Психологическая концепция У.Джеймса. Роль У.Джеймса в становлении функционализма.
Уильям Джемс (1842-1910). Главный труд – «Основы психологии» (1890). Функционалист. Развивает идеи Брентано.
Главный принцип американского функционализма: цель психологии - не выявление элементов опыта, аизучение функции приспособления сознания.
Психические процессы как полезную, функциональную деятельность живых организмов в их попытках выжить и приспособиться к окружающему миру.
Джемс подчеркивал ценность прагматизма для психологии. Его главный принцип заключается в том, что обоснованность идеи или понятия должна быть рассмотрена в терминах их практических последствий. «истинно то, что дает результат».
Проблема сознания.
Сознание ведет нас к тем целям, которые необходимы для выживания. Сознание – это жизненно важная функция высокоразвитых существ, живущих в сложной среде: без него была бы невозможна эволюция человека. Сознание обладаетбиологической полезностью, в противном случае оно не выжило бы. Цель, или функция сознания – дать человеку способность - в виде умения выбирать - приспособиться к окружающей среде.
Согласно Джемсу, психическая жизнь есть постоянная смена качественностей – потоксознания. В сознании нет связок. Отвергает атомизм. В самонаблюдении открываются цельные конкретные состояния личного сознания, они могут быть изменчивы.
Чистый опыт представляет собой непрерывный поток жизни, который «поставляет материал для нашего последующего отражения». Минувшее состояние сознания не может снова возникнуть и буквально повториться. Но тогда и наше отражение, сознание представляет собой не статичный предмет, а непрерывное движение, поток мысли.
При этом истинность или ложность мысли проверяется не сама по себе, а в соотношении с другими частями нашего опыта, с реальной практической пользой этой мысли.
Непрерывность мысли объясняет возможность самоидентификации, несмотря на постоянные разрывы в сознании, поэтому, например, просыпаясь, человек мгновенно осознает себя и ему «не нужно бежать к зеркалу для того, чтобы убедиться, что это он».
В непрерывном потоке выделяются некоторые переходные состояния. Подобно полету птицы он составляется как бы из сменяющихся полетов и присаживаний. Места отдыха обыкновенно заняты какими-либо чувственными образами, места полета заполнены мыслями об отношениях, которые существуют между предметами, наблюдаемыми в периоды относительного отдыха.
Характерной чертой потока сознания является наличие психических обертонов, неопределенных образов, смутных и неотчетливых явлений сознания.
Сознание отличается селективностью, в нём всегда одно состояние выдвигается вперёд в соответствии с тем, что нужно, важно, интересно индивиду.
В отдельных частях потока сознания быстрота течения разная. Существуют устойчивые (чувственные впечатления) иизменчивые состояния сознания (мысли об отношениях).
Свойства сознания:
1) каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания
2) состояния изменчивы в границах личного сознания
3) всякое личное сознание – непрерывная последовательность ощущений
4) селективность сознания.
Эти состояния, сознавание отношений между явлениями сознания - пространственных, временных, сходства, различия - невозможно схватить самонаблюдением.
Исследование законов, по которым работает сознание, протекает выбор или отвержение, и составляет главную задачу психологии. Подчеркивал приоритетность изучения именно работы сознания, а не его структуры. Изучая работу сознания, он пришел к открытию двух основных его детерминант - внимания и привычки.
Проблема личности
Личность понимается как интегративное целое, что было принципиально новым в тот период. Он выделял в личностипознаваемый и познающий элементы, полагая, что познаваемый элемент - наше эмпирическое Я, которое мы сознаем как нашу личность, в то время как познающий элемент - наше чистое Я. Большое значение имело и выделение нескольких частей в структуре эмпирической личности – физической, социальной идуховной личности.
Большое значение имело и описание Джемсом тех чувств и эмоций, которые вызывают разные структуры и части личности, – прежде всего описание самооценки (самодовольства и недовольства собой), о роли которой впервые заговорил именно он.
Самоуважение = успех/притязания
Личность | Материальная | Социальная | Духовная |
Самосохранение | Телесные потребности и инстинкты. Любовь к нарядам, франтовство, умение приобретать средства, создавать себе обстановку | Желание нравиться, быть замеченным и т.д. Общительность, соревнование, зависть, любовь, честолюбие и т.д. | Интеллектуальные, моральные и религиозные стремления, добросовестность |
Самооценка | Личное тщеславие, скромность. Гордое сознание обеспеченности, страх бедности | Социальная и семейная гордость, тщеславие, погоня за модой; приниженность, стыд и т.д. | Чувство нравственного и умственного превосходства, чистоты и т.д., чувство вин |
Теория эмоций
Джемс (одновременно с датским психологом Ланге) разработал одну из самых известных теорий эмоций. Эта теория указывает на связь между эмоциями и физиологическими изменениями. Джемс считал, что физиологические изменения организма первичны по отношению к эмоциям. Возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов сердечной, сосудистой, секреторной деятельности. Совокупность ощущений, связанных с этими изменениями, и есть эмоциональное переживание. По Джеймсу: «Мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим, радуемся потому, что смеемся».
Разнообразие эмоций бесконечно велико. Наиболее грубые
– гнев, страх, любовь, ненависть, радость, печаль, стыд, гордость – тесно
связаны с относительно сильным телесным возбуждением. Телесное возбуждение
следует непосредственно за восприятием вызвавшего его объекта, и сознавание этого возбуждения есть эмоция.
Проблема произвольной регуляции эмоций трактовалась при этом упрощенно,
считалось, что нежелательные эмоции, например, гнев, можно подавить, если
намеренно совершать действия, характерные для положительных эмоций.