Готовность к деятельности в экстремальных условиях

Теоретические предпосылки изучения психологической готовности

Деятельность человека в экстремальных условиях определяется целым рядом факторов, рассмотренных выше. Обобщая их, можно сделать вывод, что мобилизовать свои лучшие качества, выполнить стоящую задачу в заданные сроки и с минимальными затратами психических и физи­ческих усилий могут лишь те люди, которые характери­зуются высоким уровнем психологической готовности к действиям в экстремальных условиях и повышенной толерантностью к психологическому стрессу. Именно эти лич­ностные характеристики являются в конечном итоге критериями оценки деятельности человека в чрезвычайной ситуации. Поэтому необходимо более глубоко рассмотреть вопросы, связанные с их изучением и формированием.

Понятие психологической готовности понимается как состояние мобилизации всех психофизиологических систем организма, обеспечивающих эффективное выполнение требуемого действия. Это понятие в психологии имеет несколько смысловых оттенков:

1) вооруженность человека необходимыми для успешного выполнения деятельности знаниями, умениями и навыками;

2) готовность к экстренной реализации имеющейся программы действий в условиях возникновения определенной ситуации;

3) решимость и желание совершить нужное действие;

4) нахождение человека на рабочем месте в нужный момент времени.

Психологическими предпосылками наступления готов­ности к выполнению конкретной деятельности является ее понимание, осознание ответственности, желание до­биться успеха, определение последовательности и спо­собов выполнения деятельности. Затрудняют появление готовности пассивное отношение к работе, беспечность, безразличие, отсутствие плана действий и намерения мак­симально использовать свой опыт. Недостаточность го­товности приводит к неадекватным реакциям, ошибкам, несоответствию функционирования психических процес­сов тем требованиям, которые предъявляются ситуацией.

Состояние психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях определяется прежде всего способностью человека к эмоциональной изоляции всего внеконтекстуального, а после этого - привыканием (адап­тацией) к обстановке. Считается, что человек не может со­вершить ни одного действия, предварительно не пережив его эмоционально. Благодаря этому человек каждый раз как бы внутренне воспроизводит тот вид деятельности, который ему предстоит выполнить. Но именно эти пере­живания и оказываются самой уязвимой частью способ­ности человека осуществлять сложные виды деятельности и в наибольшей степени подвергаются отрицательному воздействию эмоционального стресса [45].

Исходя из этого, можно уточнить психологическую роль эмоционального стресса. Если предварительное эмоциональное переживание ситуации позволяет как бы Дистанционно оценить условия протекания планируемой Деятельности (состояние временной готовности), то эмо­циональный стресс выступает в экстремальных условиях в виде фактора, разрушающего это предварительное эмоциональное планирование» (т. е. состояние временной готовности) и, следовательно, всю схему предстоящей Деятельности (т. е. долговременной готовности).

Таким образом, состояние психологической готовности имеет сложную динамическую структуру, является сражением совокупности интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых качеств личности в их соотношении с внешними условиями и предстоящими задачами. В итоге человек настраивается на определенное поведение, на совершение действий, необходимым для достижения стоящей цели. Это явление получило в психологии название установки.

 
 

Готовность и установка

Установка есть готовность к реализации актуальной в данной ситуации потребности. Она выражает внутреннюю позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации; по отношению к событиям, фактам, идеям, другим людям. Различают позитивные, негативные и нейтральные установки. Их разновидностью является социальная установка (аттитюд). Она представляет собой общую ориентацию человека на тот или иной социальный объект. Эта ориентация предшествует действию и выражает предрасположенность действовать определенным образом относительно данного объекта.

Психология установки наиболее полно разработана в грузинской школе психологов, возглавляемой Д. Н. Узнадзе (1886-1950). Согласно его учению, установка, является основным фактором регуляции поведения, возникает при «встрече» имеющейся у субъекта потребности, с одной стороны, и объективной ситуации ее удовлетворения с другой. При этом возникает некоторое целостное, ди­намическое состояние, которое определяет дальнейшее течение его деятельности и выражается в готовности к осуществлению определенных действий в настройке человека к их выполнению. Это состояние готовности характеризуется как установка.

Функции установки, ее эффекты и содержание раскрываются при изучении ее роли в регуляции деятельности. В зависимости от того, на какой конкретный фактор деятельности (мотив, цель, условия деятельности) направо лена установка, выделяются три иерархических уровня регуляции деятельности - уровни смысловых, целевых и операционных установок. Таким образом, из сказанного выше можно сделать два основных вывода:

· понятие установки является показателем уровня готовнос­ти к деятельности;

· в установке отображается деятельность, она может выполнять роль основного регулятора поведения.

Установку также можно рассматривать как своеобразную форму направленности личности, благодаря которой происходит объединение ее потребностей и ситуации, в которой они удовлетворяются. Установка - это состояние личности в момент ее динамической определенности, поскольку направленность сознания связана с начальной реакцией человека на воздействие ситуации, в которой ему приходится ставить и решать задачи. Поэтому ха­рактерным для явления установки является предраспо­ложение субъекта ориентировать свою деятельность в определенном направлении.

В школе Д. Н. Узнадзе установка является неосознавае­мым состоянием, которое предшествует деятельности и определяет ее осуществление, т. е. считается, что уста­новки всегда носят неосознаваемый характер. В дальней­шем это положение было учтено. Как известно, понятие установки включает в себя два момента: формирование установки и ее актуализацию, т. е. реализацию в кон­кретной деятельности. Если формирование установки может носить как неосознаваемый, так и осознаваемый характер, то реализация установки в деятельности всегда связана с волевым усилием. Следовательно, установки могут быть как неосознаваемыми, так и осознаваемыми. При этом неосознаваемые установки могут возникать как побочный продукт сознательной деятельности. Кроме того, возможны взаимопереходы, превращения одного вида установок в другой.

Подводя итог сказанному, нужно отметить, что установка и психологическая готовность имеют много общего. Вместе с тем они являются состояниями, отличающимися друг

от друга по своей конкретно-психологической природе, В первом случае имеет место актуализация сформирован­ных в предшествующих опытах психических явлений; во втором - психологическое образование возникает под влиянием задачи, требований ситуации.

Готовность и адаптация

Готовность к деятельности в экстремальных условиях тесно связана с адаптационными возможностями че­ловека. Адаптация (от лат. adaptio - прилаживание) - это приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. В зависимости от того, в каких внешних условиях и на каком уровне осуществляется взаимодействие человека со средой, могут проявляться различные виды адаптации: физиологическая, биологи­ческая, психологическая, социальная.

Положительный эффект адаптации заключается в увели­чении относительного соответствия поведения условиям новой среды. Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря адаптации создается возможность оптимального функций зонирования организма, личности в необычной обстановке. Если же адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предмета и условий деятельности вплоть до нарушений в ее регуляции. В адаптивном поведении человека могут участвовать физиологические, эндокринные и другие реакции организма, психические процессы, опыт, состояния и свойства личности. Отсюда ясно, что адаптация и готовность к деятельности связаны между собой, оказывают то или иное влияние друг на друга.

Особенность адаптации к опасной обстановке состоит в том, что ее поддержание связано с волевыми усилиями. По этому поводу И. М. Сеченов писал: «Привыкнуть к страшному, к отвратительному не значит выносить его без всяких условий (это бессмыслица), а значит, искусно управлять усилием»1. Усилия необходимы для совершения действий в состоянии острого психического и нервного на­пряжения, усталости, неудовлетворенности, страха, кото­рые могут возникать в опасной ситуации даже у стойкого человека, имеющего положительный опыт деятельности.

Адаптация - это процесс, который реализуется благо­даря энергетической, психологической и нравственной мобилизации человека в соответствии с требованиями среды. Однако возможность такой мобилизации и освое­ния новых условий у разных людей неодинаковы. Кроме того, следует учитывать, что адаптационные возможности человека далеко не безграничны.

Наши рекомендации