Почему наука возникла в Древней Греции?
Отталкиваемся от обстоятельств функционирования преднауки. В Вавилоне была преднаука (знания, которые воспроизводились). Ответ лежит не в том, что было в городах Греции, а в том, чего там не было. В Древней Греции не было такой мощной образовательной системы, школы как в восточной цивилизации, тех слоёв-носителей знаний (интеллигенции), которые существовали в восточной цивилизации. т. е. отсталость Древней Греции дала возможность появится научному знанию. Этого не было бы достаточно, если бы не меценатство эллинистических монархов.
Центры науки: в городах. Главный центр — в Александрии. Меценатство зародилось ещё в эпоху тиранов VII-VI веков до н.э. (в отношении писателей, поэтов и др.). Далее меценатство распространилось и на науку. Среди монархов появилась «мода на просвещение». Первый: основатель династии Птолемеев — Сотеп (по кличке «спаситель»). Далее до Птолемея Шестого. Птолемей Первый пригласил к себе Диметрия Фалесского. Диметрий создал по образцу Ликея образовательное учреждение. Создал библиотеку — Александрийская библиотека. Кроме этого создан НИИ.
Перганский центр был в основном гуманитарным. Там начинает распространяться первая рациональная концепция, объясняющая мифологию, пишутся труды по диалектам греческого языка.
Родосский центр. Эдем. Крупнейший античный астроном Епарх. Работал крупнейший после Аристотеля античный энциклопедист - Посейдоний Родосский. От него эстафета идёт к Цицерону.
Математика. В Древней Греции математика возникает. Использовала математическую преднауку Египта и Вавилона. Из простого искусства вычисления к дедуктивной науке (геометрия и алгебра). Арифметика. Математик, систематизатор математических знаний — Эвклид (конец IV века). Обобщил и изложил все достижения античной математики. Античная математика начинается с пифагорейцев. Феномен «число». Сформулировали идею закономерности. Пытались увидеть связь между числом как абстрактным выражением значения любого множества и формами объективного мира. Переходили от арифметики к пространственно организованному миру.
Античные астрономы. Использовались достижения вавилонской и египетской астрономии. Цель: объяснить устройство мира. Боролись 2 идеи: гелеоцентрическая; геоцентрическая. Первичной была геоцентрическая идея. Пифагорейцы: Филалай (в V веке до н.э.) В центре — чистейшее пламя. Вокруг центрального огня вращается антихтон (противоЗемля). Вокруг — сфера (прозрачная, хрустальная) земная, т. е. Земля. Далее — Луна с лунной сферой, далее — солнце, марс Венера, Сатурн, неподвижные тела. Солнце не светит, а отражает. Каждая сфера вращается сама по себе и издаёт звук определённой тональности. Исключение — верхняя сфера (сфера звёзд) стоит на месте. Звуки, которые издают сферы при вращении, образуют Небесную гармонию. Мир делился на подлунный и надлунный (относительно Солнца). Последующая античная астрономия: возникает дилемма между сторонниками геоцентрической идеи и гелеоцентрической идеи. Что находится в центре? Первая попытка уйти от схемы Филалая — ученик Платона - Гераклит Понтийский. Его схема. В центре — Земля. Вокруг неё вращается Луна. Касательно других планет... Вокруг Земли вращается Солнце. Вокруг Луны - Марс и Венера. Аристарх Самосский (из школы патетиков). Схема. Центр. Вокруг него вращается Солнце. А вокруг него Земля, Луна, Меркурий, Венера, Марс. Идея Гиппарха (II век до н.э.). Орбиты планет смещаются с центра. Появляется эксцентр. Условный центр. Земля рядом. Планеты вращаются вокруг условного центра. По отношению к Земле планеты движутся как обруч. Идея эксцентра давала возможность лучше объяснить движение планет. Гиппарх высказывает также идею: вращаются по этим орбитам, смещённым относительно Земли, не сами планеты, а центры вращения планет по эпициклам. Окружность вращение — деферент.
Физика Аристотеля. Проблема: мир изменчив или нет? Доктрины. Платон: мир идей. Атомисты (Демокрит): существуют только атомы (бытие, неизменное), пустота (небытие, но не абсолютное бытие). Атомисты создали свою физику. Аристотель первый попытался объяснить движение. Движение как изменение вообще. Перемещение — вынужденное или естественное. Вынужденное (движение ручки). Естественное связано со свойствами самих тел. Направление движения вверх или вниз. Естественные движения — движения лёгких начал (воздуха и огня вверх) и тяжёлых (земли и воды) к центру, вниз. Поэтому дождь падает вниз, огонь — вверх. Земля и вода составляют Землю, а надлунный мир состоит из эфира. Мир не является пустым и недискретен (не представляет собой непрерывную наполненность). Нет пустоты.
Естествознание развито чрезвычайно слабо.
(Степин):Философия продемонстрировала планомерное развертывание представлений о различн типах объектов и способах их мысленного освоения. Важн веха в математике – пифагорейская школа – картина мира, в основе кот лежал принцип (началом всего явл число; ключ к пониманию мироустойства). Отношение к физ труду как к низшему сорту деят, поэтому разрыв теории от практики.
Вопрос 14. Основные отрасли и главные достижения античной науки.
Материл по лекциям (для 13 и 14 вопросов):
Читает: Алексеев Александр Петрович