Методологические основы изучения деятельности в особых условиях
Традиционно деятельность в особых и экстремальных условиях изучается путем анализа взаимосвязей триады параметров: характеристик экстремальных факторов (внешних условий деятельности); психологических состояний и свойств личности (внутренних условий деятельности); показателей (результатов) деятельности [26, 27]. Эта взаимосвязь показана на рис. I.
В этой триаде весьма важным является вопрос о субординации внешних (объективных) и внутренних (субъективных) факторов, или, иначе говоря, условий деятельности. Определяющими в конечном итоге будут субъективные факторы, ибо исходная формула диалектике-материалистического понимания детерминизма человеческого поведения, сформулированная С. Л. Рубинштейном, гласит, что внешние причины действуют только через посредство внутренних условий [36].В этой триаде весьма важным является вопрос о субординации внешних (объективных) и внутренних (субъективных) факторов, или, иначе говоря, условий деятельности. Определяющими в конечном итоге будут субъективные факторы, ибо исходная формула диалектико-материалистического понимания детерминизма человеческого поведения, сформулированная С. Л. Рубинштейном, гласит, что внешние причины действуют только через посредство внутренних условий [36].
Следовательно, в одних и тех же условиях разные люди будут действовать качественно по-разному. В дальнейшем применительно к трудовой деятельности немецким психологом Винфридом Хаккером это положение было сформулировано в виде концепции психологического опосредования условий труда [46].Чуть позже она будет рассмотрена более детально".
Коротко рассмотрим составные элементы названной триады параметров. Это внешние (объективные) факторы и факторы профессиональной деятельности. К первым относятся факторы обитаемости (шумы, вибрации, различного рода излучения, температурные условия, радиация и т.п.); ко вторым - факторы профессиональной деятельности (гиподинамия, монотония, невесомость, совмещение действий, непрерывность деятельности и т. п.). Среди этой группы факторов обычно выделяют информационные факторы (дефицит и перегрузка информацией, наличие помех, сенсорный голод, измененная афферентация и др.).
Следует отметить, что разделение психогенных факторов на эти группы является весьма условным, и зачастую бывает довольно трудно отделить их друг от друга.
Среди внутренних факторов особое значение имеют личностные характеристики [34]. Существуют различные их классификации. Однако большинство специалистов выделяют среди них следующие:
· уровень общего интеллекта (интеллектуальная гибкость, общая осведомленность, когнитивная гибкость, практическое мышление, координация способностей);
· уровень личностной стабильности (надежность, резистивность к стрессу, уверенность в себе, ответственность, социабельность, коммуникативные способности);
· отсутствие напряженности, тревожности и психопатологических симптомов;
· психодинамические свойства (нейротизм, экстравертиро-ванность-интровертированность, тип вегетативной саморегуляции и др.).
Под воздействием внешних факторов и в зависимости от личностных характеристик у человека формируются те или иные психические состояния. Они весьма разнообразны, их интегральная характеристика в конкретных условиях деятельности называется функциональным состоянием. Функциональное состояние представляет собой характеристику состояний человека с точки зрения эффективности выполняемых им функций и задействованных в этом систем организма по критерию надежности и внутренней цены деятельности [22]. Иначе говоря, функциональное состояние человека показывает, насколько он готов к выполнению той или иной деятельности, достаточно ли для этого резервов его организма и насколько они надежны.
Основными видами функциональных состояний являются:
1) состояние оперативного покоя, характеризующее готовность человека к выполнению деятельности, но не отражающее ее специфики;
2) состояние адекватной мобилизации, характеризующее человека, уже включившегося в деятельность; при этом изменения, происходящие в организме человека, адекватны его деятельности;
3) состояние динамического рассогласования, возникающее в том случае, когда ответ организма неадекватен нагрузке или требуемый психофизиологический ответ превышает актуальные возможности человека.
Наиболее характерным видом динамического рассогласования, возникающего в экстремальных условиях, является стресс. Момент перехода от состояния адекватной мобилизации к состоянию динамического рассогласования определяет устойчивость человека к стрессу, или, иначе говоря, стрессоустойчивость [18].
Третья характеристика в рассматриваемой триаде - результат деятельности. Он оценивается количественными и качественными показателями, с помощью которых происходит сопоставление результата и цели деятельности. В зависимости от этого говорят о достижении или недостижении целей деятельности. Основными показателями результативности (эффективности) деятельности являются производительность, качество и надежность. Между эффективностью деятельности и функциональным состоянием существует сложная диалектическая взаимосвязь: возникая и развиваясь в деятельности, функциональное состояние оказывает существенное, а в экстремальных условиях и определяющее влияние на характеристики деятельности, т. е. можно говорить о взаимной детерминации состояния и деятельности.
3. Методы изучения деятельности в экстремальных условиях
Непосредственное изучение деятельности в экстремальных условиях не всегда возможно как по морально-этическим и экономическим соображениям, так и с точки зрения трудностей с фиксацией результатов деятельности в экстремальных условиях. Поэтому основным методическим приемом изучения деятельности в этих случаях является моделирование такой деятельности, прежде всего - моделирование стресса. Модели стрессовых ситуаций должны отвечать трем условиям:
1) наличие определенной мотивационной направленности,
адекватной условиям реальной деятельности;
2) субъективное восприятие испытуемыми их как реальности;
3) соблюдение морально-этических норм.
Основные приемы воспроизведения стресса в эксперименте [22]:
1.Стресс, образуемый нарушениями физиологического комфорта, например, затруднения в осуществлении дыхания, перегрузки при вращении тела, гипервентиляция и т. п.
2. Стресс, вызываемый электрокожным повреждением или только угрозой электроудара. Это является весьма ощутимым стрессором для лиц с повышенной чувствительностью к электрическому току.
3. Стресс как результат дефицита времени.
4. Стресс, создаваемый трудностью выполнения задачи, на пример, предъявление стимулов в быстром темпе, ухудшение условий работы и т. п.
5. Стресс в виде реакции на появление сильных неожиданных раздражителей для вызывания непосредственной эмоциональной реакции испытуемого (вспышки света, резкие звуки и т. п.).
6. Стресс, создаваемый методом введения специальных, особых помех, близких по содержанию к выполняемой деятельности. Сюда относится и любая ситуация, которая требует от человека одновременного выполнения не скольких действий.
7. Стресс неуспеха, когда напряжение создается путем сообщения испытуемому ложных данных о результате работы или постановке ему неразрешимой задачи, т. е. создание условий, когда результаты деятельности перестают зависеть от усердия и личных достижений испытуемого и т. п.
8. Стресс, образуемый группой методов, способных увеличивать для испытуемого значимость выполняемой работы, т. е. с учетом таких сложных факторов психологического порядка как мотивация, отношение испытуемого к задаче, а также с учетом цены «штрафа», меры непоправимости ошибки испытуемого, аварийности обстановки.
Следует еще раз подчеркнуть, чтовоспроизведение (моделирование) стрессовых ситуаций в эксперименте будет эффективно только в том случае, если испытуемые будут должным образом мотивированы, примут экспериментальную задачу как значимую и будут выполнять ее с должной ответственностью. Для этого могут быть использованы следующие приемы [22]:
1.Создание стресса неуспеха (см. выше). В целях воздействия на самолюбие испытуемого удобно выдавать проводимые испытания за тест по определению умственных способностей. Опыт показывает, что такая инструкция неизбежно способствует повышению активности испытуемого.
2.Включение в процесс испытаний элементов состязательности, соревновательности.
3.Применение таких способов регуляции человеческого поведения, как порицание, положительная или отрицательная оценка со стороны экспериментатора, его тон, убедительность, манера держаться и т. п.
Помимо этого, можно использовать и те приемы, которые используются при организации ситуационного эксперимента и проведении ситуационного моделирования. Например, при моделировании условий внешней среды хорошие результаты может дать применение внушенных состояний (в частности, гипноза). Такие приемы успешно используются в космической психофизиологии для моделирования невесомости, ускорений, перегрузки, тепла и холода и в других случаях [49].
Стресс. Общие понятия
Деятельность человека в особых и экстремальных условиях зачастую сопровождается возникновением стресса.
Стресс (от англ. stress - давление, напряжение) представляет собой психическое и физиологическое состояние человека, которое возникает в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Эти воздействия называются стрессорами, стресс-факторами, психогенными факторами. Поскольку стресс зачастую связан с возникновением определенных эмоций, эти факторы часто называют также эмоциогенными. Иногда под стрессом понимают и состояние человека, и вызывающие его факторы, т. е. стрессоры. Хотя, строго говоря, эти понятия следует разграничивать, что мы и постараемся в дальнейшем делать.
Согласно концепции канадского ученого Г. Селье, стресс - это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему раздражение, превышающее определенный порог [38]. Этот порог для каждого человека строго индивидуален и зависит от целого ряда внешних и внутренних условий. По этой причине разные люди по-разному реагируют на воздействие одних и тех же раздражений. Эти раздражения могут исходить как из внешней среды, так и из внутренних органов человека. Роль раздражителя может играть и слово [33].
Под неспецифическим ответом понимается стереотипный ответ организма независимо от природы раздражителя. Формирование ответа организма на раздражитель начинается с поступления соответствующего сигнала в центральную нервную систему.
Дальнейшее развитие событий идет, по Г. Селье, в следующей последовательности [10]. После воздействия стрессора импульс от коры головного мозга попадает в гипоталамус (центр эмоций), затем происходит стимуляция нервной системы, в результате раздражается мозговое вещество надпочечников, которое увеличивает отдачу адреналина в кровь. Это стимулирует сердечную деятельность, ускоряет обменные процессы и т. д. При сильной нагрузке на психику реакция человека (т. е. развитие стресса) проходит три стадии:
1) стадия тревоги, когда после некоторого снижения сопротивляемости организма начинается мобилизация его ресурсов;
2) стадия повышенной сопротивляемости организма;
3) истощение организма, т. е. снижение его сопротивляемости. Если нагрузка продолжает возрастать, то может наступить срыв (прорыв адаптационного барьера согласно концепции Г. Селье).
По своей физиологической сущности стресс проявляется во всеобщем адаптационном синдроме как необходимая и полезная вегетативная и соматическая реакция, направленная на приспособление организма к новым условиям существования. Он заключается в росте биоэлектрической активности мозга, в повышении частоты сердечных сокращений, росте артериального давления, расширении кровеносных сосудов, увеличении содержания лейкоцитов в крови, т. е. в целом ряде физиологических сдвигов в организме, способствующих расширению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных действий. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией, но и механизмом, который способствует успеху выполнения деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей [6].
Однако между уровнем стресса и вызываемой им активацией нервной системы, с одной стороны, и результативностью деятельности - с другой, нет пропорциональной зависимости. Она имеет вид инвертированной U-образной кривой и носит название закона Р. Йеркса и Дж. Додсона. Её общий вид показан на рис. 2 [19].
Как следует из рис. 2, стресс оказывает положительное влияние на результаты деятельности (мобилизует организм и способствует преодолению возникших трудностей) лишь до тех пор, пока он не превысит определенного критического уровня (точка Ак на рис. 2).
Рис. 2. Графическое изображение закона Иеркса-Додсона, связывающего активацию нервной системы (а) с продуктивностью деятельности (W):
а — случай, когда приращение активации ведет к приросту
продуктивности 6Wt; б - случай, когда приращение активации ведет к снижению
продуктивности &W'2
Такой стресс называется эустрессом (от гр. - хороший). При превышении критического уровня в организме развивается процесс гипермобилизации, который влечет за собой нарушение механизма саморегуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до ее срыва. Такой стресс называется дистрессом (от гр. - дважды, двойной). Более детальная картина динамики стресса будет рассмотрена в гл. 10 в связи с проблемами его психопрофилактики.
Следует отметить, что проявления активности в экстремальной обстановке весьма индивидуальны. Так, люди с сильной нервной системой при выполнении обычных заданий довольно спокойны, а под воздействием активации повышают продуктивность деятельности (см. рис. 2, а). Люди же с более слабой нервной системой и более тревожные отвечают высокой активацией уже на сравнительно простые задачи; те задачи, которые у людей более сильного типа вызывают относительно небольшой стресс, у «слабых» порождают дистресс (см. рис. 2, б) [19].
Таким образом, пока стресс, вызванный усложнением условий деятельности, не превышает критического уровня (точка на рис.2), он способствует преодолению трудностей. Однако все это достигается за счет мобилизации резервных возможностей организма и не проходит для него бесследно. Поэтому те виды деятельности, где необходимость в подобной мобилизации возникает довольно часто, отрицательно сказываются на здоровье осуществляющих такую деятельность людей. В связи с этим при осуществлении такой деятельности особенно актуальным является применение методов психопрофилактики стресса. Основные понятия о них даются в гл. 10.
В зависимости от вида стрессора и характера его влияния на человека выделяются физиологический стресс и психологический стресс. Физиологический стресс представляет собой непосредственную реакцию организма на воздействие однозначно определенного стимула, как правило, физико-химической природы. Соответствующие этому типу стрессовые состояния характеризуются выраженными сдвигами в функционировании различных физиологических систем и соответствующими им ощущениями физиологического дискомфорта. Для прикладных исследований большое значение имеют знания о конкретных формах проявления различных видов физиологического стресса - шумового, температурного, вибрационного и др.
Психологический стресс характеризуется включением сложной системы психических процессов, опосредующих влияние стрессора на организм человека. Анализ таких состояний нередко ведется с использованием различных вариантов термина «напряженность». Физиологические проявления этого типа стресса аналогичны описанным выше, однако спектр психологических и поведенческих изменений более широк. Наиболее типичными из них являются изменения в эмоциональных реакциях, протекании различных психических процессов, изменения мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения вплоть до полной дезорганизации деятельности.
Психологический стресс подразделяется на три вида -информационный, эмоциональный, коммуникативный [37]. Информационный стресс возникает в условиях информационных перегрузок и сенсорного голода. В первом случае человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе, особенно при высокой степени ответственности за их последствия. Во втором ~ человек явно недогружен информацией, что также вызывает у него ряд отрицательных явлений (скука, потеря интереса к работе, сонливость, апатия и т.п.). Эмоциональный стресс проявляется в ситуациях угрозы, обиды, опасности, тревоги и т.п. Коммуникативный стресс обусловлен реальными проблемами общения и межличностного взаимодействия в коллективе. Более подробно он рассматривается в гл. 4.
Однако такое деление видов стресса весьма условно, поскольку в любом случае стресс представляет собой неспецифический (общий во всех случаях) ответ организма на неблагоприятную ситуацию. Различия заключаются лишь в характере раздражителя (стрессора), условиях его возникновения, степени и характере ответной реакции организма. Поэтому иногда помимо рассмотренных выше видов стресса отдельно рассматривают в зависимости:
1) от характера выполняемой деятельности - профессиональный (трудовой, стресс на рабочем месте) стресс [7,19,37], боевой (военный) стресс [44] и т.д.;
2) от последствий - травматический стресс, выражающийся в нанесении человеку психологической травмы [44];
3) от степени отсроченности реакции на стресс - посттравматический стресс [45], посттравматическое стрессовое расстройство [20] и др;
4) от влияния на результаты деятельности – продуктивный стресс (эустресс) и негативный стресс (дистресс).
Действующие на человека стрессоры, т. е. значительные по силе или продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний, делят обычно на физиологические и психологические. Физиологические стрессоры обусловлены чрезмерной физической нагрузкой, болевыми стимулами, затруднением дыхания, невесомостью, воздействием высокой и низкой температуры и т.п. Психологические стрессоры - это факторы, действующие своим сигнальным значением: угрозой, обидой, опасностью, информационной перегрузкой, дефицитом времени и информации, особенностями общения и пр. [20, 23].