Вопрос 23. Естественные науки в XX веке.
Вопрос 24. Развитие науки в России.
1 этап - Просвещение
- впервые наука появилась в России при Петре Великом. Царь был заинтересован в составлении карт своих владений, в особенности на Дальнем Востоке, для чего посылал в Сибирь и Америку несколько экспедиций: Беринг. В 1719 г. Петр направил на Урал и в Сибирь Василия Татищева, одним из поручений которого также было географическое описание России. В ходе работы оно превратилось в историческое исследование, в частности, Татищев разыскал и подготовил к публикации Русскую правду, Судебник Ивана Грозного (1550), целый ряд летописей и множество других ценных исторических документов.
- учреждение Петербургской Академии наук, куда были приглашены многие известные учёные Европы в том числе Герхард Миллер
- Михайло Ломоносов - закон сохранения массы, заложил основы современной физической химии, молекулярно-кинетической теории тепла, изготовлял телескопы собственной конструкции, с помощью которых открыл атмосферу у планеты Венеры, а также был одаренным поэтом и одним из создателей современного русского языка.
- химик Товий Ловиц, натуралисты и этнографы Иоганн Георги и Иоганн Гюльденштедт, ботаник и географ Иоганн Фальк, географы Н. Я. Озерецковский и П. И. Рычков.
- 2 этап: Российская наука накануне октябрьской революции
- И. П. Павлов - физиология пищеварения, И. И. Мечников — исследования механизмов иммунитета.
- Организационная модель российской науки к 1917 году состояла из Петербургской академии наук, университетов, специальных учебных институтов, научных обществ, немногочисленных лабораторий ведомств и предприятий, ведомственных и межведомственных ученых комитетов и комиссий. Научные ячейки при министерствах и ведомствах (Горный ученый комитет, Геологический комитет и т. д.) обслуживали практические нужды этих ведомств. Заводская наука в дореволюционной России находилась на стадии зарождения. Лишь на немногих крупных предприятиях имелись лаборатории и конструкторские бюро.
- Дореволюционная наука характеризовалась фрагментарностью развития, отсутствием широкого исследовательского фронта. Сохранялась сильная зависимость научных учреждений России от передовых стран по линии приборов, лабораторного оборудования и химических реактивов. Слабая связь российской науки с производством не была преодолена
3 этап: Советский период
Советский период характеризуется централизованным управлением науки. Значительная часть ученых работали в АН СССР , Образовательных учреждениях, отраслевых НИИ. Началось развитие науки не только в Москве, Ленинграде, Киеве, но и в Новосибирске, в Свердловске, Хабаровске.
Организационная модель российской науки была сформирована в 1917—1930 г.г. и была ориентирована на потребности индустриализации. В этот период были сформированы ведомственные сети научных организаций (наркоматов земледелия, здравоохранения и т. д.). В 1931 г. были установлены основные типы научных учреждений: центральный НИИ, отраслевой институт при вузе, низовые учреждения (заводские лаборатории, опытные станции), региональные институты. В период с 1931 по 1955 г.г. произошла дифференциация научных организаций по стадиям выполнения исследований и разработок на — научно-исследовательские, конструкторские, проектные и технологические. Основной курс государственной политики состоял в создании необходимых условий для развития практически всех крупных отраслей знаний. Были созданы две практически изолированные друг от друга системы: военная и гражданская.
- Организационную структуру академического сектора науки представляли научные организации Академии наук СССР и отраслевых академий. Самое значительное место в академическом секторе занимала «Большая академия» (АН СССР). Созданная в 30-е годы сеть научных центров была преобразована в республиканские академии.
- Модель отраслевой науки создавалась с ориентацией преимущественно на прикладные исследования, опытно-конструкторские и технологические разработки. В рамках каждой отрасли народного хозяйства было организовано управление всем циклом проведения исследований и разработок — от фундаментальных и прикладных исследований до их внедрения в серийное промышленное производство. Тем самым отраслевые министерства и ведомства стремились обеспечить научным «сопровождением» весь спектр своей деятельности, жестко контролируя процесс проведения исследований и разработок подведомственными научными организациями. Ведомственные сети отраслевого сектора формировались по двум направлениям: на основе специализации на выполнение исследований и разработок по продуктовым областям и на основе специализации по созданию продуктов и процессов.
- физики: Тамм И. Е., Франк И. М., Черенков П. А., Ландау Л. Д., Басов Н. Г., Прохоров А. М., Капица П. Л., Алфёров Ж. И., Абрикосов А. А. и Гинзбург В. Л., а также химик Семёнов Н. Н. и математик Канторович Л. В., получивший в 1975 г. премию по экономике. Благодаря деятельности И.В.Курчатова, С.П.Королева и других ученых в СССР было создано ядерное оружие и космонавтика. В то же время развитие биологии сдерживалось начатой в середине 1930-х годов Т. Д. Лысенко кампанией против генетики, существенно пострадал и ряд других научных дисциплин (см. Идеологический контроль в советской науке).
Следует отметить следующие параметры, характеризующие организационную модель отечественной науки советского периода:
cильный научный комплекс, ориентированный на исследования и разработки оборонного характера в ущерб развитию гражданских отраслей промышленности;
неразвитость технологий двойного назначения, результаты научных исследований и разработок в оборонной промышленности практически не трансформировались в гражданскую сферу, как в странах Запада;
ведомственная разобщенность научного сообщества;
преобладание крупных специализированных научных организаций, особенно в отраслевом, самом масштабном по уровню используемых ресурсов секторе науки;
проведение исследований по всему фронту работ;
базовое финансирование научно-исследовательских организаций, слабо коррелированное с народно-хозяйственными потребностями в научно-технической продукции;
монополия в государственной форме собственности;
относительная изолированность от мирового научного сообщества;
планирование тематики научных исследований и результатов в прикладных областях.
- Точкой отсчета процессов трансформации научных учреждений и нарастания кризиса науки следует считать 1987 г. , когда было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О переводе научных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование», прикладные исследования и разработки признавались товаром, был осуществлен переход к оплате научно-технической продукции по договорным ценам. Однако не происходило обновлений исследований, оборудования и кадрового потенциала. Напротив, углублялся процесс «консервации отсталости» технологического базиса отраслей народного хозяйства.
4 этап современная наука
- Затраты на исследования и разработки в России в 2000—2007 годах, в млрд долларов США
-Вместе с тем, из-за резкого сокращения финансирования науки во время кризиса конца ХХ века страну покинули десятки тысяч ученых, которые теперь работают за рубежом (см. Утечка мозгов).
Материал по лекциям (Кочергин):
Тема: наука в России
- Фактический материал связанный с характеристикой разных этапов- принято выделять допетровский, петровский, послепетровский. Последний более подробно делится на 60е годы 19 века конец, а начало после смерти Петра, следующий период с 60х годов 19 века, после отмены крепостного права до границы 19-20 века. По мере изложения.
- Специфика Российской науки. (влияет ли ментальность на науку, если влияет, то как (Советский, постСоветский период, на современном этапе, перспектива развития.))
Допетровский период –могла ли возникнуть наука. Наука не могла возникнуть в силу сложившихся исторических условий. Эти обстоятельства следующие:
- Господство феодальных отношений
- Татарское иго (сейчас несколько версий, было ли оно) причины Татарстан- появление сепаратистского настроения после развала СССР, и органы власти Тат обратились в органы власти чтобы татарстан убрали из учебников истории для школьников.
- Слабые связи, огромная территория (что затрудняло развитие государства). Итог, при таких условиях.. требовался рывок. Рывок- преподаватель обосновывает методы Сталина.
Такой рывок требовался и в допетровское время, этот рывок связан с именем Петра, личность харизматичное, взять «Окно в Европу». Там было так же насилие, как и у Сталина. В результате Петровских реформ- полная реорганизация, создание хозяйствующих органов, создание Академии Наук, научных и военных школ, Петр приглашает зарубежных ученых работать в Россию, так на примере математика Эйлера который 40 лет работал в России. За время Петра Россия становится на Европейский путь.
Западная наука того времени лежит на практичности. Приобщение науки и практ.применении, т.е. на анализе, объекте и субъекте. Это мы увидим на примере западников и славянофилов. Славянофилы говорили о неразрывности объекта и субъекта. (В чем различие? – исключение влияния субъективности для западников, а для С-в слияние). Маркс о Фейербахе- мы познаем мир через призму субъективного восприятия, и не можем по другому. Пушкин представляет мгу.
Говоря о допетровском периоде нужно отметить что что то было. Новгородский монах кирик- издает книгу- в которой говорится о том как вычеслить день в будущем. Затем появляется другие математики. В целом по арифметическим знаниям Россия была на уровне запада. Школы Радищева, Магницкого- арифметика, тригонометрия, мореплавание. Сдерживание развити науки сдерживалось феодалами. Начинается новый период- 1812г.люди знакомятся с западными формами по иному, крымская война выявила слабость России, требовался новый рывок. Александр 2 опаздывает, реформа произошла в том виде как говорит Некрасов- одним концом по бабе, другим по мужику- вопрос что забрали землю.
В новых условиях образовывается капитализм, появляется вольнонаемный труд, появляется интелегенция, а появление интелегенции- имеет двойственный характер- в частности это революционная сила критикующая власть. Ихкритикует в февральской и октябрьской революции. Но в этом виноваты не интеллигенты, а власть, которая довела до того что народ взялся за оружие.
К концу 19- начале 20 были достигнуты успехи
19 век- век эволюции, при котором развитии науки началось не с точки зрения описания, а с точки зрения эволюции. Ахматова- как в прошедшем грядущее зреет, так в грядущем прошлое тлеет. Все науки возникаю внутри Ф, этот процесс назывется филиацией идей. Наука петровского периода нацелена на западную науку, то в 19 веке идет выравнивание теории и практического исследования. Появляестся такое явление как меценатство. До этого это затушевывалось, но их было много. К одному из меценатов препоадватель имеет отношение. Меценат Чижов- Крупный жд строитель, крупный бизнесмен, у репина есть картина умирающий Чижов. Патриот- на его деньги было создано 8 учебных заведений- так как примерно научная Школа Чижова (позже Красина).
Бутлеров- теория органических строений, Менделеев, Лобачевский, Лебедев- электротехника, Попов- радио, Цолковский- теорие ракетного движения, Яблочков- лампа накаливания, Берр- открытие связанное с эмбриологией с научным названием лепестки, зародышевые лепестки- к этому открытию причастны Сеченов,; Психофизиологическая теория- Ковавлевский. Павлов- теория ВНД, кровообращения, пищеварение, Мечников- анабиоз, Докучаев- землеведение, он учитель Цеолковкого. Землеведение раньше изучало земельный покров с точки зрения вреда, а Мечников начинает изучать с точки зрения влияние на биосферу. Пирогов- , Ивановский- создание вирусологии. Тимирязев- фотосинтез. Вернадский (пророк)- не был нобелевским лауреатов, но выделяется среди всех ученых столетия, он становится все более актуальным, его имя становится более популярным. Создание биохимии, создание. Бытие определяет сознание, но создатели ноосферы Теяр Дешорден, Леруа. Вернадский построил его на материалистической основе. Нужно жить по принципу сознание определяет бытие.Как же строить действительность.
Преподаватель с Вернадским он разошелся только в одном, он искал пути выживания цивилизации, он видел, что эгоизм неистребим, погряз в удовлетворении все возрастающих материальных потребностей. В поисках пути выживания он искал применение ноосферы. Моисеев Никита Николаевич- математик- вычисливший на ЭВМ в своем центре, что результатом ядерной войны будет ядерная зима, 40 холод на всей планете, что неминуемо приведет к смерти. Этот ученый исчез. Он считает что путь к ноосфере это путь к коэволюции- совместной жизни и мирному сосуществованию. Моисеев отвергал путь все большего улучшения жизни, путем отъема от природы. Это количество переходит в качество. Это расходилость с теорией которая была признана- все возрастающее воздействие на ОС с целью отъема веществ, развитие потребления.
Страна находящаяся на 74 уровне по благосостоянию не может претендовать на звание мировой державы.
Без учета последнего года на данный момент можно выделить Лауреатов включая нобелевских лауреатов Мира (пастернак, шолохов, солженицын, сахаров, горбачев):
Досоветский период 15+ советский период 20+ 3 наших соотечественника, в общем 35. США- 204, Великобритания- 114, Германия- 106, Франция- 54.
Советский период- после Октябрьской революции, было не до науки, однако что касается реформы образования- ликвидировали безграмотность в считаный период. Это дало базу для науки-
Принцип ИОФФЕ- 3 первых курса- максимальная академическая нагрузка, затем распределение по лабораториям, на самом передовом уровне, представители МГУ говорили что в Сибири диплом- уровень кандидатских. Таланты ученые искали на территории всего союза, был отбор по принципу 5 задач, 3 на знание, 2 на соображения.
Беда нынешней позиции-
Для организации советской науки- 3 уровня:
1) Академический уровень
2) Отраслевая наука (горная)
3) КБ (предназначались для того чтобы приспосабливаать резульаты фундаментальных исследований для практического применения) упразднены в Ельцинский период. А исследования были хорошими и атом, и космос.
Идеологизация науки. Появление шарашек Солженицын- для решения важных в т.ч. для решения проблем, ученых насильно запихивали в одно место для решения проблем, так были решены проблемы космоса, атома. «Лучшие годы жизни некоторый- это годы жизни проведенные в шарашках» говорили ученые.
Непонятно почему доходило до таких форм- почему Лысенко? Многие виды наук были отброшены на многие десятилетия, например кибернетика была объявлена вне закона. Ленин- в каждом утверждениии и позиции есть рациональное зерно, враждебной философская концепция не бывает.
Делягин Радио КП- сказал, что проведение залоговой приватизации есть перступление. Его нужно расследвать.
Нужен новый рывок, Россия может перестать быть субъектом МеждОтнош. Процесс глобализации- выжить может только страна обладающая высокими технологиями продукт которых конкурентноспособен. Мы живем в рамках жестокой конкуренции. Без развития науки страна не сохранит себя.