Состояние психологического знания в Средние века.
В эту эпоху складывается понятие о личности, которое раскрывается исходя из условий бытия средневекового человека, положения индивида в феодальном обществе. Человек становится личностью в той мере, в какой играет сословно приписанную ему роль. Она воплощает типическое для человека как члена определенной общности. Личность – «микрокосм социально-культурной системы».
У отдельных мыслителей наблюдается интерес к самопознанию и самосознанию: В 9-м в. ирландский схоласт Иоанн Скот Эриугенауделяет большое внимание самосознанию. Средством самосознания является внутреннее чувство.
В XII в. философ Пьер Абеляр (1079—1142) - «История моих бедствий». Материал глубокого самоанализа трагедии конкретной жизни Пьера Абеляра и Элоизы. Внутренний мир человека Средневековья, в котором сочетаются личностные качества индивида и его надличностные свойства. Человек отличается один от другого личностно, а не субстанционально. В XIII в. вводится обязательная исповедь для каждого верующего - объективный симптом растущего внимания к человеческой личности.
В начале связь с античным миром была сильна (изучали философов, естественно-научные данные Гиппократа, Аристотеля, Галена). Затем дан умами начинает царить авторитет церкви. Церковь берет на себя оценку истины. Перестает существовать природоведение, все естественное предается анафеме. Появился ислам. Буддизм и христианство становятся мировыми религиями – феодализм способствовал. В культуре тоже царит церковь. Однако это больше характерно для Старого Света с католичеством, чем для Востока с буддизмом.
В XI-XIII происходит развитие городов и зарождение буржуазии. Возникают первые университеты, которые являются опорой духовенства и схоластов. Знание приобретает дедуктивно-схоластический характер. Вместо природы изучаются и комментируются в религиозном ключе тексты Священного писания и античные тексты. Но зато складывался логический характер рассуждений, оттачивалась диалектика.
С XIII в. начинает развиваться научная деятельность во всех областях знания, происходит процесс отделения области веры и знания и рождения светской опытной науки. Первыми на этом пути были науки о природе - естествознание, астрономия и математика.
Характер психологии в средние века этико-теологический. Изучение душевной жизни подчинено задачам богословия: как дух возвышается до царства благодати. Но вместе с тем развиваются знания об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как основах душевной жизни (арабские ученые).
Здесь следует отметить деятельность арабов и мыслителей, писавших на арабском языке (IX — XIII вв.):
Авиценна (Ибн Синадал более точное, чем Гален, описание связи процессов ощущения и мышления с мозгом, наблюдая за нарушениями при ранениях мозга. Духовные силы нуждаются в телесном субстрате - мозге.
Альгазен в «Оптике» развивает учение об ощущении. Впервые обращает внимание на длительность психических актов.
Аверроэс (Ибн Рушд) (комм-р Арист-ля) некоторые «силы души» прямо называл продуктами телесных органов; развил учение Ар-ля о пассивном и активном разуме; о душе; открыл сетчатку как основной элемент процесса преломления лучей. Историческая заслуга арабоязычной культуры состоит также в том, что она вернула народам Европы греческую философию и развила ее дальше, подготовив материализм XVIII в. В трудах этих ученых проводится мысль об обусловленности психических качеств естественными причинами, о зависимости психики от условий жизни, воспитания. Отвергается бессмертие индивидуальной души. Арабоязычные мыслители «способствовали восстановлению психобиологии, отчасти утверждению господства аристотелевской психологии, ставшего с XIII в. абсолютным.
Схоластика.
Три течения:
§ Номинализм: общие понятия – это создаваемые нашим мышлением названия, имена. Реально существуют только определенные вещи.И.Росцелин.XI в.
§ Реализм: общие понятия (универсалии) существуют самостоятельно как отдельные предметы. Ансельм Кентерберийский.XI в.
§ Концептуализм: хотя идеи отдельно от вещей не существуют, их нельзя признать только словами. Идеи – продукты ума и выражают существенное свойство мысли, но им соответствует нечто в самих вещах.П.Абеляр
В XIV веке в споре о природе универсалий победу одержал номинализм. В.Оккам. ). Между этими теч-и схол-ки шел спор по вопросу о реальности общего и об отношении общего к единичному. Господствующей в Средние века была позиция объективного идеализма (считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало ("идея", "мировой разум" и т.п.).. В этих условиях номинализм явился «первым выражением материализма».
Фома Аквинский (1226-1274): решал задачу поддержания религиозного мировоззрения в условиях зарождающейся тяги к объяснению природы и ее опытному изучению.
Душа одна, обладает бытием, отдельным от тела (хотя помещается в теле), нематериальным и индивидуальным. Душа – источник движения тела. Способности души:
· Разум (нус), воля и пр.
· растительные (вегетативные)
· животные
Соотношение душа/тело=соотношение форма/материя. Но различаются чистые формы в бестелесном мире и формы, осуществляющиеся лишь в материи. Человеч.душа – низш. из тех чистых форм (поэтому она бессмертна) и высш. из форм второго рода (поэтому она - принцип всей органич. жиз.). Пон. души получает знач. узлового пункта в мироздании, а ч. выпадает призвание - соединить в себе оба круга бытия.
Человеческая душа бессмертна, она – принцип всей органической жизни. Но природа ее не вполне божественна, об этом свидетельствует не чисто духовный процесс познания (как у Платона).
Познание:
· Человеческое «естественное» познание – ест. разум – познание посредством чувств и интеллекта:
ØОбласть чувственного познания: внешние органы (органы чувств – знание о единичном) и внутренние познавательные органы (общее чувство; пассивная память воображения; активная память; орган суждения – сущность конкретных вещей)
ØУмственный уровень познания – интеллектуальный (восприятие вещи обобщенно)
· «Сверхъестественное» - основа религиозной веры, откровение
Бог есть высшая и конечная цель познания: познается через божественное откровение. Итог: разум на службе у веры.
Ф.А. отрицает врожденное знание, признает врожденные общие схемы – принципиальные познания, вложенные самим богом.
Механизм познания – специальная операция сознания – интенциональность. как активность и предметность познания есть внутренне свойствово человека, прирожденное ему. Придает определнную направленность ату восприятия и познанию в целом.
Разум имеет примат над волей. Цель выбирает интеллект.
Дунс Скот (1265-1308) и Уильям Оккам (1300-1350): деятельность воли выше разума. «бритва Оккама»: пол-е, против умножения принципов для объяснения различн. явленй. Оккам рассмат-т единую душу, борясь с психол. конструк-й Фомы Акв. (мн-во душ-х способностей). Единая душа имеет различн. ф-ции, а душ. силы - разн-е назв-я для разл. актов души.
Значение мистических учений. М-м в исламе - суфизм (сов-ть мистич. практ-к, напр-х на дух-е разв-е и сов-е); Cр.век-й Китай - Чань-Буддизм.
У мистиков (Майстер Экхарт - нем. теолог; (13 – нач. 14 в)) схоластика перерастает в мистику. Ввод-ся представ-е о религ-но-мистич. переж-х, бога нев-но познать, он пост-ся путем мистич. интуиции, непоср-но (возм-ть внерац-го позн-я, наряду с поз-м в форме пон-й); душа – искорка божья в чел. – тожд-во глубины чел. духа и бож-ти.
Якоб Беме (17 в., мистик) сплетает божественное, душевное и теелесное бытие; гов-т о «муках материи». Мистики восх-ли практич. Д-ть, во имя любви к ближ. Экхарт - произ-я о нищете и о Марфе и Марии.Фромм + Джеймс: Э. проан-л разл-я м-ду 2-мя спос-ми сущ-я - обл-м и бытием (уст-ка на акт-ть) - спец-е истор-ки опр-е пон-е лич-ти в Ср. вв.
ЛЕКЦИИ
Учение о душе в Средние века (5-14 вв).
Резюме: Уже в Античности впервые была поставлена проблема о сущности души, ее соотношения с телом (онтологическая проблема).
сложилось 2 представления: материалистическая и идеалистическая.
в этот период сложилась гносеологическая проблема (о познавательных процессах, об из соотношении с реальностью) илипсихогностическая проблема (в рамках психологии). 2 подхода к пониманию сознания:
познание начинается с ощущений, также сложилось направлениесенсуализм - сведение всего познания к ощущению.
сложилась идея о том, что знания не врождены, а являются результатом приобретения опыта (эмпирическое направление).
Зарождается категория мотивации (разум и мотивация отождествляется у Сократа), возникает учение об аффекте, влечении, побуждении.
Таким образом, можно сказать, что здесь начало всего того, что впоследствии будет разрабатываться.
учение Сократа о диалогической природе мышления - сохраняется до сих пор. Его идея о том, что невозможно преподнести знание в готовом виде.
Идея Аристотеля об ощущение как уподоблении. Идея об ассоциативном механизме работы памяти.
динамизм в изображении жизни души у Платона.
Советы стоиков об овладении аффектами.
Развитие - очень медленный процесс.
Термин Средние века дали мыслители эпохи Возрождения (с конца 14 века). они считали период, который идет с конца античности и до их времени - перерыв в развитии мысли, духа человеческого. Назвали этивека темными.
Но это несправедливо.
Почему темные? Это средние века - распад античной культуры, потеря связей с античной культурой, потому что казалось, что философия, основанная на языческой культуре, неприемлима.
Начавшаяся в поздней античности (поздних стоиков) гонение на христиан - нетерпимость к изучению всей античной культуры. Язычество - преодоленная ступень, поэтому и наука не может быть основана.
В 7 веке центр античной науки разгромлен арабским халифатом (огромное гос-во, образованное в 8 веке, на развалинах империи Александра Македонского от Пиренейского полуострова до Индии и Китая). Среди арабов сохранялось уважение к Аристотелю.
Аверроэс (арабский мыслитель, из Испании) — комментатор Аристотеля. Сохранил Аристотеля для последующего периода развития.
В средние века приостановилось развитие эмпирического знания, его вытеснили церковные догмы.
Средние века — период господства 3 великих религий: в Европе христианство, в Азии - буддизм, в Арабском халифате — ислам. Наукой занималось духовенство. Потребность в богослужении требовало образование. Школы были с духовными учителями. В 12 в. - университеты в Европе, учителя — люди духовного звания. Университеты — церковные учреждения. Богословский, юридический и медицинский факультеты. Главный — богословский факультет.
Однако нельзя оценивать только темными красками средние века, например, плеяда великих людей: Авероис, Пьер Абеляр, Фома Аквинский, врач Авиценна, Данте. Готические соборы, буддийские храмы, мавританские дворцы — памятники культуры. Сложился рыцарский роман, народные праздники, фарсы.
Мы начинаем наш экскурс в историю с того, что внесли в психологическую мысль арабоязыческие мыслители.
Авиценна (Ибн Сина) (980-1037).
Главный труд - «Канон врачебной медицины». Признавал учение Аристотеля о 3 видах души, считал, что главная идея, что душевные процессы связаны с физиологическими, телесными процессами. Связь телесного и психического.
Подчеркивал качественную специфику психики человека в отличие от животного. Связывал эти различия с рядом причин:
- человек живет в условиях общества
- находится под влиянием языка (его сознание связано с языком)
- в формировании психики воспитание играет важную роль