которые будут изоморфны с [различными уровнями научения]». Понятие «нейро-логических уровней» предполагает, что различные «логические уровни» — это функция различных типов неврологической организации и они последовательно мобилизуют более глубокие связи нервной «схемы».
Уровень неврологии, мобилизуемый, когда человеку бросают вызов на уровне миссии и идентичности, например, намного более глубок, чем уровень неврологии, которая требуется для движения руки. Чтобы воспринимать окружение,.человек пассивно приспосабливает свои органы чувств. Чтобы выполнять действия в конкретном окружении, человек должен мобилизовать большую часть своей нервной системы. Чтобы координировать эти действия в сложной последовательности, — например, танец или вождение автомобиля, — человек должен задействовать еще большую часть своей нервной системы. Формирование и проявление убеждений и ценностей, касающиеся способностей, действий и окружения, требует еще более глубокого участия неврологии (включая связанную с «сердцем» и «внутренностями»). Ощущение собственного «я» является результатом полной мобилизации нервной системы на всех других уровнях. Таким образом, более высокие уровни процесса мобилизуют более глубокие связи нервной системы.
Конкретное окружение образуют такие факторы, как внешние ус- ; ловия, погода, пища, уровень шума и т. д.; они воздействуют на человека или группу. С точки зрения неврологии восприятие окружения основано на информации, поступающей от органов чувств и периферийной нервной системы. Чтобы воспринять конкретное окружение, человек, скажем, рассматривает его с помощью глаз, чтобы увидеть какие-либо релевантные объекты, или прислушивается с помощью ушей, чтобы услышать значимые звуки, или обоняет запахи с помощью носа и чувствует кожей температуру воздуха. Человек также осуществляет тонкое и неосознанное регулирование, чтобы поддерживать равновесие, реагировать на изменения интенсивности света и звука, акклиматизироваться к изменениям температуры и т. д. Таким образом, периферийная нервная система, по существу, передает связанную с окружением информацию в мозг и из мозга. Она отвечает за возникновение ощущений и чисто рефлекторных реакций.
Поведение касается определенных физических действий и реакций, через которые мы взаимодействуем с людьми и окружением. С точки зрения неврологии внешнее поведение — результат деятельности моторных систем (пирамидальной системы и мозжечка). Нерефлекторное поведение включает психомоторную систему — более глубокий уровень неврологии, чем органы чувств. Психомоторная система координирует физические действия и осознанные движения.
Способности имеют отношение к ментальным стратегиям и картам, которые люди создают, чтобы управлять конкретными действиями. Хотя некоторые формы поведения — просто рефлекторные реакции на стимулы окружения, большинство наших действий — не рефлексы. Многие из них — следствие «ментальных карт» и других внутренних процессов, источник которых находится в сознании. Это уровень опыта, который выходит за рамки восприятия непосредственного окружения. Например, можно рисовать в сознании картины объектов, которые не касаются конкретной комнаты, в которой вы находитесь. Можно вспомнить разговоры и события, которые имели место годы тому назад. Можно вообразить события, которые, вероятно, произойдут в отдаленном будущем. Действия без какой-либо внутренней карты, плана или стратегии подобны коленному рефлексу, привычкам или ритуалам. На уровне способности мы можем выбирать, изменять и адаптировать класс действий к более широкому набору внешних ситуаций. Таким образом, «способности» включают владение целым классом действий — то есть это знание того, как сделать что-либо в различных условиях. С точки зрения неврологии развитие когнитивных способностей — функция более высокого уровня обработки информации в коре мозга. Именно в коре (или в сером веществе) мозга сенсорная информация представлена в форме ментальных карт, связанных
с другими ментальными репрезентациями или соединенных в воображении. Этот тип обработки обычно сопровождается полуосознанными микродвижениями, или «ключами доступа» (движениями глаз, изменениями темпа дыхания, небольшими изменениями позы, изменениями тона голоса и т. д.).
Ценности и убеждения касаются фундаментальных суждений и оценок о нас самих, других людях и мире вокруг нас. Они определяют, как событиям приписываются значения, и лежат в основе мотивации и культуры. Наши убеждения и ценности обеспечивают подкрепление (мотивацию и разрешение), которое поддерживает или подавляет конкретные способности и действия. Убеждения и ценности касаются вопроса «Почему?»
С точки зрения неврологии убеждения связаны с лимбической системой и гипоталамусом в среднем мозге. Лимбическая система связана с эмоциями и долговременной памятью. Хотя лимбическая система — структура во многих отношениях «более примитивная», чем кора мозга, она ответственна за интеграцию информации из коры мозга и регулирование автономной нервной системы (которая управляет простыми физиологическими реакциями — частотой сердечных сокращений, температурой тела, расширением зрачка и т. д.). Поскольку убеждения связаны с более глубокими структурами мозга, они производят изменения в фундаментальных физиологических функциях, ответственных за многие из наших неосознанных реакций. На деле мы узнаем, что действительно убеждены в чем-либо, потому что это убеждение вызывает физиологические реакции; оно заставляет «колотиться» наше сердце, «кипеть» кровь или провоцирует «покалывание» на коже (подобные эффекты мы, как правило, не можем вызывать произвольно). Именно на этом основана работа «детектора лжи». Люди проявляют иные физические реакции, когда они верят тому, что говорят, чем когда они лгут или неконгруэнтны.
Тесная связь между убеждениями и более глубокими физиологическими функциями также определяет и важнейшую роль убеждений в области здоровья и лечения (вспомним эффект плацебо). Поскольку ожидания, генерируемые нашими убеждениями, оказывают глубокое влияние на неврологию, они также могут вызвать впечатляющие физиологические эффекты. Известен поразительный пример: одна женщина взяла на воспитание приемного ребенка, и так как она знала, что у «матери» должно быть молоко, у нее действительно началась лактация и оказалось достаточно молока для кормления приемного ребенка!
Уровень идентичности касается ощущения того, кто мы такие. Именно восприятие собственной идентичности организовывает убеждения, способности и действия в единую систему. Наше ощущение
идентичности также касается нашего восприятия самих себя по отношению к большим системам, частью которых мы являемся, определяя наше ощущения «роли», «цели» и «миссии». На уровне неврологии идентичность может быть связана с нервной системой в целом и, вероятно, задействует такие глубокие мозговые структуры, как ретикулярная формация. Ретикулярная формация — это большая группа клеток, находящаяся в глубоких отделах ствола мозга. Волокна из этой области проходят через таламические ядра к большим ассоциативным областям в коре. Ретикулярная формация — регулятор состояния алерт-ности; ее разрушение на уровне среднего мозга приводит к состоянию комы. (Напротив, разрушение больших областей коры иногда не приводит даже к потере сознания.)
Идентичность физиологически связана и с иммунной и эндокринной системами, а также с другими глубокими функциями поддержания жизни. Так, изменение или трансформация идентичности может оказать огромное и почти мгновенное влияние на физиологию. Медицинские исследования на людях с множественной личностью (Putnam, 1984) показывают, что, когда человек переключается с одной идентичности на другую, могут произойти яркие и серьезные изменения в физиологии. Например, паттерны мозговых волн для различных личностей обычно совершенно различны. Некоторые люди с множественной личностью носят несколько различных пар очков, потому что их зрение изменяется с каждой идентичностью. Другие люди могут в одной своей личности страдать аллергией, а в другой — нет. Один из самых интересных примеров физиологических изменений в различных идентичностях — это женщина, госпитализированная по поводу диабета, которая «озадачила врачей, не проявляя симптомов заболевания в случаях, когда доминировала личность, которая не страдала диабетом...» (Goleman, 1985).
Опыт духовного уровня имеет отношение к нашему ощущению принадлежности на очень глубоком уровне к чему-то, что выходит за рамки нас самих. Это понимание того, что Грегори Бейтсон назвал «паттерном, который объединяет» все вещи в большее целое. Мы, как индивидуумы, являемся подсистемой этой большей системы. Наш опыт этого уровня связан с нашим ощущением цели и миссии в жизни. Он основан на ответах на вопросы: «Для кого?» и «Для чего?». Я полагаю, что именно на этот уровень указывал Бейтсон, говоря о Научении IV.
С точки зрения неврологии процессы духовного уровня имеют отношение к определенной «области отношений» между нашей нервной системой и нервными системами других людей, формируя некую большую, коллективную нервную систему. Результаты этой области взаимодействия иногда упоминаются как групповой «разум», групповой «дух» или «коллективное сознание». Эта область также включает
«нервные системы», или сети обработки информации, других созданий и существ и даже наше окружение.
Вёйтсон так описывал это:
Нам присущ индивидуальный разум, но он существует не только в теле. Он присущ путям передачи информации и сообщениям вне тела; и существует больший Разум, подсистемой которого является индивидуальный разум. Этот больший Разум сопоставим с Богом; вероятно, он и является тем, что люди понимают под «Богом», но при этом он присущ всей взаимосвязанной социальной системе и планетарной экологии.
(Bateson, 1972)
Предполагалось, что этот уровень обработки информации и изменения влияет на наше окружение и на нас самих через то, что Руперт Шелдрэйк назвал «морфогенетическими областями». Уровень обработки часто используется для объяснения феноменов, которые включают воздействие на расстоянии, например лечение молитвой и эффекты «сотой обезьяны», то есть ситуаций, в которых изменение в части популяции стимулирует изменение в другом члене популяции или группы в целом без какого-либо прямого физического контакта.
Итак, нейро-логические уровни образованы следующей «иерархией» нейрофизиологических структур.
Духовный уровень: голографический — индивидуальные нервные системы объединяются, чтобы сформировать большую систему
• Идентичность: иммунная и эндокринная системы — нервная система в целом и глубинные функции поддержания жизни (например, ретикулярная система).
• Убеждения и ценности: лимбическая и автономная система управления (например, частота сердечных сокращений, расширение зрачка и т. д.) — неосознанные реакции.
• Способности: корковые системы — полуосознанные действия (движения глаз, поза и т. д.)
• Поведение: моторная система (пирамидальная система и мозжечок) — сознательные действия
• Окружение: периферийная нервная система — ощущения и рефлекторные реакции.
Эти логические уровни впервые были упомянуты в книгах «Изменение убеждений с помощью НЛП» и «Убеждения: пути к здоровью и благополучию», обе изданы в 1990 году.
Модель логических уровней продолжает развиваться и обогащаться, и она стала основой многих новых приемов и методов НЛП. Я плани-
рую вскоре опубликовать более глубокую статью, описывающую историю логических уровней и их связь с теорией установки, математической теорией групп, иерархическими уровнями, уровнями абстракции, логическими типами, введенными Артуром Костлером (и используемыми Кеном Уилбером) понятиями «холонов» и «холоархии», а также с простым «чанкингом».
(Продолжение следует...)
Авторе
Роберт Дилтс завоевал мировую известность как ведущий тренер поведенческих навыков, коуч и организационный консультант, работающий с конца 1970-х годов. Он — всемирно признанный разработчик и автор в области нейро-лингвистического программирования (НЛП) — модели человеческого поведения, научения и коммуникации. В дополнение к ведущей роли в применении НЛП в образовании, творчестве, здоровье и лидерстве его личный вклад в область НЛП включает плодотворную работу над созданием техник НЛП под названием «Стратегии» и «Системы убеждений», а также разработку того, что теперь известно как «Системное НЛП».
Дилтс занимался коучингом, консультированием и тренингом лидерства и организационного развития по всему миру с различными профессиональными группами и организациями. Его клиентами и спонсорами были Apple Computer, Hewlett-Packard, IBM, The World Bank, Alitalia, Telecom Italia, Lucasfilms Ltd., Ernst & Young, The American Society for Training and Development и «Государственные железные дороги Италии». Он читал много лекций по лидерству, организационному научению и управлению изменениями, выступая с докладами и программными речами на Европейском форуме качественного менеджмента, во Всемирной организации здравоохранения и в Гарвардском университете.
Дилтс в течение многих лет был адъюнкт-профессором в Школе менеджмента ISVOR фирмы «Фиат», помогая разрабатывать программы по лидерству, инновациям, ценностям и системному мышлению. Он также является главным специалистом и председателем правления компании ISVOR DILTS Leadership Systems, совместного предприятия с ISVOR Fiat. ISVOR DILTS разрабатывает и поставляет широкий диапазон инновационных программ развития лидерства крупным корпорациям в глобальном масштабе. В этих программах используются пе-
редовые достижения в области электронного обучения и другие новые технологии для обслуживания корпоративных клиентов во всем мире.
В 1982 году Дилтс основал с покойным Тоддом Эпштейном Dynamic Learning Center. В 1991 году он и Эпштейн (совместно с Джудит Де-лозье и Терезой Эпштейн) учредил Университет НЛП, который обеспечивает полный диапазон основных и продвинутых тренингов НЛП. Он и Эпштейн также были основателями издательства Dynamic Learning Publications и Академии поведенческих технологий.
Дилтс — основной автор книги «Нейро-лингвистическое программирование», т. I (1980). Он также написал многие другие книги по НЛП, включая «Изменение систем убеждений с помощью НЛП» (1990), «Инструменты мечтателей» (1991, в соавторстве с Тоддом Эпштейном), «Навыки для будущего» (1993), «Навыки провидческого лидерства» (1996), «Моделирование с помощью НЛП» (1998), «Фокусы языка» (1999) и «Энциклопедия системного нейро-лингвистического программирования и новый код НЛП» (с Джудит Делозье, 2000). В этих работах дан всесторонний обзор области нейро-лингвистического программирования, включая широкий диапазон приложений, техник и воздействий.
В недавней работе Дилтса «Альфа-лидерство» («прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2004) описана новая модель лидерства, которая охватывает последние технологии в практике эффективного лидерства, предлагая новые подходы к уменьшению стресса и повышению удовлетворения. Модель альфа-лидерства предлагает менеджерам, консультантам и коу-чам инструменты для развития способностей к эффективному лидерству.
Литература
Ballard, E., Three Letters From Teddy, A Second Helping of Chicken Soup for the Soul, Health Communications, Deerfield Beach, FL, 1995.
Bandler, R., Using Your Brain, Real People Press, Moab, UT, 1985.
Bandler, R. and Grinder, J., The Structure of Magic, Volumes 1 & II, Science and Behavior Books, Palo Alto, CA, 1975, 1976.
Bandler, R. and Grinder, J., Patterns of the Hypnotic Techniques of Milton H. Erickson, M.D., Volumes I & II, Meta Publications, Capitola, CA, 1975, 1977.
Bandler R. and Grinder, J., Frogs into Princes, Real People Press, Moab, UT, 1979.
Bandler R. and Grinder, J., Re framing. Real People Press, Moab, UT, 1982.
Bateson, G., Steps to an Ecology of Mind, Ballantine Books, New York, NY, 1972.
Bateson, G., Mind and Nature, E. P. Dutton, New York, NY, 1979.
Campbell, J., The Power of Myth, Doubleday & Company, Inc., Garden City, NY, 1988.
DeLozier, J. and Grinder, J., Turtles All The Way Down, Grinder, DeLozier & Associates, Santa Cruz, CA 1987.
Dilts, R., Grinder, J., Bandler, R. and DeLozier, J., Neuro-Linguistic Programming: The Study of the Structure of Subjective Experience, Vol. I, Meta Publications, Capitola, CA, 1980.
Dilts, R. and DeLozier, J., Modeling and Coaching, Dynamic Learning Publications, Ben Lomond, CA, 2002.
Dilts, R. and DeLozier, J,, The Encyclopedia of Systemic Neuro-Linguistic Programming and NLP New Coding, NLP University Press, Santa Cruz, CA, 2000.
Dilts, R., Sleight of Mouth: The Magic of Conversational Belief Change, Meta Publications, Capitola, CA, 1999.
Dilts, R., Modeling With NLP, Meta Publications, Capitola, CA, 1998.
Dilts, R. and McDonald, R., Tools of the Spirit, Meta Publications, Capitola, CA, 1997.
Dilts, R., Visionary Leadership Skills: Creating a World to which People Want to Belong, Meta Publications, Capitola, С A, 1996.
Dilts, R. and Epstein, T, Dynamic Learning, Meta Publications, Capitola, CA, 1995.
Dilts, R., Strategies of Genius, Volumes I, II & III, Meta Publications, Capitola, CA, 1994-1995.
Dilts, R., Effective Presentation Skills, Meta Publications, Capitola, CA, 1994.
Dilts, R. with Bonissone, G., Skills for the Future: Managing Creativity and Innovation, Meta Publications, Capitola, CA, 1993.
Dilts, R. В., Epstein, T and Dilts, R. W, Tools for Dreamers: Strategies of Creativity and the Structure of Innovation, Meta Publications, Capitola, CA, 1991. ..
Dilts, R., Changing Belief Systems with NLP, Meta Publications, Capitola, С A, 1990.
Dilts, R., Hallbom, T and Smith, S., Beliefs: Pathways to Health and Well-Being, Metamorphous Press, Portland, OR,1990.
Dilts, R., Applications of NLP, Meta Publications, Capitola, CA, 1983.
Erickson, M. H., Advanced Techniques of Hypnosis and Therapy, Selected Papers of Milton H. Erickson, M.D., Haley, J. [Editor], Grune & Stratton Inc., New York, NY, 1967.
Feldenkrais, M., The Case of Nora: Body Awareness as Healing Therapy, Harper and Rowe, New York, 1977.
Freud, S., A General Introduction to Psychoanalysis, Pocket Books, New York, NY, 1963.
Gallwey, T, The Inner Game of Tennis, Random House, New York, NY, 1974.
Gallwey, T, The Inner Game of Work: Focus, Learning, Pleasure and Mobility in the Workplace, Random House Trade Paperbacks, New York, NY, 2000.
Gilligan, S., The Courage to Love, W.W. Norton & Company, New York, NY, 1997.
Gordon, D., Therapeutic Metaphor, Meta Publications, Capitola, CA, 1978.
Haley, J., Uncommon Therapy, The Psychiatric Techniques of Milton H. Erickson M.D., W. W. Norton & Company, New York, NY, 1973.
James, W., Principles of Psychology, Britannica Great Books, Encyclopedia Britannica Inc., Chicago, IL, 1979.
Lakoff, G, and Johnson, M., Metaphors We Live By, University of Chicago Press, Chicago, IL, 1980.
McMaster, M. and Grinder, J., Precision: A New Approach to Communication, Precision, Los Angeles, С А 1981.
Miller, G, Galanter, E., and Pribram, K., Plans and the Structure of Behavior, Henry Holt & Co., Inc., 1960.
O'Connor, J. and Seymour, J., Introducing Neuro-Linguistic Programming, Aquarian Press, Cornwall, England, 1990.
Pavlov, I., Essential Works of Pavlov, Kaplan, M. [Editor], Bantam Books, New York, NY, 1966.
Rodin, Judith, Aging and Health: Effects of the Sense of Control, Science Vol. 233, September 19, 1986, pp.1271-1276.
Senge, P., The Fifth Discipline, Doubleday, New York, NY, 1990.
Watzlawick, P., Bavelas, J. and Jackson, D., Pragmatics of Human Communication, W.W. Norton & Co, New York, NY, 1967.