Системный подход как основание общенаучного метода познания.
13. Общенаучная методология – это методология, которая состоит из приемов, операций, методов, которые уже описаны наукой и применяются ко всем отраслям наук. Общенаучная методология включает в себя такие принципы:
· Детерминизм – изучение объекта во взаимосвязи с причинами и следствиями.
· Развитие - необратимое, закономерное, направленное, качественное изменение материальных и идеальных объектов.
· Системность - это означает преобладание в мире организованности над хаотичными изменениями.
Конкретнонаучная – те же принципы приемы и методы для конкретной науки.
16.Возможность психологии как науки есть методологическая проблема прежде всего. В психологии самый трудный предмет, по мнению Выготского, и его труднее всего изучить. Это сложность и многоплановость предмета исследования, его своеобразие. Новые методологические подходы нужны для изучения накопившегося эмпирического материала.
Методологическая характеристика основных психологических течений.
19.
24.
Объект и предмет исследования.
Объект исследования –та область непосредственно наблюдаемой реальности, для которой выявлены устойчивые и необходимые связи между отдельными ее составляющими и закреплены в системе научных абстракций.
Предмет исследования – это сторона или аспект объекта, который непосредственно вычленяется сквозь призму проблемы.
Единицы анализа психики
— структурные или функциональные образования, выступающие в качестве минимальных, далее не разложимых частей целостной психики и сохраняющие основные свойства этого целого. Понятие «Е. а. п.» употребляется в психологической науке в трех взаимосвязанных смыслах. Во-первых, как универсальная составляющая различных психических процессов. Во-вторых, генетический (онтогенетический) источник психических процессов (см. онтогенез). В-третьих, как универсальное понятие при описании психических процессов. Анализ, основанный на выделении единиц, традиционно противопоставляется расчленению целого на элементы, которые не обладают основными свойствами целого и, напротив, проявляют свойства, которые в исходном целом не могут быть обнаружены (Л. С. Выготский). Выделяемые в ходе анализа психики единицы не следует абсолютизировать, поскольку их характер определяется конкретными задачами исследования. Так, в биологии выделение в качестве единиц анализа живой клетки или биологического вида позволило решить принципиально различные теоретические и прикладные задачи. Постановка вопроса о поиске универсальной Е. а. п., не зависящей от характера исследовательской задачи, не имеет под собой оснований. В современной науке сформулирована система требований к Е. а. п. Они должны иметь внутренне связанную структуру, в которой представлены свойства целого, способность к развитию и саморазвитию, к образованию открытого таксономического ряда и др. (В. П. Зинченко). На разных этапах развития психологической науки в функции Е. а. п. выступали: ощущение, представление и идея; рефлекс; структурное соотношение фигура — фон; поведенческий акт или навык; проба и проверка; схема; действие; операция (обратимое действие); эмоционально-подобное ощущение; функциональный блок; установка, образ, мотив, значение, отношение, диалог и т. д.
ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ — совокупность форм и методов постановки и употребления проблем в мышлении.
28. Гипотеза– этопредположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство.
Верификация– это получение опытных данных в пользу предполагаемой гипотезы.
Фальсифицируемость – наличие принципиальной возможности для любой гипотезы, претендующей на статус научной, быть отвергнутой в ходе эмпирической проверки.
Фальсификация– это получение опытных данных в пользу опровержения предполагаемой гипотезы.
29.
31.Метод – это путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний.
Группы методов психологии
Известно несколько классификаций методов психологии, поскольку по-разному трактуются методы и методики, существуют различные психологические школы, появляются дополнения, изменения. Приведем одну из достаточно коротких, но вполне развернутых и многоплановых классификаций, которая разработана одним из классиков отечественной психологии Б. Г. Ананьевым (1907-1972).
На разных этапах исследования выделяется четыре группы методов.